Михаил Леонидович Томилин г.Клин
Принято говорить о торговых путях, выражение торговая дорога использовалась очень редко. Путь - общеславянское слово индоевропейского происхождения. В древнеиндийском находим panthas — «дорога, путь», и в словаре Срезневского драга – дорога, путь. По- нашему мнению, путь показывает общее направление движения, то есть движение не по строго определенной дороге, а на выбор соблюдая только направление. Этот выбор позволяла делать густая сеть рек Русской равнины и Волго – Окского междуречья, где течет река Клязьма.
Какие торговые пути были рядом с рекой Клязьмой?
Торговые пути Руси (иллюстрация с сайта http://samlib.ru/img/u/utochkin_w_n/bozhijotrok/) [29]
Назовем основные. Во-первых, путь из Варяжского (Балтийского) моря к Новгороду, от него через реку Волхов - реку Мста - реку Цна - реку Тверца через Волгу в Каспийское море, далее в Персию, и через неё в Индию.
Во-вторых, это важный торговый путь на пути из Новгорода в Рязанские и Московские земли, где ключевым пунктом был Волок Ламский. Он проходил из Новгорода по pеке Мста – реке Тверца - реке Волга – по ее притоку реке Шоше - река Лама - река Руза - река Москва из неё в реку Оку.
В-третьих, от области верхнего Дона и верхней Оки к древнему Великому Ростову и Владимиру в Суздальскую землю. По Оке затем по ее притоку реке Москве - реке Яузе (московской), в реку Всходню (Сходню), далее волоком у Мытищ в реку Клязьму. У И.Е. Забелина читаем: «По крайней мере, этою дорогою ходили в Суздаль и Владимир не только из Чернигова, но и из Киева».
Река Клязьма главный северный приток реки Оки (длинна 686 километров), ее особенность в том, что она протекает между реками Волгой и Окой, её северные притоки подходят близко к южным притокам Волги, а южные притоки Клязьмы близко подходят к северным притокам Оки, то есть можно было использовать волоки (Волок - это перевал в верховьях рек различных или одного бассейна, происходит от слова «волочить» - тащить. Это позволяло купцам с товарами свободно менять маршруты движения по рекам, используя большое количество волоков.
Благодаря такому расположению Клязьмы столица княжества Владимир была соединена водными торговыми путями практически со всеми значимыми городами Владимиро – Суздальского княжества, такими как Ростов, Суздаль, Ярославль, Кострома, Тверь и другими
Для разных рек, должны были быть соответствующие лодки для перевозимого товара. В словарях Срезневского, Даля и Дьякова найдём название таких лодок и судов: ловша - судно у новгородцев и немцев, а так как Новгород стоит на реке Волхов, это скорее всего судно для реки и моря, байдак – речное судно с одним большим парусом, ушкуй – вид ладьи, а также буса, насад, оляд, брюкиш, учан, оснач, побус, лойва, кербат и другие. То есть в зависимости от планируемого маршрута торгового пути выбирались соответствующие ему суда и лодки.
Были такие суда, как повозок с мелкой осадкой и набойница - большая лодка, перевозящая 500 - 600 пудов, пуд 16 килограмм, то есть от 8 до 9,6 тонн. По небольшим рекам использовали лодки и суда, которые перевозили не более 200 – 250 пудов или 3 - 4 тонны.
Изменение маршрута движения в древности было связано с опасностью нападения на купцов. Откуда и появилось слово путать и запутать, с корнем пут, однокоренные со словом путь. Поэтому перед началом движения караванов речных судов, выбиралось несколько маршрутов движения. Посылались логотаи – разведчики, проверялись маршруты, в зависимости от состояния рек, в паводок после схождения льда или в летний период. Заранее договаривались о нужном количестве лодок на волоках, лошадях и найме людей.
По - нашему мнению по волокам лодки с товаром не волокли, просто на другом конце волока стояло нужное количество лодок, делать их наши предки умели, а волокли или перевозили товары. Волоки достигали длинны в несколько километров, представьте, что стало бы с судами и лодками, если по бревенчатым настилам их волочить – их конструкции расшатались бы, стерлась бы смола, то есть пришли бы в негодность и потребовался бы капитальный ремонт.
Да и дважды товар перегружать смысла не было, а товар был не легкий Из Новгорода, Твери, Владимира вывозили меха, керамику, пеньку, лён, мёд, воск, кожи, смолу, скатный речной жемчуг и изделия из него, ремесленные товары, а ввозили: пшеницу, сукно, металлы, оружие, вино, предметы роскоши. На мелких местах реки могли снять часть товара с лодок и перевозить на лошадях.
