Города-призраки, деревни-призраки – рассказов о таинственных населенных пунктах, по неизвестным причинам оставленных людьми, существует великое множество. Услышать такие истории можно в самых разных странах, включая и Россию. Самый же древний известный случай исчезновения всех жителей небольшого поселка произошел на североамериканском континенте в конце XVI века, когда европейцы еще только начинали заселять его, вытесняя коренное население. И хотя с тех пор прошло уже более четырехсот лет, окончательный ответ на вопрос, куда же пропали жители этого поселения, так и не был найден.
Сейчас тайна колонии Роанок, располагавшейся на одноименном острове у восточного побережья Северной Америки и известной также под названием «Потерянная колония», считается одной из главных загадок мировой истории, связанных с исчезновением людей, наравне с загадкой корабля «Мария Целеста», странным образом лишившегося экипажа и пассажиров, или маяка на острове Эйли-ан-Мор, с которого не менее невероятным образом пропали смотрители. Кроме того, это еще и самое многочисленное массовое исчезновение – из колонии бесследно пропали более ста человек (разные источники приводят немного разные цифры, от 115 до 121 пропавшего). Со стороны все выглядело так, словно все эти люди, среди которых было 17 или 20 женщин и 10-12 детей, просто «растворились в воздухе», так как в поселке, где они жили, не осталось ни трупов, ни следов борьбы, ни каких-либо знаков, указывающих, куда они делись. Правда, остались две надписи, сделанные на столбе и на стволе дерева, однако они не только не объясняют эту странную ситуацию, но еще больше запутывают ее.
Поселение Роанок было одной из многих американских колоний, основанных в XVI веке европейцами, в частности, британцами. Это было время постоянных столкновений жителей Старого Света, завоевывающих недавно открытые Северную и Южную Америки, и индейцев, пытавшихся дать им отпор и отстоять свои земли. Причем в те годы европейцы еще не имели над явного преимущества над коренными жителями, так что для недавно основанных британских и испанских поселений такие стычки нередко заканчивались печально. Но бывало и наоборот, и именно с такого конфликта началась жизнь британской колонии на острове Роанок, основанной в 1587 году по распоряжению придворного английской королевы Елизаветы I Уолтера Рэли. Под его руководством в Новый Свет была отправлена экспедиция, которую возглавляли исследователи Филип Амадэс и Артур Барлоу, в задачу которых входило найти удобное место на берегу или на одной из островов, обустроить там поселение для колонистов, а также изучить соседние с колонией земли.
Амадэс и Барлоу выбрали для колонии остров Роанок и для начала построили там небольшой форт и попытались наладить мирные отношения с индейцами, живущими на побережье материка, в деревне под названием Аквакогок. Жители этой деревни были настроены доброжелательно к неожиданным гостям, но завершилось их знакомство с европейцами трагически: один из членов экспедиции обвинил туземцев в том, что они украли у него серебряную чашку, после чего британцы, даже не попытавшись разобраться, кто это сделал и была ли эта кража в действительности, напали на индейцев и в прямом смысле слова сравняли их поселение с землей, перебив всех, кто не успел убежать, включая вождя.
После этого англичане отплыли на остров Роанок и занялись его обустройством для жизни. Там были построены дома, а вокруг них возведен высокий частокол, защищающий колонию от индейцев, и на эту небольшую территорию заселились сто с небольшим колонистов. После того, как они более-менее наладили там жизнь, корабли, на которых они приплыли, покинули остров и отправились исследовать другие территории. Предполагалось, что затем они вернутся в Англию, где руководители экспедиции доложат о результатах своей деятельности в Америке, а потом снова оправятся на Роанок с новой группой колонистов, съестными припасами и различными необходимыми для жизни вещами.
Первые жители новой колонии ждали их назад примерно через год, к апрелю 1588 года, и ждали с огромным нетерпением, потому что жилось им на острове довольно тяжело. Еды было мало, культурные растения на территории колонии росли плохо, рабочих рук не хватало, а отношения с местными индейскими племенами после расправы над жителями Аквакогока оставляли желать лучшего. Однако ожидание соплеменников затянулось – прошел год, потом еще один, но на горизонте так и не появилось больше ни одного европейского судна…
Барлоу и Амадэс не смогли вернуться на остров Роанок в обещанный срок, потому что как раз в тот момент, когда их корабли пришли в Англию, там начался конфликт с Испанией, и они были атакованы флотом Непобедимой Армады. Следующие три года британцам было не до американских колоний, и о них вспомнили только в начале 1590 года. Больше всего на Роанок рвался Джон Уайт, один из основателей поселения, так как там остались его дочь Элеонора с мужем и маленькая внучка Вирджиния, родившаяся вскоре после обустройства англичан на острове и ставшая первым британским ребенком, появившимся на свет на североамериканском континенте. Но он смог договориться с капитаном одного торгового судна отвезти его в Новый свет только летом 1590 года, а когда прибыл туда, то обнаружил, что в колонии Роанок нет ни его дочери с внучкой, ни всех остальных живших там людей.
