Найти тему
VarТехник

Почему танки России взрываются при попадании в двигатель?

Говоря о преимуществах танков, нельзя молчать об их недостатках. В Сети можно увидеть множество кадров уничтожения техники, среди которых, танки отличаются особым вниманием общественности. Что-то стараются спрятать, что-то наоборот выделить, но сути материала это не меняет. FPV-дроны, попадая в моторный отсек танка могут привести к взрыву машины в целом. Но почему так происходит и что самое важное – как это предотвратить?

Попадание в МТО

Как показала практика, если танк атакует рой FPV-дронов, они пытаются сперва обездвижить машину, чтобы в неё было проще целиться. Причин несколько, от качества камер, особенностей управления и задержек в передаче сигнала от оператора к дрону, до простоты поражения.

Самый надёжный способ обездвижить танк – попасть ему в МТО, выведя из строя двигатель или коробку передач. Однако, некоторые попадания приводят к детонации внутри танка. Итог печален, но во всех материалах со взрывом танка после попадания в условный двигатель есть одна закономерность. Оператор целиться не в кормовую бронедеталь корпуса, а в крышку МТО, причём ближе к башне.

-2

Компоновка танка

Разумеется, детонирует не двигатель и тем более не коробка передач. А сразу над ними топливных баков нет. Следовательно, взрываются не пары топлива… Но что тогда? Хороший вопрос, и чтобы получить ответ на него, нужно взглянуть на компоновку танков советской школы.

Если отбросить не интересующие элементы в передней части танка и идти от кормы до боевого отделения, можно заметить бортовые коробки передач, двигатель и периферийные элементы – насосы, фильтры, топливо и маслопровод и т.д. Следом за ними расположена тонкая перегородка, разделяющая МТО и боевое отделение. К этой перегородке примыкает бак-стеллаж на 12 зарядов, над которыми находится два брикета по 3 снаряда в каждом.

-3

Уточню, FPV-дроны, зачастую, оснащают противотанковыми гранатами от РПГ, минимальная поражающая способность которых 400 мм броневой стали. Разумеется, 15-20 мм крышка МТО даже под большим углом не препятствие для кумулятивной гранаты. Путь кумулятивной струи в этом случае пролегает через элементы системы охлаждения, перегородку и сразу выходит на боеприпасы. Итог – детонация и потеря танка со всем экипажем.

Однако, в частях ВС РФ практикуют укладку снарядов только в транспортёре. Неужели старая граната от РПГ может пройти через МТО, перегородку и попасть в автомат заряжания? В случае Т-72 и Т-90 это возможно, но не всегда, а вот в случае Т-64 и Т-80 практически гарантированно. Причина в компоновке транспортёра механизма заряжания. Заряды размещены вертикально и пройдя через перегородку, кумулятивная струя почти наверняка попадёт в полусгораемую пироксилиновую гильзу, вызвав пожар или детонацию. К слову, именно Т-80 зачастую выступают «героями» трагических записей со стороны противника.

-4

Как спастись?

Если внимательно посмотреть на кадры уничтожения Т-90М, то операторы БПЛА испытывают трудности при поражении моторного отделения из-за кормовой ниши башни. Экипажи танков держат её в походном положении. Итог – кумулятивная строя даже при удачном поражении задевает двигатель, но не проходит перегородку между МТО и боевым отделением.

Следовательно, идею с кормовой нишей на башне стоит заимствовать для того, чтобы избегать поражения МТО, не давать операторам поразить большую часть крышки и тем более не пускать их близко к башне. Подобные разработки и полевые доработки давно существуют, но используют их не повсеместно. Некоторые экипажи и ремонтные бригады готовы пожертвовать сектором поворота башни для защиты двигателя, установив на него индивидуальный козырёк с сеткой, а порой и динамической защитой. Такой вариант тоже имеет право на существование. Тем более, он не зависит от поворота башни.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.