1 июня 1934 года в Перми был собран и испытан первый авиационный двигатель М-25. Сейчас пермские моторы — одни из самых массовых турбореактивных двигателей. Они стоят даже на самолёте президента.
В июне 2024 года Пермскому моторному заводу исполняется 90 лет. За эти годы конструкторское бюро создало более 70 типов двигателей, из них 41 стали серийными, предприятие выпустило более 65 000 авиационных поршневых двигателей и около 19 500 газотурбинных.
Завод № 19
Строительство мощного завода отечественных авиационных двигателей с самым современным и высокопроизводительным оборудованием — Моторостроительного завода № 19 имени И.В. Сталина — началось в Перми в 1931 году.
В мае 1934 года был образован конструкторский отдел. Его главой назначили Аркадия Швецова, который до этого занимался разработкой авиадвигателей в качестве главного инженера московского завода № 24 (ныне это производственный комплекс «Салют»). Весной 1940 года, по распределению в институте, на завод попал Павел Соловьёв. Молодого специалиста направили инженером в испытательный цех, но уже вскоре он стал ведущим конструктором в ОКБ.
Первым двигателем, собранным и испытанным предприятием 1 июня 1934 года, стал М-25 — бензиновый, воздушного охлаждения, мощностью 750 лошадиных сил. Его ставили на многие типы самолётов в предвоенные годы.
Ежегодно завод № 19 наращивал производство авиационных моторов. Руководители Военно-воздушных сил считали, что предприятию нужно освоить также двигатели с водяным охлаждением, с чем был согласен и Аркадий Швецов, но перестройка производства требовала больших вложений средств и времени, и от неё отказались.
Это означало, что Швецов может продолжить работу над воздушным двигателем М-82 (позже АШ-82). В мае 1941 года двигатель был готов, прошёл повторные государственные испытания, и его запустили в серийное производство. Двигатель устанавливали на бомбардировщики Су-2 и 103B, прототип Ту-2. Затем началась Великая Отечественная война.
Банка варенья и валенки как премия
В годы Великой Отечественной войны завод № 19 возглавил Анатолий Солдатов, главным конструктором завода остался Аркадий Швецов, начальником конструкторской группы работал Павел Соловьёв, а главным инженером — Виктор Бутусов. Начальником сборочного цеха стал Анатолий Валединский, позже он заменил Бутусова, нашёл важные инженерно-конструкторские решения и доработал моторы.
На завод № 19 привезли оборудование с эвакуированных авиационных предприятий Москвы, Ленинграда, Харькова и Днепропетровска. Предприятие работало круглосуточно, сменами по 12 часов. В основном выпускали двигатели АШ-82 и АШ-62ИР на истребители, бомбардировщики и военно-транспортные самолёты ВВС СССР. Увеличенные производственные мощности позволили заметно нарастить производство моторов М-82. Завод делал не только двигатели, но и поставлял детали другим предприятиям.
Из-за нехватки рабочей силы, наравне со взрослыми трудились подростки. Иногда за станком можно было встретить мальчишку лет 11, из-за маленького роста стоящего на ящике. Ребят распределяли в токари, слесари, контролёры, электрики и на другие специальности. Юные рабочие значительно перевыполняли производственный план.
В ноябре 1944 года директор завода Анатолий Солдатов пригласил к себе 52 подростков-передовиков. В торжественной обстановке, насколько это было возможно, Солдатов отметил каждого, напоил чаем и выдал роскошную по тем временам премию — банку варенья и пару валенок. В следующем месяце Солдатов собрал 95 ребят, выполнивших план уже на 120–150 %. Их также наградили банками варенья и валенками. Это стало хорошей традицией.
В военные годы завод № 19 обеспечивал 20 % всех авиадвигателей ВВС. К окончанию войны на предприятии ежемесячно делали более 500 моторов. За все военные годы завод выпустил более 31 000 двигателей, которые ставили на истребители Ла-5 и Ла-7, бомбардировщики Су-2, Пе-8, Ту-2, штурмовик Су-6. Пермский завод получил ряд правительственных наград, а в 1945 году — орден Красного Знамени.
Новые разработки и двигатели пятого поколения
С 1960-х годов завод расширяет производство и создаёт новую продукцию, разворачивается производство жидкостных ракетных двигателей, редукторов для вертолётов, реактивных двигателей для самолётов Андрея Туполева, Сергея Ильюшина, Артёма Микояна, Владимира Мясищева и вертолётов Михаила Миля. Налаживается серийное производство двухконтурных газотурбинных двигателей Д-20 и Д-30, ТВ2-117. В 1990-е открывается производство двигателей для нефтегазовой промышленности и энергетики.
Последней разработкой Павла Соловьёва стал турбовентиляторный двигатель четвёртого поколения ПС-90А. Его серийное производство началось в 1988 году. ПС-90А вышел не просто продуманным и удачным, а опережающим своё время: этот двигатель и его модификации используют в российской авиации уже более 30 лет. Двигатели ПС-90А установлены на лайнерах президента и премьер-министра России.
Сейчас на Пермском заводе разрабатывают двигатели нового поколения ПД-35, уже вышли ПД-8 и ПД-14, последний установят на магистральный самолёт МС-21, который планируют ввести в эксплуатацию в конце 2024 года.