Найти в Дзене
ActaCinema

Средневековый абьюз: Как «Последняя дуэль» переосмысляет конфликт XIV века

Для тех, кто соскучился по средневековью. Ридли Скотт пытается удивить зрителя новым Средневековым фильмом, который проводит историческую нить, связывающую людей спустя более полутысячи лет. Любитель большого кино, и просто массовый зритель все еще помнит «Гладиатора» или «Царство Небесное», как одни из самых узнаваемых фильмов Ридли Скотта, и это без напоминания культовых «Чужого» и «Бегущего по лезвию». За последнее десятилетие успешной картиной можно было назвать лишь «Марсианина», но в 2021 Скотт напоминает о себе сразу двумя картинами, непривычной для него картине о модном доме семьи Гуччи и полюбившимися всеми продолжениями исторических событий в виде «Последней дуэлью». В каком-то смысле Ридли Скотт дошел до момента, когда можно закольцовывать свою карьеру. Может быть, так он и делает, ведь его путь в большое кино начинался с фильма «Дуэлянты», с еще одной разборки, перекликающейся с новым фильмом. К сожалению, в фильме не оказалось Рассела Кроу – одного из любимчиков Скотта. Но

Для тех, кто соскучился по средневековью. Ридли Скотт пытается удивить зрителя новым Средневековым фильмом, который проводит историческую нить, связывающую людей спустя более полутысячи лет.

Кадр из фильма «Последняя дуэль»: https://ru.kinorium.com/2077160/gallery/?photo=50025360
Кадр из фильма «Последняя дуэль»: https://ru.kinorium.com/2077160/gallery/?photo=50025360

Любитель большого кино, и просто массовый зритель все еще помнит «Гладиатора» или «Царство Небесное», как одни из самых узнаваемых фильмов Ридли Скотта, и это без напоминания культовых «Чужого» и «Бегущего по лезвию». За последнее десятилетие успешной картиной можно было назвать лишь «Марсианина», но в 2021 Скотт напоминает о себе сразу двумя картинами, непривычной для него картине о модном доме семьи Гуччи и полюбившимися всеми продолжениями исторических событий в виде «Последней дуэлью».

В каком-то смысле Ридли Скотт дошел до момента, когда можно закольцовывать свою карьеру. Может быть, так он и делает, ведь его путь в большое кино начинался с фильма «Дуэлянты», с еще одной разборки, перекликающейся с новым фильмом. К сожалению, в фильме не оказалось Рассела Кроу – одного из любимчиков Скотта. Но и без него актёрский состав пестрил звездами в лице Мэтта Дэймона, Адама Драйвера, Бена Аффлека и Джоди Комер.

Кадр из фильма «Последняя дуэль»: https://ru.kinorium.com/2077160/gallery/?photo=50357112
Кадр из фильма «Последняя дуэль»: https://ru.kinorium.com/2077160/gallery/?photo=50357112

Сюжет фильма, как уже отмечалось, происходит в Средневековой Франции, где планируется последний в Европе судебный поединок между рыцарями Жан де Карружем (Мэтт Дэймон) и Жаком Ле Гри. Когда-то они были друзьями и вместе участвовали в сражениях, но несправедливое отношение к одному из них посеяло яблоко раздора в их дружбе. Но вскоре происходит происшествие, которое ставит крест на дальнейшем общении персонажей и затрагивает их честь, ведь Жан де Карруж обвиняет Жака Ле Гри в изнасиловании своей жены, вызывая его на дуэль.

Построение сюжета строится по методичке Акиры Куросавы и его блистательного «Расемона», где рассматривается похожий случай изнасилования женщины и соперничества между двумя самураями. Не признавая свою вину, каждый рассказывал свою версию произошедшего преступления, и как выяснилось, каждый врал. Ридли Скотт делает тот же прием, показывая одни и те же события глазами трех главных героев, отмечая внимание, что все верят в правдивость своей истории.

Первые две правды рассказанные Жан де Карружем и Жаком Ле Гри очень похожи и нацелены на раскрытие персонажей, где зритель выбирает за кого ему болеть в дальнейшей дуэли. Оба сначала рассказывают о своих подвигах, где, словно Тит Пуллон и Люций Ворен отважно сражались за короля и даже спасли друг друга от смерти. Позже каждый рассказывает о конкуренции за земли и роль графа Пьера в этом делении. Ну и в конце высказывает позицию по поводу рокового изнасилования. Так или иначе, зритель может уловить здесь древнегреческие трагедии и поэмы о судьбе, любви, мудрости и веры в Богов. Ну а в истине Жан де Карружа вообще Жак Ле Гри приезжает в его имения, называя себя Еленой Троянской.

Кадр из фильма «Последняя дуэль»: https://ru.kinorium.com/2077160/gallery/?photo=50190277
Кадр из фильма «Последняя дуэль»: https://ru.kinorium.com/2077160/gallery/?photo=50190277

Иначе выглядит женская истина от Маргариты, где нет сражений, а лишь одно ожидание своего любимого. Вам не покажется, что Ридли Скотт специально делает на этом акцент, показывая, что у женщины в то время не особо кто и спрашивал о чувствах. Пока рыцари борются за свои чувства, Маргарита проходит испытание. Брак по расчету, недоверие матери де Карружа, неспособность сказать свое слово, и презрение даже на королевском суде. Именно в этом акте, все недостатки, которые казались таковыми фильмами, перестраиваются в удачное высказывание. Теперь мы уже не так серьезно относимся к карикатурным королю и графу Пьеру, перестаем всматриваться в не совсем уверенную игру Адама Драйвера и больше концертируем внимание на том, что среди этих разборок ради чести может пострадать ни в чем невиновная женщина.

Финал как это принято у Ридли Скотта завершается поединком, более эпичным, чем в том же «Гладиаторе». Поэтому тем, кто ждал хлеба и зрелищ, удовлетворят свои желания. Ну и, в конечном счете, суровые мужские разборки наконец-то дадут атмосферу средневековья, а не обсуждение проблемы насилия в Средневековье, через призму сегодняшнего дня.

Очевидно, что лучшие работы Ридли Скотта позади, но новая «Последняя дуэль» довольно красивая и понятная картина с обозначенной проблемой, которая способна привлечь к проблеме насилия массы, при этом, не насилуя глаза и уши зрителя при просмотре. Поэтому всем, кто соскучился по псевдоисторическим работам Скотта, советую покупать билет и бежать в кинотеатр.

Категория 18+