Я должна признаться. Моя увлеченность темой может смахивать на фанатизм)))
Но это не так. Скорее она похожа на обретенную уверенность, я бы даже сказала — Веру.
Мы все ищем алгоритмы, которые бы объясняли нам принципы работы чего-то и помогали в жизни.
Вот для меня Скандинавские руны и есть такой алгоритм. Причем универсальный.
И уверовала я в него далеко не с первых минут знакомства.
Мне понадобилось 18 лет на то, чтобы сомнения и скептицизм наконец меня оставили.
А последние 7 я занимаюсь анализом и поиском подтверждений. Или опровержений собственных выводов. Все же тяга к доказательствам, тем более у математика, сильна.
И я намеренно в своих статьях почти не рассказываю о «чудесах» работы данной Системы, дабы не плодить невежество и не вводить в заблуждения, а не потому, что эта работа не похожа на чудо.
Для человека стороннего, который прибегает к рунам посредством Мастеров, все что случается именно так и выглядит.
Мастер Рун просто понимает принципы работы. Потому называет вещи своими именами.
Но это не означает, что Мастер не имеет права на восхищение или восторги. Я не перестаю испытывать эти чувства и по сей день.
Что для меня важно в моей деятельности?
Прогресс, как мой, так и моих учеников, слушателей, читателей. Видеть рост понимания и соответствующий ему рост возможностей.
Это тоже естественный процесс, который не изменить.
Перескакивать через ступеньки невозможно. Система мудра и она не дает лишние права тем, кто еще не понимает полноту ответственности за них.
Передать заложенный в строй смысл таким образом, чтобы мои ученики могли транслировать его смыслы своим близким и детям, подрастающему поколению, чтобы уже они могли жить лучше, чем мы.
Я искренне считаю, что этот алгоритм мы должны изучать ещё в детстве. На примерах, которые легко поддаются осмыслению и корректировке. Чтобы усвоение происходило тогда, когда ошибки не грозили нам большими потрясениями.
Решение любой школьной задачки — это алгоритм последовательности рун первого атта. Просто присмотритесь:
- Условие задачи, то что дано — это опора/фундамент, позволяющие задачу решить = Феху
- Желание разобраться, найти ответ, получить правильное решение — Уруз
- Турс — это вопрос задачи, та загадка, которую нужно разгадать
- Ансуз — способы решения
- Райдо — выполнение последовательных действий, расчеты
- Кано — проверка промежуточных и итогового ответов
- Гебо — получение обратной связи от учителя, проверяющего решение
- Вуньо — удовлетворение от правильного решения или от разбора ошибок до состояния "я понял(а)"
Видите? А теперь представьте, что это повторяется на любом уроке: математика, физика, русский язык, история, рисование, ...
Он просто впечатывается в нашу память и все свои дела мы можем раскладывать на простые, последовательные и понятные этапы.
А когда ученик сталкивается с темой, которая не поддается его пониманию, что происходит?
- Нарастает напряжение, он не может понять — Хагалаз
- и со временем может случиться так, что не хочет посещать эти уроки, но не в его власти изменить программу и он вынужден подчиняться, независимо от своего хочу - Наут
- занимает выжидательную позицию, пересидеть до звонка и сорваться с нелюбимого занятия - Иса
- и нарастает снежный ком, закручивается спираль напряженности, непонимания и неуверенности - Йера
- а каждый зачет, тест, экзамен превращается в пытку, вынуждает его продираться через внутреннее сопротивление, ломаться - Эйваз
- каждый полученный "уд", как восхождение на Эверест - Перт
- проставленная оценка в табель и перевод на следующий этап - Альгиз
- а окончание школы - победа над непреодолимыми обстоятельствами. Только победа Пиррова получается — Соулу как выживание.
Подумать только, за несколько лет в школе при таком раскладе формируется устойчивое представление о том, что
- в жизни есть обстоятельства непреодолимой силы
- в этом мире бывает то, в чем я никогда не смогу разобраться
- мне не у кого просить помощи
- меня не понимают
- за ошибки наказывают, совершать ошибки плохо/нельзя/стыдно
- хорошая оценка, выполненное задание на отлично - это то, что приносит удовлетворение, за что можно получить поощрение. А ошибки отбирают возможность всего этого
- ... ... ...
Понимаете о чем я?
Это пример неправильного отношение к своим обязанностям взрослых, которые занимаются обучением и воспитанием. Родители, Учителя, Наставники. Взяв на себя эти роли, мы обязуемся выполнять свою работу для других, для тех, кого обучаем и воспитываем.
Все переплетено, правда? Посмотрим на то, как с этими ситуациями в детстве желательно грамотно справляться?
