Найти тему

Прогулка по Санкт-Петербургу 1914 года. Каким был город в год начала Первой Мировой?

Друзья, всем огромный привет!
Как всегда, по понедельникам, предлагаю вам отправиться на историческую прогулка по городу Санкт-Петербург. Впрочем, сегодня у нас прогулка любопытная - дело в том, что в 1914 году Санкт-Петербург стал носить другое имя - Петроград. Страна вступила в Первую Мировую войну и историческое название было отброшено как "непатриотичное". Впрочем, большую часть года город всё-таки назывался привычным нам названием и поэтому именно его я поместил в заголовок.

Что ж, хватит предисловий - давайте лучше посмотрим, каким был в город в тот буйный год.

Жители Петербурга собрались на Дворцовой площади чтобы прослушать высочайший Манифест императора о вступлении в войну. Случилось это событие 20 июля (2 августа по новому стилю).

Император Николай II и румынский принц Фердинанд на Новоисаакиевской улице (современная улица Якубовича). Не путайте румынского Фердинанда с Францом Фердинандом, которого в Сараево убил Гаврила Принцип, спровоцировав начало Первой Мировой войны.

-2

Военнопленные на Ярославской улице (это не та Ярославская, к которой мы привыкли), она шла параллельно Суворовскому проспекту и упиралась в Кирочную улицу - сейчас это просто внутриквартальный проезд.

-3

Идёт погрузка санитарного поезда императрицы Александры Федоровны.

В связи с участием России в Первой мировой войне было сформировано новое военное подразделение – Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143. Поезд имел шефство Императрицы Александры Федоровны. Официально он назывался: «Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны».
Поезд был сформирован в начале ноября 1914 года и по сообщению газеты «Правительственный вестник» в номере от 14 ноября был «освящён 13 ноября в присутствии Императрицы».

В одном из своих дневников одна из первых русских женщин-хирургов Вера Гедройц писала: «Так с первых же дней началась подготовка санитарных поездов имени Императрицы и Великих Княжон, которые должны были привозить раненых прямым маршрутом в Царское с позиций. Поезда были обставлены просто, но всем необходимым снабжены; благодаря быстрой и целесообразной доставке раненых для операций спасли жизнь не одному из этих страдальцев. Все придворные автомобили и экипажи были отданы для перевозки раненых».
-4

В целом Санкт-Петербург (а потом и Петроград) в 1914 году продолжал жить привычной жизнью, кардинально для города менялось немногое. На фото - трамвай с улицы Бассейной. Той самой, на которой жил "человек рассеянный". Сейчас эта улица носит имя Некрасова.

-5

Идёт постройка бронеавтомобилей на Ижорском заводе в Колпино.

-6

Феноменальная штуковина - поезд Петроград - Владивосток! Сейчас-то звучит страшно, а в те времена это было вообще невероятное приключение. Не смог, к сожалению, найти информации, сколько в то время был поезд в пути, но явно весь маршрут занимал не меньше пары недель.

До 1916 года все поезда до Владивостока шли только по Китайской восточной железной дороге (КВЖД) и лишь в октябре 1916 года курьерский поезд "Международного общества спальных вагонов" впервые проследовал из Петрограда во Владивосток по русской территории "сплошным рельсовым путем" - был построен мост через Амур. Билет 1-го класса стоил 148,15 рублей. 2-го - 88,9 рублей, 3-го - 59,25 рублей. Средняя зарплата наёмного рабочего тогда составляла около 30 рублей в месяц.
-7

Обучение солдат штыковому бою на Дворцовой площади.

-8

В начале войны в обществе была довольно сильная эйфория от первых успехов и в городе постоянно проводились манифестации за наступление, где требовали всё новых и новых прорывов. Чуть позже настроение довольно сильно сменится, но пока люди бодры и веселы.

-9

Тем временем в городе продолжается строительство капитального Дворцового моста. Для пешеходов его откроют в 1915 году, а полноценное движение через мост начнётся 23 декабря 1916 года.

-10

Президент Французской республики Раймон Пуанкаре в коляске в сопровождении эскадрона лейб-гвардии во время визита в Петербург.

-11

Очередь за получением бесплатных обедов рядом с Путиловским заводом. На начало XX века в Петербурге насчитывалось около 300 бесплатных столовых для неимущих.

-12

Доставка больной лошади в лечебницу для животных имени императрицы Марии Фёдоровны, которая находилась на 4-ой Рождественской улице (ныне - 4-я Советская улица).

фото из ателье Карла Буллы
фото из ателье Карла Буллы

Ну и последний снимок будет с Подъездного переулка, где осуществлялся приём грузовых автомобилей по военно-автомобильной повинности. Грузовики забирали у частных компаний и отправляли на фронт. На бортах у автомобилей довольно легко прочитать названия фирм, которые ими владели.

-14

Что ж, друзья, вот таким был 1914 год в Санкт-Петербурге (и Петрограде, само собой). Ровно через неделю увидимся в 1915 году, а пока - не скучайте!