Найти тему
Вести: Приморье

Недетский разговор с детским омбудсменом Приморья в День защиты детей

Оглавление

В День защиты детей разговариваем о правах ребенка, которых насчитывается не менее 85. Право на жизнь является наиболее фундаментальным. Об этом в медиастудии ГТРК «Владивосток» поговорили с уполномоченной по правам ребенка в Приморском крае Ольгой Романовой. В студии – Татьяна Гладун.

Татьяна Гладун и Ольга Романова в медиастудии ГТРК "Владивосток"
Татьяна Гладун и Ольга Романова в медиастудии ГТРК "Владивосток"

Татьяна Гладун:

- Здравствуйте, дорогие друзья! В студии ГТРК «Владивосток» ведущая Татьяна Гладун. Сегодня со мной уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае Ольга Романова. Наш разговор будет приурочен к Международному Дню Защиты Детей. Поговорим о том, как живется в Приморье нашим детям, подросткам, кому на самом деле требуется защита. А еще послушаем профессионала, который расскажет нам, как же выстроить коммуникацию с нашими чадами, так чтобы она была лучше и проще.

Ольга Владимировна, здравствуйте!

Ольга Романова:

- Здравствуйте, Татьяна!

Татьяна Гладун:

- Вы практически постоянно гость нашей студии. Не могу это не отметить. Непосредственный участник программы «Не детский разговор». Но сегодня мы устанавливаем рамки каких бы то ни было программ, потому что у нас, как никогда, важный повод. Это праздник. Говорим о детях.

Итак, Ольга Владимировна, вы ежедневно сталкиваетесь с вопросами детской безопасности, защищаете детей от родителей. Наоборот, разбираете проблемы с учениками и педагогами. Расскажите, что сегодня дети знают о своих правах, и не пользуются ли они этим чрезмерно.

Ольга Романова:

- Вопрос интересный. Он часто звучит от современных родителей в отношении современных подростков. И я понимаю, откуда он взялся. Потому что при какой-то острой коммуникации наши подростки очень умные. Кстати, спасибо родителям за то, что они такими сделали и воспитали, они отвечают примерно так: «А вы не имеете права, а мы хорошо знаем свои права».

Это история про коммуникацию подростка со взрослым человеком. И больше всего у нас взрослых обижаются на то, что, грубо говоря, «нам эти вот недоросли указывают на то, что мы чего-то там не знаем». Но есть правила. Правила среди уполномоченных по правам ребенка во всех субъектах Российской Федерации: со взрослыми говорить о детских правах, а с детьми говорить об ответственности и об обязанностях. Но, тем не менее, обязанности наступают не с момента рождения, в отличие от человеческих прав, прав гражданских. Вот как человек на свет появился, у него вместе с ним возникли и права. В том числе, например, права на жизнь. И здесь невозможно достигнуть максимума, потому что, к сожалению, права на жизнь очень часто подвергается рискам и угрозам, и дети у нас гибнут.

Поэтому этот разговор в День защиты детей, с одной стороны, праздник, но для нас всегда это, скажем так, напоминание о том, что очень много факторов риска и очень много угроз, от которых надо детей защищать, в том числе, защищая их права.

Татьяна Гладун:

- А вот все-таки, если коротко отвечать на мой вопрос, то все-таки да или нет, или так однозначно ответить нельзя относительно того знают ли дети о своих правах и пользуются ли этими знаниями (прим.ред.)?

Ольга Романова:

- Невозможно, скажем так, не бывает потолка. Что значит чрезмерно? Бывает, либо мы недостаточно знаем, либо мы недостаточно используем собственные знания. А чрезмерно, то есть сверх того, что положено, не бывает. Поэтому, когда они о чем-то говорят нам, напоминая, это всего лишь, я возвращаюсь, это всего лишь мобильная проблематика между подростком и взрослым человеком. Часто такие истории бывают среди воспитанников детских домов, среди воспитанников Центров семейного устройства. Там как раз они возвращаются в общество.

Но их поведение (прим.ред.) абсолютно осознанное, наверное, я не могу сказать, что это следствие обиды. Это следствие того воспитания, следствие тех травм, которые каждый ребенок, который там находится и живет, пережил их несколько, и несколько предательств взрослых по отношению к этому ребенку. Там они используют это выражение, словосочетание, напоминая взрослым, которые рядом, о том, что вы обязаны, вы должны, мы имеем право.

Татьяна Гладун:

- А вот если, например, взрослому прилетела такая фраза («вы должны, мы имеем право» - прим.ред.), будь то педагог или родитель, дадите какие-то советы, как на это реагировать, что вообще можно ответить? Есть какая-то универсальная фраза, может быть?

Ольга Романова:

- Универсальной фразы нет, это же коммуникация, она здесь и сейчас, и опять же все дети разные, все взрослые разные. Но я за честность, если человек знает, что-то больше нас, пусть расскажет нам об этом. Интересно послушать, что он знает. Когда ты задаешь подростку конкретизирующие вопросы, вы очень часто увидите перед собой смущающегося человека. Но иногда они знают действительно больше.

Я не хотела рассказывать эту историю, но расскажу, это очень показательно. Это было летом, я находилась дома, скажем так, за пределами рабочего кабинета, но, тем не менее, уполномоченный по правам ребенка при исполнении всегда. И диалог во дворе, я слышу, как мои соседи разговаривают с подростком, с молодым человеком, которому, наверное, не больше 13 лет: «Мальчик, уйди отсюда. Не надо здесь кататься. Почему я должен отсюда уходить? Я ничего не нарушаю. Как ты ничего не нарушаешь? Ты без шлема. А где написано, что я должен в шлеме кататься на своем доме?» То есть вот этот диалог, он был очень, скажем так, многостраничный, но он был вежливый со стороны молодого человека и очень невежливый со стороны взрослых. Вот такое бывает часто. Мы от бессилия опускаемся на уровень вот такой полемики с подростками. Я не думаю, что это правильная взрослая позиция.

Но, тем не менее, есть, конечно же, есть плоскость знаний, в которых пробелы тоже чреваты. Это история про ответственность, ответственность в том числе и правовую. И вот здесь как раз родителям стоит, и не только родителям, и всем людям, которые находятся в близком круге взаимодействия с детьми, напоминать о том, что ответственность правовая наступает из-за совершения правонарушений. В этом случае административная. И очень часто она возникает и в качестве уголовной ответственности за целый ряд преступлений. Она возникает с 14 лет. И это важно. И это уже не смешно. И тут нет места для улыбок. Тут нужно просто рассказывать о том, что не зная, ты можешь стать абсолютно точно участником, соучастником, а можешь стать и преступником.

Поэтому очень важно об этой ответственности напоминать. Ну и две главные ответственности, которых я стараюсь напоминать всегда детям. Первая главная обязанность – слушаться своих родителей и учиться. Ну, пока давайте выполним хотя бы эти. А потом поговорим о том большом списке прав, которые у вас есть. Он действительно огромный. Я насчитала 85 из вот вариантов таких дробных, которые к определенной категории прав относятся.

Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».

Недетский разговор с детским омбудсменом Приморья в День защиты детей