У нас в гостях сегодня Александра Райт.
Александра, здравствуйте! Спасибо, что согласились на это интервью.
#литература#писатель#интервью#книги#книжныймир#триллер#трукрайм#александрарайт#дзен#литрес#руграм#книжныйблогер
Александра, как давно начался ваш путь в писательстве? В какой момент вы поняли, что хотите писать?
- Как и у многих, мой писательский путь начался в юности (12–13 лет). Это были стихи, и они были ужасны. Я серьезно. На втором курсе универа я писала юморные коротыши (четверостишия) в газету. Ближе к выпуску состоялась моя первая серьезная публикация: я писала для методического пособия по макроэкономике. Научный труд)))
- После вуза я на долгие годы забыла о писательстве. Вспомнила в 2016 году, в разгар своей руководительской карьеры. У меня здорово выходило налаживать контакт с сотрудниками, обучать, развивать и добиваться максимальных результатов для нас всех и карьерного роста для них. И я задумалась: почему бы не написать книгу о мотивации персонала? Время шло, персонал мотивировался, а книга не писалась.
- Больше мысли о писательстве меня не посещали. 16 апреля 2021 года в 23:00 я просто начала писать и с тех пор не останавливалась. Открылась чакра, не знаю, как это объяснить)))
Я знаю, что вы заядлый читатель. Как вы считаете, писатель должен читать? Можно ли набраться писательской насмотренности, читая книги?
- Не знаю, как там у других, а я читаю не потому, что надо, а потому что люблю. Если честно, я не знакома с авторами, которые не читают книг. Не могу судить о качестве их произведений.
- Если говорить о насмотренности в рамках жанров, трендов и прочего, то ее можно набраться, исключительно читая другую литературу. Знакомясь с чужими книгами, мы не только подмечаем, что там у других и как они это выруливают, мы получаем эмоциональный и интеллектуальный опыт, который расширяет наши границы.
Какой совет вы бы дали начинающему писателю?
- Я сама начинающий писатель. Единственный совет, на который я имею моральное право: «ПРОДОЛЖАЙТЕ».
У вас книги в жанрах: фэнтези и триллер. Сейчас вы сосредоточились на триллерах. Читателям ждать возвращение к фэнтези? Может проба пера в новом жанре?
- У меня есть нереализованная идея для приключенческого фэнтези в мексиканском сеттинге времен ацтеков, но пока меня не тянет в эту сторону. Что касается нового жанра, то, возможно, после завершения цикла «Портлендские убийцы» и воплощения еще пары-тройки идей, я попробую себя в триллерах, но уже в мистических декорациях.
Что вы сделали со своим первым гонораром?
- Как такового у меня не было первого гонорара. Выплаты поступают небольшими суммами один раз в квартал. Самые первые роялти от ЛитРес (скопила около 3 тыс. руб.) я потратила на заказ маленького тиража своей «пробной» книги у них же. Очень уж хотелось подержать в руках плод творческих мук и радостей.
Что у вас при написании книги на первом месте: сюжет или персонажи?
- Обязательно выбирать? Для меня, как для читателя первостепенен персонаж. Если герой не вызывает эмоционального отклика, я смогу оценить продуманность мира и поворотные повороты, но такая книга не станет любимой. Как писатель, я стараюсь, чтобы ни то ни другое не проседало.
Сколько времени ушло на написание триллера? Пользуетесь вы таблицами, схемами, макетами при составлении сюжета?
- Около полугода ушло на первый триллер, каждый последующий +2 месяца. Раньше я использовала писательский ежедневник BookForBook — крутая вещь: анкеты персонажей, карты, цепочка событий, разглавка и прочие полезности. Но чем длиннее становился цикл, тем сложнее было чекать факты из первых книг. Пишу четвертую книгу и листаю три ежедневника))) С новой рукописью я начала использовать Miro. И все то же самое и даже чуточку больше теперь делаю там. Там у меня и матчасть, и ружья, и система взаимодействия персонажей, и анкеты, и география, и ссылки на источники.
Герои ваших детективов вымышлены или основаны на реальных людях?
