ГЛАВА ШЕСТЬДЕСЯТ ВТОРАЯ
-Что ж, я отпускаю тебя, Атманжа! Моё слово верно! -сказал шах на следующий день после знаменательного боя. Он приказал привести к себе Атманжу и Баязета.
-Значит я могу идти на все четыре стороны? -уточнил мужчина. Тахмасп кивнул. Он посмотрел на Баязета.
-Признаться, шехзаде, меня вчера твой бой, и удивил, и позабавил. Жаль, конечно Торо. Но каждому своё. А ведь ты мог просить за себя. А не за Атманжу.
Баязет увидел в глазах шаха странный блеск.
-А что, принц? У меня к тебе предложение. Одержишь победу в десяти боях, то я и тебя отпущу. А?
-Ты, шах, сначала данное слово сдержи. А насчёт меня, то я сильно сомневаюсь, что ты так сделаешь. У тебя же своя выгода. -ответил Баязет.
-Хм. Принц, а я сомневаюсь, что султан Сулейман пойдёт мне на уступки. И помни про письмо. Ты для него предатель! -шах чуть пожал плечами. -Ведь ты же не хочешь, чтобы я тебя казнил? Поэтому предлагаю альтернативу.
-Заодно и себя потешить. -хмыкнул Баязет. -Османский принц "гладиатор" у персидского шаха. Я уверен об этом все узнают. Разве ты упустишь возможность похвастаться?
-Подумай, шехзаде! -Тахмасп поднял палец и описал им в воздухе что-то невообразимое. -Твой отец не шевелится, и ты прозябаешь в подземелье. Ты молод и полон сил. И, естественно,
хочешь свободы. А так же, наверное, есть люди дорогие твоему сердцу, с которыми ты ждёшь не дождёшься встречи!?
Шах задевал за самое живое. Перед глазами принца возник образ Раны с сыном на руках. Они ждут его. Он знал, Рана неустанно молится за него. Сердце шехзаде сжалось. Как ему хотелось прижать жену и сына к груди, обвить их руками и больше никуда не отпускать.
-Ну? Что ты решил? -Тахмасп прищурился.
Мне надо вырваться из этого плена. Во чтобы то ни стало!
-Хорошо, шах! Я согласен! -ответил Баязет.
-Вот и отлично! -хлопнул в ладоши правитель. Он поднялся и уже обратился к стражам:
-Ведите Атманжу до ворот и пусть идёт куда хочет. А принца в камеру.
-Шах! -подал голос Атманжа. -Разреши нам попрощаться.
Тахмасп несколько секунд раздумывал, потом махнул рукой.
-Прощайтесь. Я сегодня добрый.
Мужчин вывели во внутренний павильон. Стражи замерли у входа. Наверняка их прощальный разговор они передадут своему господину.
-Шехзаде! -начал Атманжа и заметил, как принц чуть скосил глаза на стражей. Мужчина понял его без слов.
-Я очень рад, Атманжа, что ты свободен! И будешь продолжать своё дело. -сказал Баязет.
-Клянусь, шехзаде, я никогда не забуду, что ты для меня сделал! -пылко произнёс Атманжа. Он прижал руку к груди и низко склонился. -Да хранит тебя, Аллах!
-И тебя тоже, Атманжа! -улыбнулся принц.
Атманжа протянул руку, и крепкое рукопожатие соединило их ладони.
-Эй! Не вздумайте обниматься! Не положено! -крикнул один стражник.
-Закругляйтесь! -вторил другой.
-Прощай, друг! -поспешно вымолвил Атманжа. -Может когда-нибудь и встретимся!
Его чёрные глаза заблестели.
-Тогда не прощай, а до свиданья! -улыбнулся Баязет.
Стражи подошли, затем появились ещё двое.
-Приказ шаха отпустить Атманжу за ворота. А принца обратно. -сказал один уставшим голосом.
-Эх, принц! -только что пришедший охранник хлопнул мужчину по плечу и добродушно проговорил:-А я бы тебя тоже отпустил. Это ж надо! Завалить самого Торо!
