Найти в Дзене
О важном — на книжном

Знакомство с автором: Милан Кундера "Вальс на прощанье"

Прослушала книгу в аудио. Наверняка, многое упустила. Сюжет развивается стремительно, как танец. Смена сцен подчинена какому-то заданному ритму. Впрочем, почему какому-то? Ответ в названии - вальс. Раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три... Чешский курортный городок, лечебница от бесплодия, основная масса постояльцев, разумеется, женщины. Но это лишь сцена. Главных героев восемь: пять мужчин и три женщины. Не поровну, поэтому изначально нет шанса, что каждый сможет составить счастливую пару. Основное внимание приковано к Ружене, только она (из трех женщин) взаимодействует со всеми персонажами. Ружена - молодая красивая медсестра. В самом начале мы узнаем, что она беременна. Чуть позже мы узнаем, что она сама не знает, от кого. Ей самой выгодно, чтобы отцом оказался Клима (известный трубач), приезжавший с гастролями и проведшей с Руженой одну единственную ночь, а после сразу забывший о ней. Неожиданный звонок от случайной любовницы выводит его из состояния покоя. Проблема в том, что Клим

Прослушала книгу в аудио. Наверняка, многое упустила. Сюжет развивается стремительно, как танец. Смена сцен подчинена какому-то заданному ритму. Впрочем, почему какому-то? Ответ в названии - вальс. Раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три...

Чешский курортный городок, лечебница от бесплодия, основная масса постояльцев, разумеется, женщины. Но это лишь сцена. Главных героев восемь: пять мужчин и три женщины. Не поровну, поэтому изначально нет шанса, что каждый сможет составить счастливую пару. Основное внимание приковано к Ружене, только она (из трех женщин) взаимодействует со всеми персонажами.

Ружена - молодая красивая медсестра. В самом начале мы узнаем, что она беременна. Чуть позже мы узнаем, что она сама не знает, от кого. Ей самой выгодно, чтобы отцом оказался Клима (известный трубач), приезжавший с гастролями и проведшей с Руженой одну единственную ночь, а после сразу забывший о ней. Неожиданный звонок от случайной любовницы выводит его из состояния покоя. Проблема в том, что Клима женат (на Камиле). Но это бы еще пол беды. Главная беда в том, что он любит жену и не хочет, чтобы его брак распался.

Отцом ребенка может также оказаться Франтишек - молодой парень, для которого Ружена стала первой женщиной. И он с тех пор безумно в нее влюблен.

В качестве абсурдной версии отцовства можно предположить еще один вариант - доктор Шкрета. Никаких чувств между Руженой и Шкретой нет. Но главный врач лечебницы лечит пациенток от бесплодия весьма специфическим способом - вводит им (шприцем) собственное семя.

У Шкреты есть друг - Якуб - бывший политический заключенный, приехавший в городок, чтобы проститься со своим благодетелем (во время заключения Якуба Шкрета дал ему голубую таблетку с ядом, наличие под рукой этой таблетки давало заключенному силы жить). Якуб получил разрешение покинуть страну, и прежде чем уехать навсегда, он захотел увидеть Шкрету и Ольгу. Ольга - подопечная Якуба, дочь его то ли друга, то ли врага. Он попросил Шкрету позаботиться о ней.

И пожалуй самый загадочный персонаж - Бертлеф - богатый пожилой американец, молодую жену которого Шкрета вылечил от бесплодия своим специфическим методом. А теперь Шкрета просит Бертлефа усыновить его самого, чтобы получить американское гражданство. Жен Бертлефа и Шкреты нет в городке, они путешествуют, поэтому действующими лицами разворачивающегося на наших глазах спектакля не являются.

-2

Все герои представлены. Пересказывать, как они между собой взаимодействуют, не вижу смысла. Гораздо лучше и приятнее будет прочитать сам роман. Он, кстати, небольшой, в аудио - чуть меньше 8 часов. Этот роман, наверное, можно назвать комедией положений. Каждый герой, в зависимости от того, с кем он взаимодействует, меняет свои роли: становится то жертвой, то палачом, то спасателем (только когда поняло суть каждой роли, вспомнила про треугольник Карпмана). Мне же просто хотелось подобрать название для каждого шага вальса: раз-два-три😅

Ружье на стене (а точнее - голубая таблетка с ядом) в какой-то момент выстрелит (сыграет свою важную роль).

Но мне это роман понравился тем, что за всем этим фарсом и абсурдом просматриваются какие-то очень глубокие размышления о мире и о человеке, о добре и зле. Я не знаю, не будет ли абсурдной моя версия, но то, что части романа обозначены: день первый, день второй,.. день пятый, сразу напомнило мне о семи днях творения:

в первый день Бог создал небо, землю и свет, и отделил свет от тьмы;
на второй день — создал твердь посреди воды, отделил воду над твердью от воды под твердью, и назвал твердь небом;
на третий — сушу, моря и растения,
на четвёртый — светила на тверди небесной,
на пятый — рыб, пресмыкающихся и птиц.
Наконец, на шестой — зверей земных, скот, гадов земных и человека.

В этой аналогии очень символично, что роман заканчивается на пятом дне - человек так и не появился.

В этом романе много размышлений об отцовстве и материнстве, о продолжении человеческого рода и прекращении его... Но, чтобы всерьез осмыслить эти темы, нужен текст под рукой, а не просто звук в наушниках.

Последнее, что хочу отметить, как по-театральному совершенно закончился роман: двое из восьми героев в финале сходят со сцены (одна женщина и один мужчина) и тут же на сцене появляются два новых героя - жены Шкрета и Бертлефа. И наступает равновесие - четыре женщины и четыре мужчины. Занавес.

Хотела в конце какую-нибудь вальсовую песенку добавить, для настроения, но попалась эта. Кажется она к этому сюжету больше подходит - вроде очень весело, но почему-то так грустно: