Найти тему
Медиапалуба

В Финском заливе нашли последний крупный пароход, затопленный во время Великой Отечественной войны

Разведывательно-водолазная команда Константина Богданова при поддержке Русского географического общества идентифицировала транспортное судно «Выборг», потопленное в начале Великой Отечественной войны.

    Фото: Разведывательно-водолазная команда
Фото: Разведывательно-водолазная команда

В июле 1941 года корабль «Выборг» вышел из Ленинграда в Таллин. У острова Вайндло судно было атаковано противником. С 25 июня 1941 года Финляндия находилась в состоянии войны с СССР в качестве фактического союзника нацистской Германии. Финская подлодка напала на «Выборг». Вовремя обнаружив атаку, теплоход, развив предельную скорость, повернул на обратный курс — к Ленинграду. Торпеды прошли мимо.

Но чуть позже другая финская подводная лодка «Весикко» выпустила по теплоходу две торпеды с близкого расстояния. «Весикко» была сконструирована в 1930-х годах, подлодка водоизмещением 254 тонны входила в состав финских ВМС. От одной торпеды советский транспорт уклонился, вторая, попав в кормовую часть, разрушила ее.

— «Выборг» важно было найти, потому что это последний крупный транспорт времен войны, который лежит под водой в территориальных водах России. Исследование стало возможно благодаря помощи и взаимодействию РГО, Балтийского флота, Ленинградской военно-морской базы, — отметил руководитель Разведывательно-водолазной команды Константин Богданов.

Финская торпеда попала «Выборгу» в район третьего-четвертого трюма. Через 20 минут он затонул. Экипаж в составе 45 человек под командованием капитана Ильи Гаврилова покинул судно на шлюпках. Позже он был спасен советскими сторожевыми катерами и доставлен на остров Лавенсаари. При взрыве погиб один человек — боцман Дмитрий Денисов.

-2

Неизвестный объект длиной 110 м был впервые обнаружен в 2022 году морской инженерной компанией «Фертоинг», которая основала фонд «Люди моря». Это произошло в Финском заливе севернее острова Мощный в рамках совместной работы с Разведывательно-водолазной командой по поиску кораблей Таллинского перехода. Катер «Пиранья» следовал по фарватеру к месту проведения поисковых работ, была включена поисковая аппаратура, это и позволило увидеть объект.

В 2024 году этот объект идентифицировали. РГО организовало закрытие района для движения судов. Во время того, как «РВК» уходила под воду, огромные танкеры и сухогрузы проходили в сторону Санкт-Петербурга на расстоянии всего нескольких сотен метров. Глубина по грунту — 54 м, температура воды — +2 °С. В этот раз дайверам повезло: видимость под водой по балтийским меркам очень хорошая, метров 8–10. Всего группа из пяти человек совершила более 20 погружений на объект, водолазы провели подробную видеофиксацию судна.

    Фото: Разведывательно-водолазная команда
Фото: Разведывательно-водолазная команда

Корабль «Выборг» был идентифицирован на сто процентов. На корме под слоем ржавчины удалось обнаружить нарисованные краской буквы, где можно было разобрать фрагменты названия судна и порт приписки — Ленинград. Но главным объектом для идентификации стал судовой колокол. На нем выгравировано первое название теплохода («Каир») и порт приписки (Бремен). Это позволило сделать однозначный вывод, что найденное судно — теплоход «Выборг». Отдельное погружение было совершено, чтобы найти ту самую пробоину, которая погубила советское судно. Обнаруженная пробоина была двойная, в виде восьмерки. При этом саму торпеду не нашли.

— Мы будто со стороны наблюдали, как действовал капитан. Руль повернут влево, курс — «полный вперед». Это значит, капитан активно маневрировал, пытаясь уйти от врага. Ему удалось увернуться от первой торпеды, но, к сожалению, вторая попала точно в борт, — рассказал историк и дайвер-исследователь Михаил Иванов. — Размер и форма полученной в результате взрыва пробоины позволяет предположить, что торпеда ударила по касательной в правый борт в районе третьего грузового трюма, вызвав разрушение борта на площади 3 х 5 м.

Колокол, поднятый на поверхность, вновь зазвучит спустя 83 года. Он станет частью мемориала «Голоса погибших кораблей», который планируют открыть в филиале парка «Патриот» в Кронштадте. Как пояснил Константин Богданов, сейчас идет поиск финансирования на установку памятника. После этого колокол, который весит больше 50 кг, вместе с другими колоколами — голосами погибших кораблей — будет представлен в этой композиции.