Найти тему
Вадим Климов.

Алтайский авангард ХХ в. Поясков.

В 2024 году я составил книгу «Алтайский авангард ХХ в.» В нее вошли заметки о тридцати одном авторе. В первоначальный список входил и Павел Поясков, но у меня не хватало материала, потому что каталоги выставок «Медитативный символизм» 1994 года и выставки «Большая Ню» 1995 г. хранились в Барнауле.

Алтайский авангард ХХ в.
Алтайский авангард ХХ в.

Книга - альбом «Алтайский авангард ХХ в.» опубликована, но к ней стоит добавить двух художников; Павла Пояскова и Фёдора Морозова. И главу о заметных авангардных выставках.

Алтайский авангард ХХ в. Поясков.

Заметки с иллюстрациями.

Павел Поясков (24 ноября 1966 - 22 декабря 2014 гг.)

Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.
Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.

Закончил Новоалтайское художественное училище. Жил в Барнауле до 1996 года, переехал в Москву.

В Барнауле Поясков участвовал в нескольких групповых выставках. В 1994 году состоялась персональная выставка «Медитативный символизм» в Государственном художественном музее Алтайского края. Я был куратором выставки и писал: «Символизм в искусстве, это универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны знака и аллегории с другой. Структура символа направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира. Смысл символа многосложен и рассчитан на активную внутреннюю работу публики.

Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.
Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.

Согласно теории символизм, истинный смысл, помимо неисчерпаемости, передает на сокровенном языке намеков и внушений, нечто невыразимое, неадекватное внешнему. В сочетании с практикой медитации направленной на приведение психики в состояние углубленности и сосредоточенности, что позволяет устранить крайние эмоциональные проявления и осознать глубину смысла символа. Умонастроению медитации характерны приподнятость и некая отрешенность от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний. Медитативный символизм, как европейский и русский символизм конца 19 начала 20 века, стремится прорваться сквозь видимую реальность к скрытой реальности, к сверхвременной идеальной сущности мира, к его нетленной или трансцендентной красоте, доверяя вековым культурным ценностям, как единому началу.

Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.
Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.

Медитативный символизм Пояскова указывает на тенденции развития концептуального искусства в культурной традиции постмодернизма и является интересным опытом современной эстетики. Способность глубоко чувствовать характер образа не допускает поверхностного отношения к размышлениям художника о жизни и смерти, о природе любви святости и слабоумия».

Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.
Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.

Выставка имела большой успех. Это был первый независимый проект в ГХМАК. Мне удалось договориться с директором музея Любовь Николаевной Шаминой, за что ей спасибо. Она поняла и пошла навстречу новому искусству.

Алтайский авангард ХХ в. П. Пояясков. В. Климов.
Алтайский авангард ХХ в. П. Пояясков. В. Климов.

В 1995 году состоялась выставка «Большая Ню». Это была совместная выставка Павла Пояскова и Юрия Эсауленко. На тот момент Эсауленко уже был лидером барнаульского андеграунда, а Поясков ворвался в художественное пространство с яркими работами. Художники нашли общий язык, и мне удалось навязать им тему «ню». Я понимал, что такая выставка в главном музейном зале города вызовет особенного внимание публики. Эсауленко сделал для выставки 9 больших работ*, примерно, 170 на 90 см. У Пояскова было несколько готовых работ, к выставке он написал большую картину «Величие великолепия». Всего в экспозицию было включено 23 его произведения.

Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.
Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.

В каталоге я писал: «Одна из явных тенденций современного искусства – не только постижение мира, но и приобретения известной власти над миром, это обычно неосознанный не объемлемый элемент психологии эстетического творчества уходящего своими корнями в первобытные времена, когда искусство было магическим действом. Присутствие и своеобразная роль обнаженного женского образа - характерное явление для русского искусства эпохи постмодернизма и тесно связанно с традициями символизма и его эстетической концепцией.

Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.
Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.

