Пополнение коллекции. Пост радости.
Porsche 914 — средне моторный спортивный автомобиль, разработанный совместно компаниями Volkswagen и Porsche, выпускавшийся в 1969—1976 годах и продававшийся на рынке при участии специально созданных совместных предприятий Volkswagen и Porsche. Этот автомобиль выпускался в виде двухместного варианта с кузовом типа тарга и оппозитным-6 (или оппозитным-4) двигателем. Первый прототип Porsche 914 был представлен 1 марта 1968 года, однако 12 апреля умер глава Volkswagen Генрих Нордхофф, а его место занял Курт Лоц, который вынудил Porsche полностью пересмотреть условия сотрудничества компаний в этом проекте. Всего было выпущено пять вариантов этой модели — 914/4, 914 1.7, 914 1.8, 914 2.0 (все с 4-цилиндровым двигателем) и 914/6 (с 6-цилиндровым двигателем) — и продано около 120 тысяч экземпляров Porsche 914 всех вышеуказанных вариантов.
В 1974 году в ознаменование побед Porsche в гоночной серии Can Am компания Porsche выпустила серию автомобилей Limited Edition 914 для рынка Северной Америки. В Северную Америку Porsche экспортировала 500 автомобилей черного цвета в качестве основного и 500 автомобилей цвета светлой слоновой кости. Черные автомобили отличались порогами, бамперами, спойлером и колесами цвета подсолнечника, за что получили прозвище «Шмель». Белые автомобили были окрашены в тех же местах цветом Phoenix Red, почти оранжевым: отсюда и прозвище «Creamsicle». Несмотря на отдельные цветовые решения, 914 LE были стандартными моделями с дополнительным оборудованием.
Модели 914/6 принимали участие в различных соревнованиях, в том числе в гонках 24 часа Ле-Мана, 1000 км Нюрбургринга, Ралли Монте-Карло и 24 часа Дейтоны. Несмотря на свой инновационный дизайн, Porsche 914 не снискал популярности даже среди ярых поклонников марки Porsche не только по причине нехарактерного внешнего вида, но и из-за проблем с двигателем и трансмиссией. Высокая стоимость производства и дополнительные расходы на доработку автомобиля для соответствия американским стандартам по экологии привели к прекращению выпуска модели в 1976 году
Варианты этой серии производились и распространялись в очень ограниченном количестве на европейские рынки и в Японию. Наряду со стандартной опцией Appearance Group (противотуманные фары и центральная консоль с часами и дополнительными приборами) за 300 долларов, пакет LE обойдется покупателям еще в 320 долларов. Все модели Limited Editions поставлялись с четырехцилиндровым оппозитным двигателем объемом 2,0 л (1971 куб.см), который в противном случае был необязательным для стандартного 914, производившего 91 л.с. в комплектации для США.
В 1960-е годы производители автомобилей Volkswagen и Porsche задумались о необходимости разработки новых моделей. Volkswagen разрабатывал новый спортивный купе на замену типу 34 Karmann Ghia, а также искал свой новый символ на замену устаревавшему Volkswagen Beetle, который к тому моменту стал культовым вместе с микроавтобусом Kombi благодаря огромным продажам в США (ежегодно там продавалось свыше 1 миллиона экземпляров Beetle). Попытки Volkswagen предложить модели Typ 3 и Typ 4 в качестве замены «жуку» обернулись коммерческой неудачей: причиной были как технические недостатки, характерные для Volkswagen Beetle и перекочевавшие в эти новые модели, так и дизайнерские промахи, поскольку в новых моделях не было того шарма, который был в Beetle.
