Найти тему

"Рука помощи": от чего нужно и не нужно защищать детей

1 июня - День защиты детей. У меня с детства остались представления об этом празднике исключительно как о дне, когда проходил детского конкурс антивоенного рисунка на асфальте. Традиция была такая. И защищать детей, соответственно, требовалось исключительно от внешних угроз глобального масштаба. Считалось, что все остальные опасности либо несущественны, либо имеют право на существование как упражнение, благодаря которому ребенок учится, умнеет и взрослеет, набирается необходимого опыта.

Сейчас ситуация совсем иная. Угроз вполне себе локальных, но от этого не менее серьезных стало намного больше. Тут у каждого, наверное, получится свой список того, что угрожает детям. У меня, например, такой:

  • зависимость от гаджетов;
  • низкая критичность мышления;
  • бытовая беспомощность;
  • избыточный поток информации, значительная часть которой не соответствует возрасту детей;
  • несамостоятельность;
  • психологическое и/или физическое насилие со стороны других людей (возраст неважен).

Что любопытно, значительная часть этих угроз замечательно создается взрослыми, которые желают своим детям только хорошего, не ругают их и тем более не бьют.

Дети часто не имеют опыта ожидания. Всё - сразу, немедленно, а иногда еще и до того, как появился дискомфорт (начиная с мокрых пеленок, которые сейчас заменены вечно сухими "памперсами" - это, несомненно, удобно, но в первую очередь для родителей).

Те, кого растят в условиях детоцентризма, привыкают к тому, что стоит им только открыть рот, замолкают птицы и утихает ветер, весь мир жадно ловит каждое сказанное ребенком слово и восхищается любым продуктом его деятельности. Лучший кусочек, первое место, самое удобное и почетное - ребенку. Бабушки как прислуга, родители как прислуга, вообще все взрослые - прислуга.

Царапина, укус комара, лёгкий ушиб, обидное слово - это трагедия и катастрофа планетарного масштаба. На помощь немедленно бежит группа поддержки - родители, бабушки, юристы, врачи.

Из-за отсутствия опыта проживания неудач и неудобств дети, к сожалению, почти не умеют прогнозировать последствия своих поступков. Результат - довольно тяжелые травмы, полученные в присутствии собственных родителей. Каждый раз после каникул кто-то приходит с гипсом, или с синяком, или остается на длительном больничном. "Не досмотрели" - вздыхают взрослые. "Пересмотрели" - скорее, так.

Защита и помощь - это не устранение рисков и проблем, а умение их определять, по возможности избегать или правильно реагировать. И да, без участия взрослых тут не обойтись.

Рассматривали мы с детьми вот эту репродукцию:

Эмиль Ренуф "Рука помощи" (1881) Изображение из открытых источников
Эмиль Ренуф "Рука помощи" (1881) Изображение из открытых источников

Кто помогает, кому и в чем? Какие чувства на лицах героев картины изобразил автор? Хотели бы вы, оказаться на месте этой девочки и почему? А на месте дедушки?

По-моему, эта "Рука помощи" - отличная наглядная памятка о том, что такое защита детей за пределами обсуждения глобальных рисков.