Организация тюркских государств (ОТГ) создает совместный комитет представителей заинтересованных государственных органов и организаций с целью развития транспортного потенциала и торгово-экономических отношений.
Предполагается, что работа нового органа поможет увеличить объемы железнодорожных, морских и автомобильных грузоперевозок между странами-участницами ОТГ.
Сегодня сроки прохождения грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ), пролегающему через страны Центральной Азии, Азербайджан и Турцию, удалось сократить до 19-23 дней, что вдвое быстрее, чем в прошлом году.
Что мешает успешной реализации проекта?
В процессе работы над упрощенным таможенным коридором, необходимым для развития потенциала ТМТМ, возникают проблемы, которые приходится решать на ходу. Именно этим объясняется задержка ратификации со стороны некоторых государств-членов ОТГ.
Первое, с чем столкнулись участники соглашения – это необходимость обеспечения соответствия подписываемых документов уже существующим обязательствам перед другими международными организациями, в частности, ЕАЭС, СНГ и другими объединениями, а также отдельно с Европейским союзом. Как показывает ситуация, участники смогли относительно успешно разрешить эти задачи.
Следует учесть и то, что в подписанном соглашении об упрощении таможенного контроля не участвуют такие страны, как Туркменистан и Грузия, которые играют важную роль в развитии ТМТМ. Особенно это относится к Грузии, через территорию которой непосредственно проходит маршрут. Возможным решением станет прокладка коридора через территорию Армении, который указан в документах ОТГ как "Зангезурский коридор".
Сотрудничество со странами вне ОТГ
Основная задача ТМТМ как части большого проекта "Один пояс-один путь" – способствовать быстрой, экономически выгодной и безопасной доставке грузов с Востока на Запад и обратно, что предполагает сотрудничество со странами – отправителями и получателями, не входящими в ОТГ. Основным партнером выступает Китай, который является инициатором и главным инвестором проекта, а также гарантом загруженности маршрута.
В настоящее время Казахстан является основным партнером КНР, который обеспечивает транзит китайских товаров в западном направлении по железнодорожному транспорту. Страны также работают над реализацией проекта железной дороги, которая свяжет Китай с Узбекистаном через территорию Казахстана.
Подобный маршрут разрабатывается и между Китаем и Кыргызстаном, через территорию которой товары из Поднебесной попадут в Узбекистан и Туркменистан, откуда морским путем осуществляются доставки до портов Азербайджана. В настоящее время перевозка товаров в этом направлении осуществляется автомобильным транспортом, что не позволяет наращивать объемы до необходимых размеров. Но Пекин и Бишкек уже договорились о строительстве железной дороги, что значительно ускорит и удешевит процесс.