Поселение на острове оказалось заброшенным: дома стояли пустые, и ни на огороженной частоколом территории, ни за ее пределами не было ни одной живой души. Исчезли также и домашние животные, земля повсюду заросла травой, и выглядело все так, словно люди оставили это место, как минимум, год назад. В первый момент Уайт и другие прибывшие на Роанок моряки подумали, что колонию атаковали индейцы с континента, перебившие всех жителей, но нигде не было видно ни трупов, ни каких-либо следов борьбы. В домах все вещи были покрыты толстым слоем пыли, но ни в одной комнате не наблюдалось особого беспорядка: создавалось впечатление, что все проживавшие там люди просто взял и ушли, забрав с собой животных и, возможно, кое-какие вещи, причем собирались они спокойно, никуда не спеша.
Кроме того, когда основатели колонии покидали ее, они договорились с местными жителями, что если туземцы нападут на них или попытаются силой увести их с острова, они должны будут нарисовать или нацарапать на стене дома, дереве или ограждении мальтийский крест. Для вернувшихся англичан это было бы знаком, что искать пропавших надо в одном из проживающих неподалеку на континенте индейских племен. Но после того, как британцы не обнаружили на Роаноке людей, они проверили в поселке каждое бревно в каждом доме, каждый столб и дерево и не нашли ничего даже отдаленно похожего на мальтийский крест. Зато нашли другие вырезанные чем-то острым надписи: на частоколе слово «Croatoan», а на одном из деревьев начало этого слова – «Cro». Так называлось одно из индейских племен, обитавшее на побережье. С белыми людьми оно поддерживало мирные отношения – хотя за три года между членами этого племени и колонистами могло произойти все, что угодно…
Решив, что индейцы могли где-то захоронить тела убитых, чтобы замести следы, британцы перекопали чуть ли не весь остров, но нашли только две могилы с останками довольно давно умерших людей – по всей вероятности, это были жители колонии, скончавшиеся от болезней или еще каких-нибудь «мирных» причин. И все – больше никаких следов ста лишним человек, включая маленьких детей, на Роаноке найдено не было. Их пытались искать и на материке, о них расспрашивали индейцев, но все эти поиски были безуспешными, и в конце концов, исчезнувших колонистов стали считать погибшими. Виновными в их смерти большинство англичан считали туземцев, которые либо отомстили таким образом белым за уничтожение деревни Аквакогок, либо напали на них вследствие какого-то нового конфликта. Но у этой версии так и не появилось никаких доказательств, даже косвенных.
Больше всего европейцы подозревали индейцев племени Кроатон, название которого жители Роанока вырезали на столбе. Кроме мести, их мотивом также называли жертвоприношение богу Кроатону, которому поклонялось это племя и для которого колонистов сначала увезли с острова в джунгли. Но кроме двух вырезанных на дереве слов, на виновность этого племени ничто не указывало: кроатонцы, по свидетельству всех общавшихся с ними британцев, были настроены мирно по отношению к белым людям и не были замечены в массовых жертвоприношениях. Кроме того, эта версия никак не объясняла, почему в поселке не было следов борьбы и почему колонисты не оставили нигде изображение мальтийского креста – ведь если они успели вырезать на дереве слово «Croatoan», значит, у них было время и для создания этого условного знака.
Были также предположения, что колонию Роанок уничтожили либо другие индейские племена, либо испанские завоеватели Америки, которые тоже осваивали новые земли и для которых британцы были конкурентами. Но и в этих случаях все упиралось в отсутствие разрушений и условного знака на острове. Кроме того, испанцы в те годы активно колонизировали земли в Южной и Центральной Америке, а так далеко на север не забирались. Да и если бы они решили захватить Роанок, а потом тоже по каким-то причинам уплыли с острова, там остались бы следы их пребывания.