Porsche, пытаясь найти замену традиционной модели 356, выпустили в 1964 году модель Porsche 911 с 6-цилиндровым двигателем, которая сохраняла заднемоторную компоновку и обладала собственной уникальной формой кузова, но была не менее чем в 1,5 раза дороже Porsche 356. Это грозило огромными финансовыми убытками компании, и Porsche предприняли попытку создать более дешёвую модель, чтобы хоть как-то скомпенсировать расходы на Porsche 911. В качестве одного из подобных вариантов была выпущена модель Porsche 912, в основу которой легли кузов модели Porsche 911 и 6-цилиндровый двигатель тип 616/36. При этом новая модель не обладала всем стандартным для Porsche оборудованием. Её стоимость составила 4700 долларов США против 6500 долларов за предыдущие образцы: производители надеялись, что продажи Porsche 912 составят свыше половины доли от всех продаж компании. Однако этот расчёт в итоге не оправдался: модель технически значительно проигрывала конкурировавшим с нею Chevrolet Corvette и Jaguar E-type и стоила всё ещё слишком дорого. Свою роль сыграли и требования США к импортируемым автомобилям на предмет объёма выбрасываемых выхлопных газов.
Все автомобили 914 LE имели специально разработанный передний спойлер. Кроме того, все модели Limited Edition были оснащены передними и задними стабилизаторами поперечной устойчивости, двойными звуковыми сигналами, кожаным рулевым колесом, фарами дальнего света, окрашенной задней защитой (в отличие от виниловой), литыми алюминиевыми колесами Mahle и центральной консолью с указатель температуры масла, часы и вольтметр.
Генеральный менеджер Porsche Ферри Порше признал, что его компания тогда осознала необходимость расширения собственной программы при минимальных расходах, однако в одиночку она не могла этого добиться. Вариант создания нового проекта в сотрудничестве с другой компанией тогда казался наиболее целесообразным. Замысел этого проекта сводился к тому, чтобы создать автомобиль, который считался бы экономичным по меркам Porsche и элитным по меркам Volkswagen, а также не походил бы ни на одну из прежде выпущенных моделей.
Дизайн автомобиля
В 1967 году Ферри Порше встретился с управляющим директором Volkswagen Генрихом (Хайнцем) Нордхоффом, обсудив с ним возможность создания недорогого спортивного автомобиля. Прежде обе компании уже сотрудничали друг с другом: Фердинанд Порше был автором дизайна модели Volkwagen Beetle, а в конструкции Porsche 356 присутствовали элементы производства Volkswagen. Между ними было заключено джентльменское соглашение, в соответствии с условиями которого Porsche должен был разработать новый спортивный автомобиль с двигателем Тип 4 от Volkswagen, а сборкой автомобиля занимался бы Volkswagen. Предполагалось, что новый автомобиль будет продаваться как под маркой Volkswagen, так и под маркой Porsche: в первом случае у автомобиля был бы двигатель от Volkswagen, во втором — двигатель от Porsche, но кузов был бы у обоих одинаковым. В том же году глава отдела разработок и исследований Porsche Фердинанд Пиех был назначен руководителем работ по проекту 914: к тому моменту он также занимался работой над гоночной моделью 917. Основной отличительной особенностью дизайна Porsche 914 было то, что внешне машина, как и задумывалось дизайнерами, действительно не походила ни на одну предыдущую модель Porsche или Volkswagen. Важную часть дизайнерских работ выполнил лично Пиех.
Во многих изданиях распространена версия, что внешний вид Porsche 914 был якобы скопирован с проекта спортивного купе, разработанного в 1966—1967 годах компанией Gugelot Design GmbH из Ной-Ульма, основателем которой был Ганс Гугелот. В частности, утверждается, что этот проект был создан Gugelot Design в партнёрстве с компанией Bayer и с применением технологий, разработанных совместно этими компаниями, а с подобным дизайном были ознакомлены представители некоторых автомобилестроительных компаний, в том числе Volkswagen и Porsche. Сторонники этой версии полагают, что внешний вид проекта Gugelot могли счесть подходящим для новой модели и Volkswagen, и Porsche без какого-либо «перекоса» в свою сторону. Однако эту версию происхождения дизайна Porsche 914 неоднократно опровергали, называя автором дизайна 914-й модели инженера Генриха Кли. По словам Михаэля фон Клодта, компания разработала пять вариантов дизайна 914-х, среди которых единогласно был выбран проект Генриха Кли, а внук Фердинанда Порше и автор дизайна модели Porsche 911 Фердинанд Александр «Бутци» Порше полагал, что внешний вид Porsche 914 был лишь немного схож с проектом Gugelot. Внешне проект 914 немного напоминал запущенную в массовое производство модель Lotus Europa. Также одним из ключевых отличий модели Porsche 914 от проекта Gugelot было то, что у Gugelot была не среднемоторная, а переднемоторная компоновка.