Изображение обнаженного тела носит откровенно лирическое начало, как бы сразу задавая определенный тон, вызывают какие-то смутные ассоциации, символизируя собой женское начало в природе и жизни, оставаясь беспристрастным и неведомым зрителю, участвует в сложении нового мира и воспринимается как аллегорические фигуры. Недосказанность и многоплановость ассоциативного восприятия затрагивает нового зрителя, обогащая тем самым содержание произведения, повышая его эстетическое воздействие.

Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.
Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.

Каждый образ несет в себе часть собирательного идеала – это связанно с представление о жизненной силе природы «нагой душе мира», такое отношение художника к женскому образу объясняется особой рафинированной эстетикой восприятия, метафизичностью мышления, тяготением ко всему утонченному, изысканному, свободному.

Своеобразное художественное мышление П. Пояскова и Ю. Эсауленко требует выражения всего комплекса эмоций, разнообразных переживаний в чувственно воспринимаемых пластических образах, объединяющих отвлеченные понятия, утонченные чувства, образную конкретность.

Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.
Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.

Явная свобода обращения с художественными достижениями прошлого сочетается у авторов с глубоким проникновением в сущность классического искусства, обязательной для него внутренней гармоничностью единством эмоционально чувственного и рационального.

Внимание к гениальному творчеству предков - попытка осознания, несомненно, плодотворная для искусства нового времени. Творческие уроки мастеров служат для обогащения художественного виденья и помогают в постижении величия, красоты природы и человека».

Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.
Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.

Сегодня трудно восстановить название произведений. П. Поясков. Но я опубликую все что есть.

Павел Поясков:

«Аллегория доброго правления». Х.м. 200 х 150 см.

«Весеннее бдение». Х.м. 95 х 55 см.

«Прокрустово ложе». Х.м. 63 х 90 см.

«Похищение Европы». Х.м. 50 х 40 см.

«Идеалистический пейзаж с луной». Х.м.

«Источник». Х.м.

«Сусанна». Х.м. 25 х 40 см.

«Вниз по течению». Х.м. 116 х 95 см.

«День одиннадцатой луны». Х.м. 83 х 68 см.

«В каждой женщине должна быть змея». Х.м. 45 х 11 см.

«Охота».

Б.Н.

Триптих.

Собака.

Георгий.

За ….

Плащ

Джето ???

Облако.

«Поцелуй Иуды».

«M Sun»

«Величие великолепия».

Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.
Алтайский авангард ХХ в. П. Поясков. В. Климов.

Юрий Эсауленко:

«Первый сон». Орг. Паст. 170 х 90 см.

«Второй сон». Орг. Паст. 170 х 90 см.

«Третий сон». Орг. Паст. 170 х 90 см.

«Четвертый сон». Орг. Паст. 170 х 90 см.

«Пятый сон». Орг. Паст. 170 х 90 см.

«Шестой сон». Орг. Паст. 170 х 90 см.

«ESTE MUNDO». Бум. Паст. 90 х 60 см.

«BAILA ME». Бум. Паст. 90 х 60 см.

Еще одна работа, название которой неизвестно.

С книгой о Юрии Эсауленко можно познакомиться по ссылке.

“ARTMAKER Юрий Эсауленко и художественная жизнь Барнаула второй половины 1980-х – 1990-х годов.” Михаил Чурилов – Республика ИЗО (respublikaizo.ru)

Алтайский авангард хх в. галерея Республика изо г. Барнаул
Алтайский авангард хх в. галерея Республика изо г. Барнаул

Работы барнаульских художников можно увидеть и приобрести в галерее «Республика изо» или на сайте https://respublikaizo.ru/shop/

Часы работы галереи: четверг - воскресенье с 13:00 до 19:00. Адрес: г. Барнаул, пр. Космонавтов 6г, 4 этаж, левое крыло.

#барнаул #барнаул22 #алтай #алтайскийкрай #искусство #культура #арт #выставка #галерея #республикаизо #музей #картины

Другие тексты «Алтай авангард ХХ в.» смотрите на моей странице в Дзен. Благодарю, что дочитали. Подпишитесь, пожалуйста, на страницу, если это не противоречит вашим принципам.