Найти в Дзене
Один Rust не п...Rust

Распределенная СУБД на Rust

Оглавление

Для чего нужна данная статья? :

- Использовать низкоуровневые сетевые библиотеки, tokio или async-std, для создания собственных протоколов обмена данными между узлами.


- Реализовать алгоритмы распределенного консенсуса (например, Raft или Paxos) с использованием библиотек, таких как
raft-rs.


- Разработать механизм хранения данных с использованием
sled или rocksdb.

Зачем Вам это уметь? :

- Увеличить масштабируемость, надежность, производительность и удобство разработки распределенных систем.

1. Дизайн протоколов взаимодействия с использованием tokio

Для сетевого взаимодействия будем использовать библиотеку tokio, которая позволяет писать асинхронный код.

# В Cargo.toml

[dependencies]

tokio = { version = "1", features = ["full"] }

serde = { version = "1", features = ["derive"] }

serde_json = "1"

Сервер

use tokio::net::TcpListener;

use tokio::io::{AsyncReadExt, AsyncWriteExt};

use serde::{Serialize, Deserialize};

#[derive(Serialize, Deserialize)]

struct Request {

command: String,

key: String,

value: Option<String>,

}
#[derive(Serialize, Deserialize)]

struct Response {

success: bool,

value: Option<String>,

}
#[tokio::main]

async fn main() -> Result<(), Box<dyn std::error::Error>> {

let listener = TcpListener::bind("127.0.0.1:8080").await?;

loop {

let (mut socket, _) = listener.accept().await?;

tokio::spawn(async move {

let mut buf = vec![0; 1024];

match socket.read(&mut buf).await {

Ok(n) if n == 0 => return,

Ok(n) => {

let req: Request = serde_json::from_slice(&buf[..n]).unwrap();

let resp = handle_request(req).await;

let resp_bytes = serde_json::to_vec(&resp).unwrap();

socket.write_all(&resp_bytes).await.unwrap();

},

Err(e) => eprintln!("failed to read from socket; err = {:?}", e),

}

});

}

}

async fn handle_request(req: Request) -> Response {

// Пример простой логики обработки запроса

Response { success: true, value: req.value }

}

2. Реализация алгоритма консенсуса (Raft)

Для реализации алгоритма консенсуса Raft можно использовать библиотеку raft-rs.

[dependencies]

tokio = { version = "1", features = ["full"] }

raft = "0.7"

async-raft = "0.6"

serde = { version = "1", features = ["derive"] }

serde_json = "1"

Основная логика узла

Создадим основные компоненты для работы с Raft.

Структуры данных

Определим структуры данных для журнала и состояния узла.

use serde::{Serialize, Deserialize};

use async_raft::raft::{Entry, EntryPayload};

#[derive(Debug, Serialize, Deserialize)]

pub struct MyRequest {

pub key: String,

pub value: String,

}
#[derive(Debug, Serialize, Deserialize)]

pub struct MyResponse {

pub success: bool,

pub value: Option<String>,

}
#[derive(Debug, Serialize, Deserialize)]

pub struct MyLog {

pub request: MyRequest,

}
#[derive(Debug, Serialize, Deserialize)]

pub struct MyState {

pub data: std::collections::HashMap<String, String>,

}

FSM (Состояние конечного автомата)

Создадим FSM для обработки команд.

use async_raft::{AppData, AppDataResponse, NodeId, RaftNetwork, RaftStorage};

use async_trait::async_trait;
use tokio::sync::RwLock;

use std::sync::Arc;

use async_raft::storage::MemStore;

#[derive(Clone)]

pub struct MyRaft {

pub id: NodeId,

pub network: Arc<dyn RaftNetwork<MyRequest, MyResponse>>,

pub storage: Arc<MemStore<MyRequest, MyResponse>>,

}
impl MyRaft {

pub async fn new(id: NodeId, network: Arc<dyn RaftNetwork<MyRequest,

MyResponse>>, storage: Arc<MemStore<MyRequest, MyResponse>>) -> Self {

MyRaft { id, network, storage }

}
}
#[async_trait]

impl RaftStorage<MyRequest, MyResponse> for MyRaft {

type Snapshot = ();
async fn get_membership_config(&self) -> Result<(async_raft::MembershipConfig,

u64), async_raft::StorageError> {

self.storage.get_membership_config().await

}
async fn get_initial_state(&self) -> Result<async_raft::RaftState,

async_raft::StorageError> {

self.storage.get_initial_state().await

}
async fn save_hard_state(&self, hs: &async_raft::RaftState) -> Result<(),

async_raft::StorageError> {

self.storage.save_hard_state(hs).await

}
async fn get_log_entries(&self, start: u64, stop: u64) ->

Result<Vec<Entry<MyRequest>>, async_raft::StorageError> {

self.storage.get_log_entries(start, stop).await

}
async fn delete_logs_from(&self, start: u64, end: Option<u64>) -> Result<(),

async_raft::StorageError> {

self.storage.delete_logs_from(start, end).await

}
async fn append_entry_to_log(&self, entry: &Entry<MyRequest>) -> Result<(),

async_raft::StorageError> {

self.storage.append_entry_to_log(entry).await

}
async fn replicate_to_log(&self, entries: &[Entry<MyRequest>]) -> Result<(),

async_raft::StorageError> {

self.storage.replicate_to_log(entries).await

}
async fn apply_entry_to_state_machine(&self, index: &u64, data: &MyRequest) ->

Result<MyResponse, async_raft::StorageError> {

// Обработка данных

Ok(MyResponse { success: true, value: Some(data.value.clone()) })