Споры между Volkswagen и Porsche
Изначально предполагалось, что будут выпущены два варианта Porsche 914 — вариант с оппозитным-4 двигателем от Volkswagen и вариант с оппозитным-6 двигателем от Porsche. Однако в ходе работ руководство Porsche решило, что выпуск моделей Porsche и Volkswagen с одним и тем же кузовом был бы рискованным вариантом для североамериканского рынка. В ходе переговоров с Volkswagen они настояли на необходимости выпуска обоих вариантов в Северной Америке именно под названием Porsche. Глава Volkswagen Генрих Нордхофф предполагал, что новая модель может принести большую выгоду и Porsche, и Volkswagen. Первый прототип Porsche 914 был представлен 1 марта 1968 года. Однако 12 апреля того же года Нордхофф скоропостижно скончался. Его преемник Курт Лоц не имел никаких связей с династией Порше, и заключённое между компаниями соглашение о сотрудничестве фактически утратило силу.
По мнению Лоца, все права на машину принадлежали исключительно Volkswagen, и он не собирался допускать, чтобы она продавалась на рынке под брендом Porsche, поскольку был убеждён, что она окажется коммерческим провалом. Изначально планировалось, что сборку моделей будут осуществлять на заводе Volkswagen в Вольфсбурге, однако Лоц решительно выступил против этого, заявив, что заявленные объёмы производства моделей 914 не принесут большой прибыли. Было принято решение, что кузова для Porsche 914 будет выпускать компания Karmann, которая производила предыдущую модель Type 34 Karmann Ghia. Предполагалось, что Karmann будет заниматься сборкой моделей 914/4 и отправлять кузова 914 на заводы в Цуффенхаузен (Штутгарт), где уже Porsche будет собирать будущие модели 914/6. Однако изложенные Лоцем требования не ограничились этим: он поднял стоимость производства каждого кузова, который оплачивала Porsche, и потребовал пересмотреть условия продажи новых моделей. Всё это вызвало возмущение со стороны Ферри Порше.
Соглашение между компаниями
В январе 1969 года после долгих споров между компаниями был заключён компромисс, который многие считают одним из наиболее странных в истории автомобилестроения. Было принято решение, что в Европе автомобиль будет продаваться на рынке обеими компаниями под брендом VW-Porsche 914 и только с оппозитным-4 двигателем. Роль дилера должна была играть компания Volkswagen-Porsche Vertriebsgesellschaft, образованная в апреле 1969 года. Доли компаний в этом предприятии были разделены поровну: от Porsche руководителем был Отто-Эрих Филиус, бывший вице-президент Porsche of America, от Volkswagen — Клаус Шнайдер. В связи с этим в прессе даже стали распространяться ошибочные слухи о грядущем объединении обеих компаний, которые вынуждена была опровергать сама Porsche, выпустившая специальный пресс-релиз. На рынке США, который считался наиболее важным для компании Porsche, машины могли продаваться под названием Porsche 914 без наличия каких-либо указаний на участие Volkswagen в разработке модели, но заниматься продажей должно было созданное совместно с Volkswagen предприятие Porsche+Audi: известно, что в 1964 году компания Volkswagen приобрела контрольный пакет акций Auto Union, благодаря чему сумела возродить выпуск автомобилей Audi под их прежней маркой. Одним из отличий между продаваемыми в США и Европе экземплярами было то, что только на американских экземплярах сзади над решёткой крышки двигателя размещались буквы PORSCHE, однако ни на одном из типов экспортируемых автомобилей название автомобиля не отображалось на носу.
Последовавший вскоре отказ Porsche от сотрудничества c Volkswagen привёл к тому, что стоимость нового шасси выросла многократно, а модель 914/6 стала стоить лишь на несколько сотен долларов меньше самой дешёвой модели Porsche 911. Ответственность за коммерческие неудачи Porsche возложила именно на Лоца. Тот ушёл из компании Volkswagen в сентябре 1971 года, уступив свою должность Рудольфу Ляйдингу, который вступил в должность 1 октября. Неудача с проектом 914 обернулась для Volkswagen ещё и настолько большими убытками, что в 1972 году компания Opel отобрала у Volkswagen лидерство в автомобильной промышленности ФРГ по объёму выпускаемой продукции.
