В 2024 году я составил книгу «Алтайский авангард ХХ в.» В нее вошли заметки о тридцати одном авторе. В первоначальный список входил и Павел Поясков, но у меня не хватало материала, потому что каталоги выставок «Медитативный символизм» 1994 года и выставки «Большая Ню» 1995 г. хранились в Барнауле.
Книга - альбом «Алтайский авангард ХХ в.» опубликована, но к ней стоит добавить двух художников; Павла Пояскова и Фёдора Морозова. И главу о заметных авангардных выставках.
Алтайский авангард ХХ в. Поясков.
Заметки с иллюстрациями.
Павел Поясков (24 ноября 1966 - 22 декабря 2014 гг.)
Закончил Новоалтайское художественное училище. Жил в Барнауле до 1996 года, переехал в Москву.
В Барнауле Поясков участвовал в нескольких групповых выставках. В 1994 году состоялась персональная выставка «Медитативный символизм» в Государственном художественном музее Алтайского края. Я был куратором выставки и писал: «Символизм в искусстве, это универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны знака и аллегории с другой. Структура символа направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира. Смысл символа многосложен и рассчитан на активную внутреннюю работу публики.
Согласно теории символизм, истинный смысл, помимо неисчерпаемости, передает на сокровенном языке намеков и внушений, нечто невыразимое, неадекватное внешнему. В сочетании с практикой медитации направленной на приведение психики в состояние углубленности и сосредоточенности, что позволяет устранить крайние эмоциональные проявления и осознать глубину смысла символа. Умонастроению медитации характерны приподнятость и некая отрешенность от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний. Медитативный символизм, как европейский и русский символизм конца 19 начала 20 века, стремится прорваться сквозь видимую реальность к скрытой реальности, к сверхвременной идеальной сущности мира, к его нетленной или трансцендентной красоте, доверяя вековым культурным ценностям, как единому началу.
Медитативный символизм Пояскова указывает на тенденции развития концептуального искусства в культурной традиции постмодернизма и является интересным опытом современной эстетики. Способность глубоко чувствовать характер образа не допускает поверхностного отношения к размышлениям художника о жизни и смерти, о природе любви святости и слабоумия».
Выставка имела большой успех. Это был первый независимый проект в ГХМАК. Мне удалось договориться с директором музея Любовь Николаевной Шаминой, за что ей спасибо. Она поняла и пошла навстречу новому искусству.
В 1995 году состоялась выставка «Большая Ню». Это была совместная выставка Павла Пояскова и Юрия Эсауленко. На тот момент Эсауленко уже был лидером барнаульского андеграунда, а Поясков ворвался в художественное пространство с яркими работами. Художники нашли общий язык, и мне удалось навязать им тему «ню». Я понимал, что такая выставка в главном музейном зале города вызовет особенного внимание публики. Эсауленко сделал для выставки 9 больших работ*, примерно, 170 на 90 см. У Пояскова было несколько готовых работ, к выставке он написал большую картину «Величие великолепия». Всего в экспозицию было включено 23 его произведения.
В каталоге я писал: «Одна из явных тенденций современного искусства – не только постижение мира, но и приобретения известной власти над миром, это обычно неосознанный не объемлемый элемент психологии эстетического творчества уходящего своими корнями в первобытные времена, когда искусство было магическим действом. Присутствие и своеобразная роль обнаженного женского образа - характерное явление для русского искусства эпохи постмодернизма и тесно связанно с традициями символизма и его эстетической концепцией.
Изображение обнаженного тела носит откровенно лирическое начало, как бы сразу задавая определенный тон, вызывают какие-то смутные ассоциации, символизируя собой женское начало в природе и жизни, оставаясь беспристрастным и неведомым зрителю, участвует в сложении нового мира и воспринимается как аллегорические фигуры. Недосказанность и многоплановость ассоциативного восприятия затрагивает нового зрителя, обогащая тем самым содержание произведения, повышая его эстетическое воздействие.
Каждый образ несет в себе часть собирательного идеала – это связанно с представление о жизненной силе природы «нагой душе мира», такое отношение художника к женскому образу объясняется особой рафинированной эстетикой восприятия, метафизичностью мышления, тяготением ко всему утонченному, изысканному, свободному.
Своеобразное художественное мышление П. Пояскова и Ю. Эсауленко требует выражения всего комплекса эмоций, разнообразных переживаний в чувственно воспринимаемых пластических образах, объединяющих отвлеченные понятия, утонченные чувства, образную конкретность.
Явная свобода обращения с художественными достижениями прошлого сочетается у авторов с глубоким проникновением в сущность классического искусства, обязательной для него внутренней гармоничностью единством эмоционально чувственного и рационального.
Внимание к гениальному творчеству предков - попытка осознания, несомненно, плодотворная для искусства нового времени. Творческие уроки мастеров служат для обогащения художественного виденья и помогают в постижении величия, красоты природы и человека».
Сегодня трудно восстановить название произведений. П. Поясков. Но я опубликую все что есть.
Павел Поясков:
«Аллегория доброго правления». Х.м. 200 х 150 см.
«Весеннее бдение». Х.м. 95 х 55 см.
«Прокрустово ложе». Х.м. 63 х 90 см.
«Похищение Европы». Х.м. 50 х 40 см.
«Идеалистический пейзаж с луной». Х.м.
«Источник». Х.м.
«Сусанна». Х.м. 25 х 40 см.
«Вниз по течению». Х.м. 116 х 95 см.
«День одиннадцатой луны». Х.м. 83 х 68 см.
«В каждой женщине должна быть змея». Х.м. 45 х 11 см.
«Охота».
Б.Н.
Триптих.
Собака.
Георгий.
За ….
Плащ
Джето ???
Облако.
«Поцелуй Иуды».
«M Sun»
«Величие великолепия».
Юрий Эсауленко:
«Первый сон». Орг. Паст. 170 х 90 см.
«Второй сон». Орг. Паст. 170 х 90 см.
«Третий сон». Орг. Паст. 170 х 90 см.
«Четвертый сон». Орг. Паст. 170 х 90 см.
«Пятый сон». Орг. Паст. 170 х 90 см.
«Шестой сон». Орг. Паст. 170 х 90 см.
«ESTE MUNDO». Бум. Паст. 90 х 60 см.
«BAILA ME». Бум. Паст. 90 х 60 см.
Еще одна работа, название которой неизвестно.
С книгой о Юрии Эсауленко можно познакомиться по ссылке.
Работы барнаульских художников можно увидеть и приобрести в галерее «Республика изо» или на сайте https://respublikaizo.ru/shop/
Часы работы галереи: четверг - воскресенье с 13:00 до 19:00. Адрес: г. Барнаул, пр. Космонавтов 6г, 4 этаж, левое крыло.
#барнаул #барнаул22 #алтай #алтайскийкрай #искусство #культура #арт #выставка #галерея #республикаизо #музей #картины
Другие тексты «Алтай авангард ХХ в.» смотрите на моей странице в Дзен. Благодарю, что дочитали. Подпишитесь, пожалуйста, на страницу, если это не противоречит вашим принципам.