Найти тему
VK Гид

6 фактов об опере «Жизнь за царя»

Оглавление
Опера «Жизнь за царя». © Мариинский театр / Наташа Разина
Опера «Жизнь за царя». © Мариинский театр / Наташа Разина

1 июня солисты оперы, хора и Объединённого симфонического оркестра Мариинского и Большого театров исполнят оперу «Жизнь за царя» Михаила Глинки на родине композитора — в Смоленске. Спектакль покажут в рамках фестиваля «Гений места», который начал своё путешествие по городам России в марте этого года.

История Ивана Сусанина знакома всем с детства — кого из нас не называли Сусаниным, кода мы уверенно говорили, что знаем дорогу, а сами ходили кругами три часа?

Опера «Жизнь за царя» Глинки рассказывает о простом крестьянском мужике Иване Сусанине, который в 1613 году завёл польское войско в непроходимое болото, чтобы спасти будущего царя Михаила Романова. В результате он сам гибнет, но спасает молодого Романова.

Собрали шесть интересных фактов из истории этой оперы. Интриги, художественные вымыслы и цензура — было всё!

Портрет Фёдора Шаляпина в роли Ивана Сусанина в опере М. Глинки «Жизнь за царя», 1899 год. © Фотографическое ателье В. Чеховского
Портрет Фёдора Шаляпина в роли Ивана Сусанина в опере М. Глинки «Жизнь за царя», 1899 год. © Фотографическое ателье В. Чеховского

Два Ивана Сусанина

Опера «Жизнь за царя». © Мариинский театр / Михаил Вильчук
Опера «Жизнь за царя». © Мариинский театр / Михаил Вильчук

Михаил Глинка был не первым, кто использовал в своём произведении сюжет подвига Сусанина. За 21 год до этого, в 1815-м, на сцене Петербургского Большого театра сыграли оперу Катерино Кавоса «Иван Сусанин». Произведение было написано в стиле «опера комик» — диалоги занимали столько же места, сколько и музыка. Отличительная особенность версии Кавоса в том, что в ней Сусанин остался жив. Долгое время две оперы шли на Петербургской сцене параллельно.

Ради красного словца

Опера «Жизнь за царя». © Мариинский театр / Михаил Вильчук
Опера «Жизнь за царя». © Мариинский театр / Михаил Вильчук

В опере «Жизнь за царя» герой ведёт поляков через дремучий лес, но в окрестностях родной деревни Сусанина никакого леса не было. Зато имелось Чистое болото, которое легко можно было принять за огромный заливной луг. По преданиям местных жителей, именно туда Сусанин вывел поляков. Когда обман стал очевиден, Сусанина убили. Через несколько дней, так и не сумев найти обратный путь, польское войско тоже погибло. Официальная же версия гласила, что болота тоже не было. Ивана Сусанина пытали, чтобы узнать местонахождение Михаила Фёдоровича, а когда он этого так и не выдал, убили.

За царя нужно только жить

Сцена из третьего действия оперы «Жизнь за царя» в постановке Мариинского театра 1886 года. © Мариинский театр
Сцена из третьего действия оперы «Жизнь за царя» в постановке Мариинского театра 1886 года. © Мариинский театр

Изначально опера Глинки называлась так же, как и её предшественница, — «Иван Сусанин». Несмотря на то что композитор возражал против переименования постановки, по совету одного из министров оперу всё-таки озаглавили иначе. Одной из версий была «Смерть за царя», но после долгих дискуссий решили, что за царя нужно только жить. Но по сути смысл названия не поменялся.

Из крестьянина в пролетария

«Жизнь за царя» («Иван Сусанин») — опера Михаила Ивановича Глинки на сцене Большого театра, 1940 год. © РИА Новости. Анатолий Гаранин
«Жизнь за царя» («Иван Сусанин») — опера Михаила Ивановича Глинки на сцене Большого театра, 1940 год. © РИА Новости. Анатолий Гаранин

В советское время исполнение оперы, в которой прославляется династия Романовых, было невозможно. Поэтому либретто переписали. Поэт Сергей Городецкий убрал из сюжета все упоминания царской семьи и обратил больше внимания на подвиг русского народа. Интересно, что в первой советской редакции сюжет должен был перенести всех героев во времена большевистской революции: Иван Сусанин стал бы пролетарием, а Ваня (по сюжету оперы — приёмный сын Сусанина) — комсомольцем. Враг оставался всё тот же — поляки.

Утром партитура, вечером — либретто

Опера «Жизнь за царя». © Мариинский театр / Михаил Вильчук
Опера «Жизнь за царя». © Мариинский театр / Михаил Вильчук

Работая над оперой «Жизнь за царя», Глинка сам придумывал всю драматургию и композицию оперы, поэтому музыка была написана раньше текста. Драматургу Егору Розену пришлось работать над либретто уже с готовым музыкальным материалом. Возможно, Глинка придумал это специально — у композитора и либреттиста были разные взгляды на ключевую идею оперы. Розен планировал сделать главный акцент на роли царя, а Глинка хотел показать подвиг простого русского человека.

Сюжет не нов

Опера «Жизнь за царя». © Мариинский театр / Наташа Разина
Опера «Жизнь за царя». © Мариинский театр / Наташа Разина

«Жизнь за царя» Глинки написана в традициях большой романтической оперы, и её сюжет во многом пересекается с европейскими аналогами — «Ричардом Львиное Сердце» Андре Гретри и «Фиделио» Людвига ван Бетховена. Все эти оперы объединяет не только социальное происхождение главного героя — благородный поступок совершает не представитель высшего сословия, а простолюдин, — но и мотив спасения, а также тема патриотизма. Блондель, трубадур-оруженосец Ричарда Львиное Сердце, отчаянно сражается при штурме замка. Леонора, героиня оперы «Фиделио», пытается спасти от гибели заключённого в крепость мужа, которому грозит смерть.