Конструкция автомобиля
Автомобили Porsche 914 имели среднемоторную компоновку, предусматривавшую размещение двигателя в центре машины. Подобная компоновка встречалась у моделей 904, 906, 908 и 917и обрела популярность в автоспорте благодаря лучшему распределению веса и низкому полярному моменту инерции. Известными примерами автомобилей со среднемоторной компоновкой в те годы были Lotus Europa, выпущенный в 1966 году, и Ferrari Dino 206GT, появившийся в 1967 году. Номинально распределение веса между передней и задней частями автомобиля составляло 45 на 55 или 46 на 54, однако в полностью заправленном топливом автомобиле оно было почти одинаковым. По сравнению с моделью Porsche 911, которая предусматривала четыре места (два спереди и два сзади), модель 914 была исключительно двухместной, что было также связано со среднемоторной компоновкой, не предусматривавшей достаточно свободного места позади водительских сидений. Однако при этом автомобиль предусматривал наличие сразу двух багажных отделений — переднего и заднего. В плане размеров кузов Porsche 914 был на 7 дюймов (178 мм) короче, чем у Porsche 911, а также на 1,5 дюйма шире и на 4 дюйма ниже(высота 1229 мм). Его колёсная база была на 7 дюймов больше. Масса Porsche 914 варьировалась в пределах 950 кг, что делало машину относительно тяжёлой для своих небольших габаритов, однако масса автомобилей подобной серии никогда не превышала 1000 кг. Дорожный просвет у первой модели 914/4 составлял 120 мм.
Кузов автомобиля, относившийся к типу «тарга», был одинаковым для всех 914-х моделей: его отличительной особенностью был съёмный жёсткий верх из стеклопластика, который мог храниться в заднем багажном отделении, повторявшем форму крыши автомобиля. В теории его можно было хранить и в переднем багажном отделении, но там обычно хранилась запасная шина. Объём переднего багажного отделения составлял 160 л, заднего — 210 л. Благодаря шести поперечным перегородкам и двум продольным балкам кузов обладал в целом примерно такой же структурной жёсткостью, как и 911-е модели, но превосходил в этом плане 911 Targa. Поскольку у автомобиля был низкий нос, для соответствия американским требованиям о минимальной высоте фар в конструкцию автомобиля были включены поднимающиеся фары: изначально внутри фар устанавливались лампы накаливания, однако позже стали выпускаться модели и с галогенными лампами H-4 (в США их использование в автомобилях тогда ещё было запрещено). Передняя часть кузова была заимствована у VW 411. По оценке Йоханна Вентера из журнала GT Porsche, визуально модель Porsche 914 была схожа с автомобилями Fiat 850 Spider и Fiat X1/9. Шасси для автомобилей Porsche 914 выпускались на заводах компании Karmann, которая либо завершала ту работу, которую начал Volkswagen, либо доставляла шасси на заводы Porsche для осуществления заключительной сборки всей конструкции. Разработчик шасси для 914-й модели — инженер Porsche Гельмут Ботт.
На первых моделях, выпускавшихся под индексом 914/4, устанавливался заимствованный у VW 411 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения: первые образцы имели объём 1679 см³ и мощность 80 л. с. Двигатель в моделях 914 был небольших размеров и с лёгкостью размещался в промежутке между кабиной и задней осью автомобиля, перед механической 5-скоростной коробкой передач типа 901, заимствованной у Porsche 911 1969 года выпуска и сконфигурированной специально для среднемоторных спортивных автомобилей. На всех моделях Porsche 914 также присутствовала система впрыска топлива, причём двигатель 914-й модели стал первым серийным двигателем с подобной системой. Позже стала выпускаться версия 914/6, на которой устанавливался более мощный 6-цилиндровый двигатель. Объём выпускаемых двигателей разнился от 1679 до 1991 см³, мощность составляла от 69—70 до 217—220 л. с. в зависимости от типа двигателя.
1 июня 2024