О том, что соблазнение Евы включало также совокупление, говорит уже Вавилонский Талмуд, однако в нём с Евой совокупляется змей:
mpny mh gwym mzwhmyn
Почему неевреи скверны?
šlw ‘mdw ‘l hr syny
Потому что они не стояли у горы Синай.
šbš‘h šb’ nḥš ‘l ḥwh
Ибо, когда змей пришёл к Еве,
hṭyl bh zwhm’
Он ввёл в неё скверну.
yśr’l š‘mdw ‘l hr syny
Когда израильтяне стояли у горы Синай,
psqh zwhmtn
Их скверна исчезла.
gwym šl’ ‘mdw ‘l hr syny
Неевреи не стояли у горы Синай,
l’ psqh zwhmtn
И их скверна не исчезла.
А как же обращающиеся в иудаизм неевреи (gerim)? – У Синая присутствовали их ангелы-хранители (mazzalayehu, букв. «созвездия»).
(ВТ Шаббат, 145b.16-146a.1; то же в ВТ Йевамот, 103b.3; ВТ Авода Зара, 22b.11)
Пирке де-Рабби Элиэзер также сообщает, что, когда израильтяне сделали золотого тельца, Самаэль вошёл в него и мычал из его утробы, чтобы ввести Израиль в грех (ПдРЭ, 45). Самаэль правит всеми народами, но не имеет власти над Израилем кроме как в День искупления, когда козёл отпущения служит ему взяткой: «Самаэль сказал перед Святым, благословен он: Владыка мира! Ты дал мне власть над всеми народами земли, а над Израилем ты не дал мне власти! Он ответил ему: Вот, ты имеешь власть над ними в День искупления, если они имеют грех, а если нет, ты не имеешь власти над ними. По этой причине они дают ему подарок в День искупления, чтобы не приносить жертву, как сказано: “Один жребий для Яхве, а другой жребий для Азазеля” (Лев. 16, 8)» (ПдРЭ, 46).
В раввинистических текстах Самаэль в основном выступает в тех же ролях, что и Сатана (обвинитель, соблазнитель, ангел смерти и пр.), и иногда прямо с ним отождествляется. Хотя в ряде случаев Самаэль и Сатана упоминаются как две разные личности, можно сказать, что в целом Самаэль в сочинениях раввинистической эпохи является другим именем Сатаны, а к концу этой эпохи становится его основным именем.
Пика своей популярности Самаэль достигает в каббале. Уже самое раннее каббалистическое сочинение книга «Бахир» содержит изложение рассказа о Самаэле из гл. 13-14 Пирке де-Рабби Элиэзер. В развитой каббале Самаэль становится главой демонических сфирот, противостоящих божественным сфирот в полноценной дуалистической системе.
См. подробнее:
https://ridero.ru/books/i_on_sotvoril_dukhov_sveta_i_tmy/
https://www.amazon.com/dp/B0CVZR2QM8
https://www.wildberries.ru/catalog/211986341/detail.aspx
https://digital.wildberries.ru/offer/186202