Но заглянув однажды в свою родную пятую школу, решила попробовать силы на педагогическом поприще. И не пожалела. За ее плечами более десяти лет преподавательского стажа, и самые разные награды в профессиональной сфере.
Поводом для нашей встречи послужило новое достижение Светланы Сергеевны – присуждение Национальной премии в области профориентации «Россия – мои горизонты», организатором которой стал Фонд Гуманитарных Проектов.
Дисциплина и уважение
По словам педагога, тема профориентации для нее особенно интересна и важна потому, что она сама пришла в профессию не прямой дорогой. Еще будучи студенткой, Светлана поняла: программирование ей не подходит. Но поначалу даже не предполагала, что ее работа будет связана с педагогикой.
«Можно сказать, что пришла в профессию случайно. Хотя, как говорят, ничего в жизни случайного нет. Однажды зашла к своим учителям в пятую школу, просто повидаться и поговорить. Меня здесь хорошо знали и помнили как выпускницу. Директор Светлана Владимировна Бондарева, зная, что учусь на вечернем отделении, а днем работаю, предложила стать у них вожатой. С удовольствием согласилась и быстро «втянулась»: мне понравилось заниматься с детьми, оказалось удобно, что рабочий день относительно рано заканчивается, а летом большой отпуск. Так и решила остаться в школе и вскоре перешла на должность учителя математики».
Начинать было непросто – молодому педагогу сразу дали «свой» класс. Ребята оказались задиристые, иногда так проказничали, что классному руководителю приходилось объясняться перед директором. Но при этом и сами школьники, и их родители приняли Светлану Сергеевну очень доброжелательно.
«Согласитесь, не все родители обрадуются перспективе того, что классный руководитель их детей толькотолько окончила университет и делает первые шаги в профессии. Однако они всегда меня очень поддерживали, откликались на каждую просьбу. С ребятами у нас тоже сложились теплые отношения. Думаю, молодость в данном случае стала значительным плюсом, потому что дети, понимая, что не очень большая разница в возрасте, готовы многое прощать, чувствуют себя легче, и это очень помогает. Тогда почти все ребята после девятого класса остались в школе, и мне важно было довести их до выпуска, хотя уже планировала беременность. На последнем звонке провожала их с большим животом, и до сих пор с улыбкой вспоминаю, с каким трепетом и пониманием они ко мне относились»,рассказывает Светлана Кузина.
Сейчас она уже опытный педагог, которая и сама может дать дельные советы начинающим преподавателям. Например, как поддерживать четкую дисциплину в классе. Это, по мнению Светланы Сергеевны, особенно важно:
«Математика – серьезный предмет, понять его бывает непросто. К тому же он обязательный для сдачи ЕГЭ. Потому, как педагог, просто не могу допускать фривольную обстановку на уроках.Дисциплина – не значит постоянная строгость и крики. Мне, наоборот, очень не нравится повышать голос, делаю это в самых крайних случаях. Ко всем ребятам отношусь ровно, никого не выделяю, требования тоже для всех одинаковые. У меня всего несколько правил, которые нужно непременно соблюдать: не прогуливать, спокойно заниматься на уроке, выполнять домашние задания. Отношусь к ученикам с уважением и закономерно требую уважения в ответ».
Билет в будущее
Эта необходимая строгость ничуть не отменяет доброжелательного отношения к ученикам, готовности их выслушать, пошутить с ними, дать полезный совет.
«Нынешние школьники во многом отличаются от тех ребят, которые учились всего лет десять назад. Играют роль развитие технологий и гаджеты, что способствует клиповому мышлению. Ученикам бывает сложнее сосредоточиться, всё труднее удержать их внимание. Но в любом случае дети есть дети, и что тогда, что сейчас им важно видеть: педагог общается с ними открыто, он к ним расположен. Если это так, они отвечают тем же»,уверена Светлана Сергеевна.
Залог ее педагогического успеха в том, что она буквально «горит» своим делом. Уже несколько лет Светлана Кузина совмещает преподавательскую деятельность с профориентационной работой. Она является одним из педагогов-навигаторов федерального проекта «Билет в будущее». Такие специалисты знакомят школьников с миром профессий, помогают им определиться с подходящими направлениями для их будущей работы. Светлана Кузина объясняет:
«Профориентационная деятельность ведется в каждой школе, так всегда было заведено. Но до реализации проекта «Билет в будущее» все проводили ее по-своему, как привыкли. Проект упорядочил эту работу, наглядно показал, как двигаться в данном направлении.
В качестве педагоганавигатора помогаю ученикам зарегистрироваться на платформе проекта, смотрю за тем, как они проходят различные этапы, сопровождаю их деятельность».
