Говоря о преимуществах танков, нельзя молчать об их недостатках. В Сети можно увидеть множество кадров уничтожения техники, среди которых, танки отличаются особым вниманием общественности. Что-то стараются спрятать, что-то наоборот выделить, но сути материала это не меняет. FPV-дроны, попадая в моторный отсек танка могут привести к взрыву машины в целом. Но почему так происходит и что самое важное – как это предотвратить?
Попадание в МТО
Как показала практика, если танк атакует рой FPV-дронов, они пытаются сперва обездвижить машину, чтобы в неё было проще целиться. Причин несколько, от качества камер, особенностей управления и задержек в передаче сигнала от оператора к дрону, до простоты поражения.
Самый надёжный способ обездвижить танк – попасть ему в МТО, выведя из строя двигатель или коробку передач. Однако, некоторые попадания приводят к детонации внутри танка. Итог печален, но во всех материалах со взрывом танка после попадания в условный двигатель есть одна закономерность. Оператор целиться не в кормовую бронедеталь корпуса, а в крышку МТО, причём ближе к башне.
Компоновка танка
Разумеется, детонирует не двигатель и тем более не коробка передач. А сразу над ними топливных баков нет. Следовательно, взрываются не пары топлива… Но что тогда? Хороший вопрос, и чтобы получить ответ на него, нужно взглянуть на компоновку танков советской школы.
Если отбросить не интересующие элементы в передней части танка и идти от кормы до боевого отделения, можно заметить бортовые коробки передач, двигатель и периферийные элементы – насосы, фильтры, топливо и маслопровод и т.д. Следом за ними расположена тонкая перегородка, разделяющая МТО и боевое отделение. К этой перегородке примыкает бак-стеллаж на 12 зарядов, над которыми находится два брикета по 3 снаряда в каждом.
Уточню, FPV-дроны, зачастую, оснащают противотанковыми гранатами от РПГ, минимальная поражающая способность которых 400 мм броневой стали. Разумеется, 15-20 мм крышка МТО даже под большим углом не препятствие для кумулятивной гранаты. Путь кумулятивной струи в этом случае пролегает через элементы системы охлаждения, перегородку и сразу выходит на боеприпасы. Итог – детонация и потеря танка со всем экипажем.
Однако, в частях ВС РФ практикуют укладку снарядов только в транспортёре. Неужели старая граната от РПГ может пройти через МТО, перегородку и попасть в автомат заряжания? В случае Т-72 и Т-90 это возможно, но не всегда, а вот в случае Т-64 и Т-80 практически гарантированно. Причина в компоновке транспортёра механизма заряжания. Заряды размещены вертикально и пройдя через перегородку, кумулятивная струя почти наверняка попадёт в полусгораемую пироксилиновую гильзу, вызвав пожар или детонацию. К слову, именно Т-80 зачастую выступают «героями» трагических записей со стороны противника.
Как спастись?
Если внимательно посмотреть на кадры уничтожения Т-90М, то операторы БПЛА испытывают трудности при поражении моторного отделения из-за кормовой ниши башни. Экипажи танков держат её в походном положении. Итог – кумулятивная строя даже при удачном поражении задевает двигатель, но не проходит перегородку между МТО и боевым отделением.
Следовательно, идею с кормовой нишей на башне стоит заимствовать для того, чтобы избегать поражения МТО, не давать операторам поразить большую часть крышки и тем более не пускать их близко к башне. Подобные разработки и полевые доработки давно существуют, но используют их не повсеместно. Некоторые экипажи и ремонтные бригады готовы пожертвовать сектором поворота башни для защиты двигателя, установив на него индивидуальный козырёк с сеткой, а порой и динамической защитой. Такой вариант тоже имеет право на существование. Тем более, он не зависит от поворота башни.