Найти тему
Сергей Петров

Раввинистическая демонология: Самаэль 2

Изображение демона на иудейской заклинательной чаше, V-VII вв. н.э.
Изображение демона на иудейской заклинательной чаше, V-VII вв. н.э.

О том, что соблазнение Евы включало также совокупление, говорит уже Вавилонский Талмуд, однако в нём с Евой совокупляется змей:

mpny mh gwym mzwhmyn

Почему неевреи скверны?

šlw ‘mdw ‘l hr syny

Потому что они не стояли у горы Синай.

šbš‘h šb’ nḥš ‘l ḥwh

Ибо, когда змей пришёл к Еве,

hṭyl bh zwhm’

Он ввёл в неё скверну.

yśr’l š‘mdw ‘l hr syny

Когда израильтяне стояли у горы Синай,

psqh zwhmtn

Их скверна исчезла.

gwym šl’ ‘mdw ‘l hr syny

Неевреи не стояли у горы Синай,

l’ psqh zwhmtn

И их скверна не исчезла.

А как же обращающиеся в иудаизм неевреи (gerim)? – У Синая присутствовали их ангелы-хранители (mazzalayehu, букв. «созвездия»).

(ВТ Шаббат, 145b.16-146a.1; то же в ВТ Йевамот, 103b.3; ВТ Авода Зара, 22b.11)

Пирке де-Рабби Элиэзер также сообщает, что, когда израильтяне сделали золотого тельца, Самаэль вошёл в него и мычал из его утробы, чтобы ввести Израиль в грех (ПдРЭ, 45). Самаэль правит всеми народами, но не имеет власти над Израилем кроме как в День искупления, когда козёл отпущения служит ему взяткой: «Самаэль сказал перед Святым, благословен он: Владыка мира! Ты дал мне власть над всеми народами земли, а над Израилем ты не дал мне власти! Он ответил ему: Вот, ты имеешь власть над ними в День искупления, если они имеют грех, а если нет, ты не имеешь власти над ними. По этой причине они дают ему подарок в День искупления, чтобы не приносить жертву, как сказано: “Один жребий для Яхве, а другой жребий для Азазеля” (Лев. 16, 8)» (ПдРЭ, 46).

В раввинистических текстах Самаэль в основном выступает в тех же ролях, что и Сатана (обвинитель, соблазнитель, ангел смерти и пр.), и иногда прямо с ним отождествляется. Хотя в ряде случаев Самаэль и Сатана упоминаются как две разные личности, можно сказать, что в целом Самаэль в сочинениях раввинистической эпохи является другим именем Сатаны, а к концу этой эпохи становится его основным именем.

Пика своей популярности Самаэль достигает в каббале. Уже самое раннее каббалистическое сочинение книга «Бахир» содержит изложение рассказа о Самаэле из гл. 13-14 Пирке де-Рабби Элиэзер. В развитой каббале Самаэль становится главой демонических сфирот, противостоящих божественным сфирот в полноценной дуалистической системе.

См. подробнее:

https://ridero.ru/books/i_on_sotvoril_dukhov_sveta_i_tmy/

https://www.amazon.com/dp/B0CVZR2QM8

https://www.wildberries.ru/catalog/211986341/detail.aspx

https://digital.wildberries.ru/offer/186202