Выдвигалась версия об эпидемии, какой-то смертельной болезни, из-за которой колония полностью вымерла, но и это предположение не объясняет отсутствие трупов. Оставался один вариант: жители Роанока почему-то покинули свое поселение добровольно. Возникло предположение, что они решили переселиться на другой остров и устроить колонию там, потому что на Роаноке у них были слишком тяжелые условия жизни. Сторонники этой версии считали, что люди построили лодки и уплыли на них со своего острова к одному из соседних, но не доплыли, попав в сильный шторм. Но почему в таком случае они не оставили британцам никаких подсказок о том, куда они уходят и где их искать? Ведь если они переселились куда-то без спешки и им в тот момент никто не угрожал, у них было время написать подробное письмо о своем переезде, упаковать его так, чтобы оно дождалось возвращения английских кораблей, и оставить в одном из домов на видном месте. Может быть, такое письмо было, но его забрали или уничтожили индейцы, приплывшие на остров после того, как колонисты ушли оттуда? Но зачем им было это делать, и почему они в таком случае не разграбили дома, не забрали из них разные полезные в хозяйстве вещи?
Современники жителей Роанока так и не узнали ответов на все эти вопросы. Однако позже, уже в следующие века, в этом районе Северной Америки все-таки были обнаружены некоторые намеки на то, куда могли пропасть сто с лишним человек, от которых не осталось никаких следов. Спустя больше столетия после их исчезновения, в 1709 году, когда в той области континента уже существовал штат Северная Каролина, к которому относился и Роанок, историк Джон Лоусон, изучавший жизнь местных индейцев, узнал о племени Хаттерас, которое кое в чем заметно отличалось от других племен. Люди в нем были менее смуглыми, чем другие индейцы, а иногда и вовсе белокожими, у многих из них были необычные для этой расы черты лица, более близкие к европейским, а у некоторых даже довольно светлые волосы и светлые, серые или голубые глаза, что для коренных жителей Америки и вовсе невозможно. Мало того – в языке этого племени встречалось много слов, похожих на искаженные английские слова, словно индейцы когда-то давно позаимствовали их из английского языка.
Все это навело Лоусона на мысль, что члены племени Хаттерас когда-то в прошлом породнились с британцами. Но для того, чтобы европейские гены и английские слова не «растворились» в большой группе людей полностью, этих британцев должно было быть достаточно много. Возможно, сто или больше – как в исчезнувшей колонии Роанок.
Так возникла гипотеза о том, что жители Роанока переселились в племя Хаттерас и полностью ассимилировались в нем, «подарив» ему более европейскую внешность и отдельные слова своего языка. Эта версия отвечала на вопрос, куда пропали колонисты, но не на все остальные вопросы: породнились ли они с краснокожими по собственной воле или те забрали их к себе силой, и почему они не оставили объяснений для британцев в первом случае и изображения мальтийского креста во втором? Можно предположить, что они, устав ждать кораблей из Старого Света и страдая от тяжелой жизни на острове, разочаровались в европейцах и решили «сдаться» индейцам, полностью порвав с прошлой жизнью? Или они думали, что Британия вовсе забыла о них и что корабли с новыми колонистами и припасами никогда не придут, и поэтому не стали оставлять никаких подсказок, где их искать?
Так или иначе, но эта теория оставалась одной из наиболее достоверных до наших дней. Правда, в XX-м и XXI веках к ней и к другим старым гипотезам прибавились современные, объясняющие исчезновение людей с Роанока похищением инопланетянами или какими-нибудь потусторонними сущностями. Но все эти фантастические и мистические гипотезы подтверждения не получили – в отличие от версии с ассимиляцией, которая стала выглядеть еще более достоверно совсем недавно, в 2020 году.
Это произошло во время археологических раскопок на одном из соседних в Роаноком островов, который называется Хаттерас и от которого получило свое название «осветленное» племя индейцев. Там были найдены следы человеческого поселения, в том числе остатки разных вещей, явно созданных европейцами в XVI веке – инструментов, других орудий труда и женских украшений. Наиболее вероятно, что эти предметы принадлежали именно колонистам с Роанока, так как только в этой колонии в те времена были женщины и дети. А значит, скорее всего, англичане, жившие на Роаноке, действительно уплыли оттуда на другой остров и, видимо, уже после этого смешались с обитающими там индейцами, а потом переселились вместе с ними на континент. И наверное, они действительно сделали это добровольно, отчаявшись когда-нибудь снова увидеть других европейцев и решив начать жизнь полностью с чистого листа.
Как им жилось на Хаттерасе среди чужих людей, в сообществе с совсем иным укладом, обычаями и традициями, каково было видеть, как их дети и внуки следуют этим традициям и лучше владеют языком этого племени, чем английским? Вспоминали ли они свою прошлую жизнь в Англии или, наоборот, старались вычеркнуть из памяти то, что они покинули навсегда? Ответы на эти вопросы – еще одна тайна острова Роанок, которая уже точно навеки останется тайной.
Татьяна Минасян