Таким образом передвижение купцов с товарами по торговым путям и дорогам было делом не простым, всё заранее продумывалось, согласовывалось и разведывалось. Наши предки были людьми смелыми и находчивыми могли в те далекие от нас времена преодолевать огромные расстояния, доставляя товары в сохранности.
Поэтому и первые два пути при возникновении непредвиденных обстоятельств, при возникновении усобиц князей или бояр, действий разбойников, или природных катаклизмов могли при изменении маршрута пройти через реку Клязьму.
Например, если нельзя было проплыть по Ламе через Волк Ламский и попасть в Москву реку, а затем в Оку, тогда можно было изменить маршрут и проплыть через реку Дубну южный приток Волги, далее по ее притоку реке Сестре в озеро Сенеж, через него в реку Едомка, а от истока реки Едомки до верховьев Клязмы было расстояние около 3 верст, по протокам верхового болота, которое питало реки Истру, Клязьму, озеро Сенеж и реку Сестру можно было без особого труда попасть в реку Клязьму.
О верховых болотах в Большой Российской энциклопедии (БРЭ) сказано: «Верховое болото (олиготрофное болото), тип болота, питание которого осуществляется за счёт атмосферных осадков … Верховые болота располагаются большей частью на водоразделах и формируются преим. из болот другого типа в результате прироста торфа и отрыва корнеобитаемого слоя от грунтовых вод. Со временем поверхность Верховое болото становится выпуклой, с возвышением центра над краями до 7 м и более. Вцентре образуются гряды, мочажины, разделяемые вторичными озерками и протоками». [30]
В древности река Клязьма, как и другие реки, берущие начало в верховых болотах Клинско - Дмитровской гряды были намного шире и глубже, о чем свидетельствуют сохранившиеся старые русла и огромные поймы рек.
Так же, если по каким - то обстоятельствам нельзя было перебраться по волоку у Мытищ в Клязьму, тогда можно было изменить маршрут и поплыть по большому кругу по Оке, до впадения в неё Клязьмы и по ней до Владимира.
Таким образом Клязьма соединяла все основные водные торговые пути в случае опасности при изменении маршрута, могли пройти через неё.
Есть интересная версия Т. Р. Галеевой о названии реки Клязьма: «вторая часть в слове — искаженное сима с санскрита «граница, край кромка»; имеет также смысл «клятвенная граница» (Т. Р. Галеева «Гидронимы Камешковского района Владимирской области» из материалов XX Открытой конференции студентов-филологов в СПбГУ 2017 года) [31]
На основе археологических исследований курганных погребений, считается что по рекам Клязьма, Воря и Москва до впадения её в Оку, проходила граница племенами вятичей и кривичей. До вятичей и кривичей так же примерно могла проходить граница между племенами русов – мерей и муромой.
Существует обоснованная версия, что летописные племена чуди, веси, мери и муромы относятся к древнерусским или русоарийским племенам, названия этих племен известны из «Повести временных лет», но они нигде не названы финскими или финно-угорскими (это отдельная большая тема почему эти племена не финно- угорскими).
В «Повести временных лет» (ПВЛ), которая не сохранилась до нашего времени, но на ее основе составлены Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. Лаврентьевская летопись гласит: « ... рѣша Русь Чюдь [и] Словѣни и Кривичи всѧ землѧ наша велика и ѡбилна а нарѧда в неи нѣтъ да поидѣте кнѧжитъ и володѣти нами». Ипатьевская летопись повествует: « ... ркоша Русь Чюдь Словенѣ Кривичи и всѧ землѧ наша велика. и ѡбилна а нарѧда въ неи нѣтъ да поидете кнѧжит̑ь и володѣть нами.».
Кандидат исторических наук Л.П. Грот отвечая автору статьи на вопрос о племенах чюди, мери, веси и муромы пишет: «Племена чудь и меря были изначально древнерусскими или русоарийскими. Это видно из такого источника, как "Сказание о Словене и Русе". Тоже самое и мурома.» [32]
У Л.П. Грот есть работы по этой теме «Русь и чудь в древнерусской истории», «Как летописная чудь превратилась в эстонские племена», «Материнское имя Руси» и книга «Прерванная история русов».
Интересно, что южная граница Владимиро-Суздальского княжества или Северо-Восточной Руси проходила практически по реке Клязьме.