#Культура_для_школьников #Наставничество #Год_семьи #Наркотикам_нет #Жизнь_без_наркотиков #Мы_против_наркотиков
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ местной администрации городского округа Прохладный КБР»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. Хореографическое отделение.
Время проведения: 17.05.24. 17-30
Подготовила и провела: Е.В. Погребняк
Цели:
- пополнить знания родителей о причинах и признаках употребления подростками наркотических веществ;
- убедить родителей в необходимости обсуждения этой проблемы в семье.
Подготовка:
- анкетирование учащихся «Незаконченное предложение»
Анкета «Незаконченное предложение»
1. Наркотики - это...
2. Наркоман - это ...
3. В моей семье отношение к наркотикам...
4. Мои друзья относятся к наркотикам, как к ...
5. Я считаю, что наркотики нужно...
6. Наркотик дает возможность ...
7. Наркотик не дает возможности ...
8. Если бы я был наркоманом, то я бы принял наркотики, когда мне...
- анкетирование родителей «Ваше мнение»
Анкета для родителей «Ваше мнение»
1. Как вы считаете, почему молодые люди используют наркотики? (Укажите один или несколько вариантов ответа.)
а) это считается престижным, вызывает уважение сверстников;
б) чтобы развлечься, поднять настроение, избавиться от скуки;
в) чтобы избавиться от неприятных переживаний;
г) чтобы снять напряжение при общении с другими людьми;
д) чтобы не выделяться среди других, быть таким, как все.
2. Как, по-вашему, большинство подростков оценивает использование наркотиков?
а) престижное дело;
б) обычное дело;
в) недопустимо;
г) интересно.
3. Как вы считаете, где сегодня чаще всего происходит использование подростками наркотических веществ?
а) в школе;
б) на улице, во дворе;
в) в квартире, где собирается компания;
г) на дискотеке;
д) на концерте, в клубе.
4. По вашему мнению, подростки, которые используют наркотические или токсикоманические вещества, чаще всего получают их от...
а) своих одноклассников;
б) друзей;
в) знакомых взрослых;
г) незнакомых торговцев наркотиками - ровесников;
д) незнакомых торговцев наркотиками - взрослых людей.
5. Чье мнение о проблеме наркотиков для вашего ребенка наиболее интересно и важно?
а) родителей;
б) учителей;
в) друзей.
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
- Уважаемые мамы и папы! Сегодня мы затронем одну из главных тем безопасности жизни человека - это проблема наркомании.
О детской наркомании пишут газеты и журналы, этой теме посвящаются телепередачи, снимаются фильмы. Пристальное внимание к данной проблеме вполне объяснимо - рост числа наркоманов не может не тревожить. По официальным данным число детей, систематически использующих наркотики, более 50 тыс. Чаще всего это знакомство происходит в 14-14,5 лет. Причем возрастная планка здесь постоянно снижается: еще 5 лет назад средний возраст приобщения и наркотизации составлял 15,5-1 б лет.
Почти четверть 12- 13-летних школьников, причем из благополучных, и из неблагополучных семей, признались в том, что они хотели бы попробовать наркотик (правда, при определенных условиях - «попробую, когда вырасту», «попробую, если никто не узнает» и т. п.). Получается, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета.
Обычно первый раз одурманивающее вещество предлагают подростку его знакомые - приятели, одноклассники. Происходит это не только в каких-то укромных, малолюдных местах, но и почти на глазах у взрослых - в тех местах, где по идее должен быть организован строгий контроль (в школе, загородном лагере, на дискотеке).
Подростки признаются, что найти одурманивающее вещество не составляет труда. Для получения наркотика уже не нужны какие-то специфические, «личные» взаимоотношения, все сводится к простой схеме «продавец - покупатель».
Да и денег для того, порой нужно совсем немного.
Дело в том, что ассортимент веществ, используемых молодыми людьми, сегодня оказался очень широким и значительную его часть занимают не настоящие наркотики, а токсические вещества. В ход идет и содержимое бабушкиных и маминых аптечек, и средства бытовой химии.
К сожалению, большинство родителей и не подозревают об «увлечении» молодых людей. Начальные этапы опасного знакомства подростка с наркотиками оказываются незамеченными ими. Мамы и папы суверенностью отвечают, что проблема молодежной наркомании для них неактуальна, хотя результаты опросов самих подростков демонстрируют совсем иную картину.
- Каковы же причины употребления наркотиков? Выделяются следующие мотивы «первого знакомства»:
1. Бесплатное предложение попробовать наркотики.
2. Из любопытства.
3. Подросток не осознает пагубности и вредности привычки, реакция на которую в 15-20 раз выше, чем на алкоголь.
4. Низкая самооценка подростка.
5. Стремление уйти от тоски и одиночества.
Родителям это тоже надо знать, что способствующие вовлечению подростков в компании употребляющих наркотики:
- к наркотикам приводит сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей;
- отдельные подростки стремятся проявить себя или выделиться в коллективе сверстников любой ценой - из-за того, что привыкли к повышенному вниманию в семье. У них возникает потребность удивить, сделать то, чего не делали другие;
- нередко используется сила принуждения, особенно к слабовольным либо к подросткам, лишенным внимания взрослых.
- Чтобы противостоять вовлечению в компанию употребляющих наркотики, важно уметь отказаться. Это важно уметь даже тем, кто не собирается знакомиться с одурманивающим веществом. Дело в том, что от столь опасного предложения далеко не всегда легко отказаться. Любой отказ - это сопротивление внешнему давлению, в отличие от соглашения, когда человек просто подчиняется окружающим. Подчиняться всегда легче, чем сопротивляться. Но, естественно, уметь отказываться нужно, особенно в ситуациях, связанных с риском для здоровья.
Важно не просто ответить «нет!», но и повести себя таким образом, чтобы у предлагавшего не возникло желания настаивать на пробе наркогенного вещества, по возможности избежать ссоры, скандала и т. д.
В разных ситуациях мы можем использовать разные виды отказа.
Вот приятели приглашают поехать с ними на дачу. «Спасибо, но, боюсь, у вас в машине места не хватит», - отвечаете вы. Это отказ- соглашение. В принципе вы ничего не имеете против предложения, но по каким-то причинам не решаетесь сразу дать согласие. Здесь вы явно не обидите предлагающего, т. к. очевидно, что, если он будет настаивать, вы уступите уговорам.
Можно ответить и иначе: «С удовольствием, но завтра у меня контрольная, нужно готовиться». Это отказ-обещание. Таким образом вы даете понять, что в принципе согласны с предложением, но из-за каких-то внешних обстоятельств не можете его принять. Здесь также нет почвы для конфликта с предлагающим, ведь он понимает, что в другой ситуации предложение было бы принято.
«А давайте вместо дачи поедем на озеро (сходим в кино, на экскурсию и т. д.)»- это уже отказ-альтернатива. Вы даете понять, что ничего не имеете против предлагающего, но выдвигаете альтернативное предложение. Трудность здесь заключается в том, что вам нужно придумать достойную альтернативу, которая могла бы привлечь вашего оппонента.
«Нет, я не поеду на дачу, т. к. не люблю загородные развлечения (не люблю дачную жизнь и т. д.)», - это отказ-отрицание. Он направлен на само предложение и может затронуть чувства предлагающего (вам не нравится то, что нравится ему!). Вы даете понять, что ни при каких обстоятельствах не согласитесь на предложение. Велика вероятность того, что с подобным предложением к вам обращаться уже не будут.
У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы, которые нужно учитывать.
Но никогда не используйте формальный отказ, отказ-обещание, если вы твердо решили отказаться от предложения попробовать наркотическое вещество!
В таком случае лучше использовать отказ-альтернативу или отказ-отрицание. Помните, что вы никому не должны подробно объяснять, почему отказываетесь от пробы (достаточно просто сказать: «Не хочу лишних проблем»), а тем более оправдываться. И никто не имеет права давить на вас.
II.
- Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия к наркотикам. Вот характерные признаки и симптомы употребления наркотиков.
Физиологические признаки:
- бледность кожи;
- расширенные или суженные зрачки;
- покрасневшие или мутные глаза;
- замедленная несвязная речь;
- потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;
- хронический кашель;
- плохая координация движений (пошатывание или спотыкание).
Изменения в поведении:
- нарастающее безразличие ко всему;
- уход из дома и прогулы в школе по непонятным причинам;
- бессонница;
- болезненная реакция на критику;
- частая и резкая смена настроения;
- избегание общения с людьми, с которыми раньше был близок (резкая смена друзей);
- постоянные просьбы дать денег;
- частые телефонные звонки;
- самоизоляция, уход от участия в семейных делах;
- непривычная лживость.
Очевидные признаки:
- следы от уколов, порезы, синяки;
- бумажки, свернутые в трубочки;
- маленькие ложечки;
- капсулы, пузырьки, жестяные банки;
- лекарства снотворного или успокоительного действия.
- Наркомания у сына или дочери - одно из самых тяжелых испытаний, которое может выпасть на долю родителей. Проблема «отцов и детей» сегодня как никогда актуальна. Когда взрослые и дети конфликтуют и не замечают друг друга, в семьях царит непонимание, тогда очень трудно разговаривать о проблемах, тем более о проблемах, связанных с наркотиками. Но решать проблему надо.
Чтобы разобраться в причинах проблемы и найти пути ее решения, рассмотрим три психологических типа, характерных для подростков.
Это поможет нам подобрать ключи общения к каждому из них.
Для простоты назовем их «стеклянный», «деревянный», «соломенный».
«Стеклянный» тип - легкоранимый, для него характерны обидчивость, замкнутость, в то же время он хорошо поддается воздействию. Полезно заранее подумать о ходе беседы с таким подростком и сформулировать для себя ее цель.
Цель беседы может быть следующей: успокоить; настроить на конструктивный диалог; обозначить имеющуюся проблему шире, переводя ее из плоскости личностной в социальную; постараться подключить подростка к информационно-рекламной антинаркотической деятельности и т. п.
Общая стратегия разговора - «поглаживание».
Сначала вы высказываете надежду на возможность разумного решения (если не ты, то кто же?).
Затем ориентируете подростка на успех (у тебя получится, я знаю) и т. д.
Манера ведения разговора: полное спокойствие и доброжелательный тон, желательно избегать торопливости, почаще делать паузы, позволяющие обдумать сказанное вами. Можно говорить даже с определенной долей внушения и лучше наедине.
«Деревянный» тип - характеризуется невосприимчивостью, может быть глух к воспитательному воздействию, у него есть свои внутренние установки. Он не лишен упорства, но при этом личные интересы часто доминируют над общественными.
Цель беседы с подростком такого типа может быть следующей: создать ситуацию внутреннего дискомфорта, которая должна натолкнуть на размышления, ведущие к переоценке «ценностей».
Общая стратегия беседы: поставить подростка в ситуацию жесткого выбора (или - или), показать грозную перспективу того, что он имеет и кого любит, вплоть до самых близких людей. Напомнить о жизненных планах, реализацию которых он ставит под удар, и т. д. При этом надо иметь в виду перспективу благополучного разрешения проблемы. Манера ведения беседы: спокойная речь, не повышать голоса, но при этом говорить достаточно жестко, можно в присутствии личностно-значимых близких (сестры, мамы или дедушки и т. д.)
«Соломенный» тип - быстро «вспыхивает», возбуждается, характеризуется сильными переживаниями, имеет завышенные требования к себе и к окружающим, малейшее отклонение от задуманного приводит к панике.
Цель беседы может быть следующей: спровоцировать подростка на разговор, выслушать его и сориентировать на личностно-значимую деятельность в формировании антиалкогольного сознания среди сверстников.
Общая стратегия беседы: дать возможность выговориться, а потом указать на то, что пора принять какое-то решение, способное вывести его из тупика.
Манера ведения беседы: внимательно выслушать, проявить понимание, советы высказывать твердо, с определенной долей внушения, близкой к приказу.
- Каким может быть содержание предстоящего семейного разговора?
С точки зрения психологии здесь можно выделить эмоциональную и логическую часть беседы. Эмоциональная составляющая помогает обеспечить контакт с ребенком и снять внутренние барьеры, которые часто сопутствуют разговору.