Когда ученик сталкивается с темой, которая не поддается его пониманию,
- Нарастает напряжение, он не может понять, растет неуверенность и опасения — Хагалаз
- Но школьная программа нужна и важна и разобраться нужно. А донести эту мысль до учащегося может и должен его наставник, родители - это их ответственность и обязанность - Наут
- Просто придется потратить дополнительное время, задержаться на вызвавшей сложность теме, подыскать нужные именно для него слова. Да, чуть медленнее, чем другие одноклассники, ну и что? - Иса
- Покрутить и повертеть элементарные задачки по данной теме, показать и разобрать больше примеров, дождаться от ученика ответа понял и дать ему на самостоятельное решение дополнительные упражнения - Йера
- Сложно ли? Конечно, ведь ребенок уже получил негативный опыт с этими заданиями и сопротивление и сомнения присутствуют. Но если учитель достаточно грамотен и корректен, тогда он поможет пройти через этот страх, преодолеть нежелание снова сделать ошибку - Эйваз
- И как же здорово, когда у него получается решать сначала простые, а потом уже более сложные задания! Догнал и перегнал своих одноклассников. Справился и с темой, и с своими страхами, и уже не боится, изменился - Перт
- И нет больше внутреннего напряжения, мир больше не кажется большим и неприветливым, и учителю можно задавать вопросы, не опасаясь вызвать гнев или выглядеть посмешищем - Альгиз
- А экзамены, зачеты, тесты - это всего лишь форма фиксации и оценки уровня полученных знаний. И каждая из них моя. Какждая дает мне представление о том, что я уже могу и куда мне дальше двигаться — Соулу
Чувствуете разницу? И снова просто представим, если 9-11 лет в школе мы или наши дети подвергаются вот такому вниманию и обучаются в соответствии с таким подходом, то кого выпустит эта школа?
Выживальщиков или Победителей?
И да, большинство задач, которые ставятся перед детьми до их "свободного плавания" - это зона действия первых двух аттов.
Но это не означает, что мы, будучи их родителями, наставниками, учителями, не имеем возможности прививать им навыки, присущие взрослым людям и соответствующие глубинным смыслам рун третьего атта:
учить их принимать решения, брать обязательства и выполнять их, расширять свои горизонты, искать альтернативы, искать себя и опираться на свою суть, учить их слушать свою интуицию или признавать, что в мире есть кто-то, кому можно передоверить что-либо, а также что есть люди, которым можно доверять, помочь научиться генерировать идеи и пытаться/стараться их воплощать, пояснить и помочь разобраться в том, что такое традиции, своды каких-то правил, законы, как это влияет на жизни людей в социуме и в частном порядке, какие плюшки они дают и какие ограничения накладывают, что дают знания в комплекте с практическими навыками.
Я не стала в этот абзац вставлять руны. Уверена вы уже сможете сделать это самостоятельно.
_______________________
Разумеется все примеры и задания просто должны соответствовать возрасту и разумению учащихся и это компетенции наставников. Не след давать первоклашкам решать логарифмы, а выпускников заставлять передавать яблоки от Коли Никите.
Но как же все просто, если мы понимаем, правда?
И как вывод из всего вышесказанного для меня важно еще одно:
чтобы мы могли исправлять то, что поддается корректировке. А скорректировать, фактически, можно все кроме смерти.
Даже если мы не можем внести изменения в систему образования.
Если мы не можем сами снова выучиться в школе и пройти ее по описанному выше алгоритму.
То, как минимум, освоив его, запомнив его и научившись применять в своей жизни, мы можем помочь своим близким. Передать это знание детям, внукам, ближайшим родственникам.
По-моему нехилое такое наследство получается)))
"Но я не могу рассказывать о своих увлечениях - моя родня меня не понимать!!!"
И что? Посмотрите - это же ВАШ вызов! Больше скажу, на моих примерах вы уже должны были убедиться, что нам нет надобности извергать из себя слова Феху, Уруз, Турс и т.д. по списку. Все смыслы можно передать простым, понятным, современным языком, не заумствуя и не скатываясь в архаику.
___________________
Простите великодушно. Меня опять понесло в область учительствования.
Но я, собственно, та, кто я есть. Я действительно учитель, причем даже дипломированный и с многолетней практикой за плечами. А еще я мама и когда-то тоже училась в школе и универе.
Я и в педагоги-то пошла исключительно потому, что были, были и в моей жизни такие учителя, которых хотелось, по юности лет, не просто отлаять, а закидать чем-нибудь тяжелым. И родителей моих тоже мудрости рун никто не обучал. И да, еще в школе довелось столкнуться с иерархической логикой "я начальник - ты дурак".
В общем, еще раз простите, если учительские уши сегодня торчат в каждой фразе)))
Я просто хочу сказать, что и на поприще передачи знаний по рунам я опираюсь на то, чего не встретить ни в одной книге (я пока не встретила).
В процессе помощи желающим освоить эту тему, я всеми силами стараюсь дать то, чего не хватало лично мне на моем пути познания.
Как-то так и получается, что в математике когда-то, что в рунах сейчас — стремлюсь объяснять так, чтобы стало понятно.
Потому и эпосы мои столь обширны...
Вот такое вот признание получилось, вперемешку с очередное одой скандинавским рунам.