}
async fn replicate_to_state_machine(&self, entries: &[(&u64, &MyRequest)]) ->

Result<(), async_raft::StorageError> {

// Репликация данных

Ok(())

}
async fn do_log_compaction(&self) -> Result<(), async_raft::StorageError> {

Ok(())

}

async fn create_snapshot(&self) -> Result<(Self::Snapshot,

async_raft::SnapshotMeta), async_raft::StorageError> {

Ok(((), async_raft::SnapshotMeta::default()))

}
async fn finalize_snapshot_installation(&self, snapshot: Self::Snapshot, index: u64)

-> Result<(), async_raft::StorageError> {

Ok(())

}
async fn get_current_snapshot(&self) -> Result<Option<(async_raft::SnapshotMeta,

Box<Self::Snapshot>)>, async_raft::StorageError> {

Ok(None)

}

}

Сетевой слой

Создадим сетевой слой для взаимодействия между узлами.
use async_raft::{RaftNetwork, RaftNetworkFactory, NodeId};

use async_raft::raft::{AppendEntriesRequest, AppendEntriesResponse, VoteRequest,

VoteResponse, InstallSnapshotRequest, InstallSnapshotResponse};

use async_trait::async_trait;
use std::sync::Arc;

pub struct MyNetwork {

// Можете использовать любые структуры данных для хранения состояния сети

}
#[async_trait]

impl RaftNetwork<MyRequest, MyResponse> for MyNetwork {

async fn send_append_entries(&self, target: NodeId, rpc:

AppendEntriesRequest<MyRequest>) -> Result<AppendEntriesResponse,

async_raft::NetworkError> {

// Отправка AppendEntries RPC

Ok(AppendEntriesResponse { term: rpc.term, success: true })

}
async fn send_install_snapshot(&self, target: NodeId, rpc: InstallSnapshotRequest)

-> Result<InstallSnapshotResponse, async_raft::NetworkError> {

// Отправка InstallSnapshot RPC

Ok(InstallSnapshotResponse { term: rpc.term })

}
async fn send_vote(&self, target: NodeId, rpc: VoteRequest) ->

Result<VoteResponse, async_raft::NetworkError> {

// Отправка Vote RPC

Ok(VoteResponse { term: rpc.term, vote_granted: true })

}

}

Инициализация узла Raft

use async_raft::Config;

use std::time::Duration;

#[tokio::main]

async fn main() -> Result<(), Box<dyn std::error::Error>> {

let id = 1; // ID текущего узла

let network = Arc::new(MyNetwork {});

let storage = Arc::new(MemStore::new());

let config = Arc::new(Config::build("my_raft_cluster".into())

.election_timeout_min(150)

.election_timeout_max(300)

.heartbeat_interval(50)

.build()?);

let raft = async_raft::Raft::new(id, config.clone(), network.clone(), storage.clone());

// Запуск узла

tokio::spawn(async move {

raft.start().await.unwrap();

});

// Пример отправки команды

let request = MyRequest { key: "example".into(), value: "value".into() };

let response = raft.client_write(request).await.unwrap();

println!("Response: {:?}", response);

Ok(())

}

3. Система хранения данных с использованием sled

Для хранения данных используем sled, быстрый и надежный embedded-хранилище данных.

# В Cargo.toml

[dependencies]

sled = "0.34"

serde = { version = "1", features = ["derive"] }

serde_json = "1"

use sled::{Db, IVec};

use serde::{Serialize, Deserialize};

#[derive(Serialize, Deserialize)]

struct Data {

key: String,

value: String,

}
fn main() -> Result<(), Box<dyn std::error::Error>> {

let db = sled::open("my_db")?;

// Пример записи данных

let data = Data { key: "example".to_string(), value: "value".to_string() };

let serialized_data = serde_json::to_vec(&data)?;

db.insert(data.key.as_bytes(), serialized_data)?;

// Пример чтения данных

if let Some(serialized_data) = db.get("example")? {

let data: Data = serde_json::from_slice(&serialized_data)?;

println!("Retrieved: {:?}", data);

}

Ok(())

}

Объединение всех компонентов

Для создания полноценной распределенной СУБД нужно интегрировать все эти компоненты вместе. Это будет включать создание узлов, которые будут взаимодействовать друг с другом через сетевые протоколы, согласовывать изменения данных с использованием Raft и хранить данные в sled.