Найти тему
Самир Мамедов

Иммануил Кант - Что такое просвещение?

Просвещение — это выход человека из состояния своего

несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.

Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без

руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной

вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а

в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со

стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться

собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения.

Леность и трусость — вот причины того, что столь большая часть людей,

которых природа уже давно освободила от чужого руководства (naturaliter

maiorennes), все же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними; по

этим же причинам так легко другие присваивают себе право быть их

опекунами. Ведь так удобно быть несовершеннолетним! Если у меня есть

книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пастырь, совесть

которого может заменить мою, и врач, предписывающий мне такой-то образ

жизни, и т. п., то мне нечего и утруждать себя. Мне нет надобности мыслить,

если я в состоянии платить; этим скучным делом займутся вместо меня

другие. То, что значительное большинство людей (и среди них весь

прекрасный пол) считает не только трудным, но и весьма опасным переход к

совершеннолетию, — это уже забота опекунов, столь любезно берущих на

себя верховный надзор над этим большинством. После того как эти опекуны

оглупили свой домашний скот и заботливо оберегли от того, чтобы эти

покорные существа осмелились сделать хоть один шаг без помочей, на

которых их водят, — после всего этого они указывают таким существам на

грозящую им опасность, если они попытаются ходить самостоятельно.

Правда, эта опасность не так уж велика, ведь после нескольких падений в

конце концов они научились бы ходить; однако такое обстоятельство делает

их нерешительными и отпугивает их, удерживая от дальнейших попыток.

Итак, каждому отдельному человеку трудно выбраться из состояния

несовершеннолетия, ставшего для него почти естественным. Оно ему даже

приятно, и первое время он действительно не способен пользоваться

собственным умом, так как ему никогда не позволяли делать такую попытку.

Положения и формулы — эти механические орудия разумного употребления

или, вернее, злоупотребления своими природными дарованиями —

представляют собой кандалы постоянного несовершеннолетия.

Я определил основной момент просвещения, состоявшего в выходе

людей из состояния несовершеннолетия по собственной вине,

преимущественно в делах религиозных, потому что в отношении искусств и

наук наши правители не заинтересованы в том, чтобы играть роль опекунов

над своими подданными. Кроме того, несовершеннолетие в делах религии не

только наиболее вредное, но и наиболее позорное. Однако в своем образе

мыслей глава государства, способствующий просвещению в делах религии,

идет еще дальше; он понимает, что даже в отношении своего

законодательства нет никакой опасности позволить подданным публично

пользоваться своим разумом и открыто излагать свои мысли относительно

лучшего составления законодательства и откровенно критиковать уже

существующее законодательство; мы располагаем таким блистательным

примером, и в этом отношении ни один монарх не превосходил того, кого мы

почитаем в настоящее время.

Однако только тот, кто, будучи сам просвещенным, не боится

собственной тени, но вместе с тем содержит хорошо дисциплинированную и

многочисленную армию для охраны общественного спокойствия, может

сказать то, на что не отважится республика: рассуждайте сколько угодно и о

чем угодно, только повинуйтесь! Так проявляется здесь странный,

неожиданный оборот дел человеческих, да и вообще они кажутся

парадоксальными, когда их рассматривают в целом. Большая степень

гражданской свободы имеет, кажется, преимущество перед свободой духа

народа, однако ставит этой последней непреодолимые преграды. Наоборот,

меньшая степень гражданских свобод дает народному духу возможность

развернуть все свои способности. И так как природа открыла под этой

твердой оболочкой зародыш, о котором она самым нежным образом

заботится, а именно склонность и призвание к свободе мысли, то этот

зародыш сам воздействует на образ чувствования народа (благодаря чему

народ становится постепенно более способным к свободе действий) и

наконец даже на принципы правительства, считающего для самого себя

полезным обращаться с человеком, который есть нечто большее, чем

машина, сообразно его достоинству.