- Все персонажи моих историй вымышленные, кроме двух. Ни для кого не секрет, что в основе сюжета «Треугольника Карпмана» лежат реальные события. Прообразы Райли и Саманты были заимствованы и трансформированы под нужды сюжета. Все остальные персонажи, включая любимых многими (я надеюсь) детективов Логана Миллера и Тайлера Бланта, являются плодом буйной фантазии автора.
Как автор, вы отождествляете себя с кем-либо из героев?
- Отождествляю, иногда. В моих книгах есть второстепенные персонажи, которым я могу приписать немного своих качеств. В некоторых рукописях можно даже встретить события из моей жизни, которые я подарила персонажам.
Какие исследования вы проводите перед написанием книги и сколько в среднем на это тратите времени?
- Около 3 месяцев занимает подготовка, не считая накопленного ранее опыта при написании первых книг. К подготовке я отношу: чтение профессианальной литературы, статей, общение с экспертами, просмотр художественных и документальных фильмов на изучаемую тему. Иногда читаю протоколы вскрытий, смотрю открытые заседания суда и прочие вещи, которые позволяют быть точной в описаниях. Но эту часть работы я люблю не меньше самого творческого процесса, так как тема, в которой я пишу, очень интересна мне. И даже несмотря на такую подготовку, какие-то вещи все равно приходится чекать в процессе или после. А вообще хотелось бы видеть в числе своих бетаридеров судмедэксперта, психолога, психиатра и криминалиста. Потому что, интересная теория — это одно, а практическая точность — другое.
Какого героя было сложнее всего создавать?
- Самого сложного героя я создаю прямо сейчас. Но об этом позже.
Что самое удивительное вы обнаружили, когда писали свои триллеры?
- Что существует калькулятор, который помогает рассчитать время смерти убитого/умершего. Вот ссылка: https://www.forens-med.ru/tools/henssge/
Когда вы пишите эмоционально изматывающие сцены, что вам помогает попасть в настроение?
- Я всегда в таком настроении) А если серьезно, то я почти моментально погружаюсь в текст и ловлю настроение. А с учетом того, что я пишу триллеры и работаю в банке, глазик дергается постоянно.
Лучшее, что случилось с вами в вашей литературной карьере?
- Мой редактор Екатерина Ирмеш: всегда хотела именно к ней, а сейчас, в процессе совместной работы, понимаю, что не зря. Когда-нибудь я напишу об этом большой пост, потому что это стоит того.
- А еще я обрела настоящих друзей среди писателей и блогеров, даже некоторые читатели стали мне друзьями.
Для вас Пулитцеровская премия является самым желанным признанием таланта или нет?
- Пожалуй, нет. Самым желанным признанием является читательская любовь. Если мне не дадут ни одной премии, но мои книги полюбят миллионы читателей, думаю, я буду счастлива.
С кем из авторов, как прошлого, так и настоящего, вы согласились бы совместно написать роман?
- Я никогда не рассматривала всерьез соавторство. Знаю много удачных и неудачных примеров. Если бы мне предложили написать вместе книгу Ю Несбё, Тесс Герритсен, Лорет Энн Уайт, Андрес Грубер или даже Майк Омер, я бы согласилась, но только в качестве эксперимента (ну и, конечно, чтобы добраться до их замечательных читателей). *адский смех*
Планируется ли какая-нибудь новая серия книг с новыми героями?
- Планируется. У меня есть идеи на целый цикл, но еще не сформировался замысел сквозной линии. Пока не тороплю себя, так как нужно завершить начатое.
Можете поделиться со своими читателями некоторыми мыслями о новой книге, которую вы пишите?
- Поделюсь парочкой цитат из триллера, который выйдет осенью в ЭКСМО:
- «Странные редко находят друзей, разве что таких же странных».
- «С этими творческими людьми никогда нельзя быть уверенным на сто процентов. Такие выдумщики на что только не идут ради искусства».
- «Когда ты в тупике, у тебя всего один выход – сдать назад и осмотреться. Когда перед тобой сотни дорог, ты должен потратить немало сил на то, чтобы найти верную”.
И последний вопрос! Что делает Булгакова хорошим писателем?
- Безлимитный доступ к морфию? Шучу) Если честно, то мне кажется, что внутренняя глубина. Все, что он написал, было вычерпано из недр души и излито на бумагу. Я так чувствую.
Александра, спасибо большое за то, что выделили время и ответили на мои вопросы. Ждем новых книг.