Вдохновившись новой инициативой, Светлана Сергеевна решила принять участие в проектном модуле – пройти специальное обучение. Вместе с ней интерес к модулю проявили почти двести преподавателей из разных уголков страны. По результатам участники проекта выбрали пятнадцать лучших педагогов-навигаторов, среди которых оказалась и Светлана Кузина. Учителей пригласили на стратегическую сессию в СанктПетербург.
«С тех пор «Билет в будущее» заинтересовал меня еще больше, и в следующем году вновь приняла участие в модуле. Теперь мы с педагогами работали в команде и создали отличный онлайн-марафон «Родитель в теме». Он нужен для того, чтобы папы и мамы лучше понимали своих детей и сами глубже погружались в тему профориентации, выполняли специальные задания. Выступив с этой идеей в Москве, наша команда вошла в экспертный совет проекта. Сейчас марафон охватывает активных родителей со всей страны – от Амурской области до Калининграда. Очень приятно затем читать их благодарные отзывы»,рассказывает Светлана Сергеевна.
«В школе – всегда всё динамично…»
Узнав, что принимаются заявки на участие в Национальной премии в области профориентации «Россия – мои горизонты», учитель поняла: нужно попробовать, ей есть что сказать. В копилке достижений Светланы Сергеевны свои авторские методички по профориентации, опыт выступлений на различных федеральных площадках. Но даже имея такой багаж знаний, педагог понимала, что победить будет сложно: в Национальной премии участвовало более трех тысяч человек! И всётаки она стала одной из первых.
«Когда объявили номинацию «Педагог № 1 в профориентации в России», на сцену вызвали Валерия Сорокина – учителя из Хакасии. Мы знакомы лично, и я сразу сказала ему, что, конечно, расстроюсь, если не смогу победить, но при этом буду очень рада его победе. И… называют его имя. «Что ж, не в этот раз», – подумала я, хотя, что скрывать, было досадно. Он вернулся в зал, где продолжилось награждение в других номинациях. И вдруг объявляют, что в моей номинации два победителя и вызывают меня! Видимо, это был такой ход, для интриги. Разумеется, адреналин просто зашкаливал, это непередаваемые эмоции! Получить Национальную премию – очень большое достижение для педагога. Это определенный статус: такая награда – как «Оскар» в мире кино!»вдохновленно рассказывает Светлана Кузина.
Вернувшись в Дзержинск с заслуженной победой, Светлана Сергеевна вновь погрузилась в работу. А ее у преподавателя математики очень много: иногда приходится трудиться едва ли не сутки напролет. И в таких случаях участие в проектах, по словам учителя, как раз помогает «подзарядиться», вновь и вновь подогревает интерес к профессии, позволяет значительно расширить круг знакомств.
Радуют и активная позиция ребят, их отдача. В рамках профориентационной деятельности Светлана Кузина регулярно проводит для школьников различные игры и мероприятия, часто организует им встречи с интересными людьми, которые рассказывают подросткам о том, как они оказались в профессии. Это возможно благодаря взаимодействию и помощи сетевых партнеров. Например, недавно ребята поговорили с ветераном Великой Отечественной войны Александром Федоровичем Вагиным, который, вернувшись с фронта, работал учителем истории. Учащиеся с интересом послушали его рассказ, задали вопросы и все вместе сфотографировались. Также в этом учебном году школьники побывали в типографии, пожарной части, музее завода «Красное Сормово», сходили на профпробу с шефповарами.
«Такие встречи очень полезны для ребят, потому что им становится проще понять, что нравится, а что нет. Сейчас некоторые ученики уже знают, куда хотят поступать. Среди интересующих их профессий: ветеринар, помощник юриста, повар. В этом году последний звонок прозвучал для моих девятиклассников. Многие из них еще недавно собирались пойти в техникумы, но передумали и решили остаться в школе. Мне кажется, большую роль в этом сыграли рассказы других людей о своей работе и профессиональные пробы»,считает Светлана Сергеевна.
В ближайших планах педагога вместе с командой преподавателей проекта «Билет в будущее» организовать Всероссийский онлайн-чемпионат «Молодые профессионалы: от резюме до повышения». Такая идея возникла в связи с тем, что сейчас многие молодые люди стремятся подработать, но не всегда знают, с чего начать. Участникам чемпионата расскажут, как составить резюме, пройти собеседование, трудоустроиться, как вести себя в коллективе, какие у них есть права.
На вопрос, как бы вы продолжили фразу: «Работа для меня – это…», Светлана Кузина отвечает:
«Это большая ответственность. Мне очень нравится моя работа, ведь в школе всегда всё динамично и каждый день не похож на предыдущий».
Напомним, более 900 выпускников школ сдадут ЕГЭ в Дзержинске до конца июня.
Ксения КНЯЗЕВА
Фото Юлии Волковой и из личного архива Светланы Кузиной