Хорошим приемом создания контакта двух собеседников является прием «накопления согласий». Если партнер в ответ на ваши реплики про себя или вслух не раз отвечал «да», в дальнейшей беседе ему сложно будет сказать «нет».
Другой прием эмоциональной стыковки - «поиск опор в качествах личности». Для его реализации необходимо уметь искренне похвалить подростка, выразить свое одобрение.
- Уважаемые родители, давайте рассмотрим ситуации, и используем названные приемы
Ситуация 1. Родители решают серьезно поговорить с сыном в профилактических целях. Обычно разговор начинается с фразы: «Я хочу поговорить с тобой о наркотиках». Реакция подростка: «Зачем? Я их не употребляю и не собираюсь этого делать». Реакция подростка может быть и более резкой.
Выход из тупика с помощью приема «накопления согласий» может быть таким: «Я знаю, что тебе не хочется говорить на эту тему. Ты думаешь, что это никогда не коснется тебя и твоих друзей».
Далее, используя прием «поиска опор в качествах личности», мы можем сказать: «Я думаю, так оно и будет. Во всяком случае, я хочу верить в это, поскольку ты разумный и сильный человек».
Разговаривайте друг с другом. Если общения нет, вы отдаляетесь.
Эмоциональная часть беседы должна подвести подростка к попытке серьезного анализа сложившейся ситуации, она подготавливает подростка к восприятию рациональной части беседы, которая сводится к воздействию на ребенка путем убеждения.
Умейте выслушать внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая.
Важно, чтобы дети понимали, что вы рядом, что дверь к вам открыта и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.
Ребёнок нуждается в вашей поддержке. Не запугивайте.
Помогите ему поверить в свои силы.
Рациональная часть беседы состоит из подбора аргументов.
Например, употреблять наркотики плохо для самого человека, для его близких, для всего общества.
Аргументы: опасность тяжелой болезни, страх собственной преждевременной смерти, чувство вины перед родителями, необходимость огромных затрат на такую «радость», страх потери друзей и т. д.
Сам владелец никогда не принимает наркотики, так как знает о том вреде, который они наносят организму.
Решающим аргументом может стать вероятность краха всех жизненных планов, потеря здоровья, получения тюремного срока и т. д.
Но индивидуальная беседа только в том случае станет эффективным средством семейного воспитания, если родители будут стремиться к тому, чтобы дети их не просто слушали, но слышали.
Ситуация 2. Подросток употребляет наркотики. Все усилия родителей серьезно поговорить натыкаются на позицию: «Не лезьте ко мне со своими советами. Все равно не поможете!» или еще агрессивнее: «Не ваше дело. Это моя жизнь. Как хочу, так и живу».
Ваши действия? …
ü Тот, кто предлагает тебе сейчас наркотик просто так, знает, что за следующей дозой ты придёшь сам и будешь готов заплатить за неё любые деньги.
ü Наркомания – это бизнес, поэтому всегда найдётся тот, кто захочет на тебе обогатиться.
ü Наркоман – это дойная корова сначала для наркодельца, потом для реабилитационного центра.
Подведём итог. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт. Элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Впечатления детства оставляют след на всю жизнь.
Важна, прежде всего, сама семейная атмосфера.
Воспитывает ребёнка повседневный жизненный уклад семьи. Взаимоотношения между членами семьи. Отношение к труду, отдыху, событиям в стране, обстановка, окружающая ребёнка.
Если ребёнок с радостью идёт в школу, а затем с радостью – домой. Значит у него всё в порядке. Если без радости в школу, без радости домой – значит, есть проблемы. И нужно отнестись к этому внимательно. Пытаясь уйти от безрадостной окружающей действительности, он может пристраститься к наркотикам.
Наркомания – это болезнь «замороженных чувств». Счастлив тот ребенок, в жизни которого встретился хотя бы один взрослый, которому он нужен.
III. Решение родительского собрания
В качестве решения собрания сформулируем принципы поддержки подростка:
ü терпение;
ü внимание;
ü тактичность и деликатность;
ü умение поставить себя на место ребенка;
ü гибкая система контроля, не угнетающая подростка, а поддерживающая его;
ü ознакомление подростка с научными фактами и статистикой о вреде наркотиков.