Бывшие сокамерники кинули друг на друга прощальные взгляды. И мужчин повели в разные стороны.
Когда Атманжа оказался за стенами дворца по ту сторону, то он несколько минут стоял, словно в ступоре.
-Ты чего, олух? Никак не поверишь, что на свободе? -крикнул сверху ему стражник. -Иди! Я бы на твоём месте бежал, только пятки сверкали.
Разноголосый смех раздался над головой бывшего пленника.
Атманжа повернулся и пошёл по песчаной дороге.
-Я что-нибудь придумаю, шехзаде! Я вытащу тебя! Это теперь мой долг!
**********************
Второй день Атманжа бесцельно бродил по Исфахану. Ему до сих пор не верилось, что его больше чем полугодичный плен закончился. Мужчине даже казалось, что каждый, встречный стражник или воин сейчас подойдёт к нему, скажет что это была шутка и уведёт обратно во дворец. Но никто не обращал внимание на одинокого, исхудаашего ,просто одетого путника. У всех кипела своя жизнь. Люди спешили по своим делам.
Атманжа решил пойти на базар. Может наняться в подмастерья? Я ведь много что умею. Заработать немного денег, купить лошадь, а там.... В глазах мужчины потемнело. Ему ещё в камере нездоровилось. А сейчас кружилась голова, и он чувствовал слабость. Видимо я простыл, подумал Атманжа.
Он не помнил, как добрался до рынка. Суета, нескончаемый гул голосов, пролетающие мимо тележки с товаром немного взбудоражили мужчину. Он ощутил свежий запах хлеба и сглотнул. А ведь последний раз он ел в камере чёрствую лепёшку , два дня назад.
-Эй! Поберегись! -бойкий парнишка успел обогнуть с груженной поклажей . Несколько свертков слетели сверху.
-Вот же размазня! -непонятно к кому обращаясь, произнёс парень и кинулся собирать товар. Атманжа нагнулся, поднял свёрток и протянул его смуглому пареньку.
-Прости, я попался тебе на пути. -произнёс он тихим голосом.
-Чудной ты, дяденька! --ответил подросток. -Разве не знаешь, что на базаре нельзя ворон считать? А то вмиг под колёсами окажешься или обворуют.
-У меня воровать нечего . -вздохнул мужчина.
-Да, я вижу! -усмехнулся парнишка. -Ты иностранец? Говоришь с акцентом.
-Да.
-Откуда же ты, дяденька?
-Я черкесс. Может слышал когда? Наверное нет. -ответил Атманжа, разглядывая парня . Сколько ему лет? Явно не двенадцать. Уже не мальчик, но и не юноша. А моему сыну двенадцать и он очень похож на Марджану. По крайней мере тогда был похож. Говорят дети с возрастом меняются.
-Черкесс? -паренёк приподнял брови, что-то припоминая. -Слышал. И даже знаю одну семью. Они давно здесь живут.
-Черкесская семья? -оживился мужчина. -Послушай, джигит, отведи меня к ним. А я тебе помогу с поклажей.
-Не надо, дяденька. Я и так отведу. Ты вон едва на ногах стоишь. -участливо произнёс парнишка. -А кто такой джигит?
-Отважный, смелый и благородный человек и доблестный воин. У меня на родине так мужчин называют. Но только самых настоящих мужчин! -пояснил Атманжа.
-Ух ты! Здорово! -воскликнул паренёк.
Нового знакомого Атманжи звали Бахтияр и привёл он его к человеку по имени Ризван. Как оказалось это была большая и дружная семья. Ризван имел жену и трое детей, а так же с ним жили его мать, брат с невесткой и очень старенький дедушка.
Когда Атманжа появился на пороге их дома, то чуть не заплакал. До тог всё напоминало его родной дом, когда они счастливо жили с Маржаной и сыном. Семья встретила земляка, как и подобает по обычаям гор радушно и приветливо. Мужчину посадили на самое почётное место, подавая разнообразные блюда, правда Атманжа ел мало, но всё по-немногу. Его желудок отвык от обильной и сытой пиши. А когда он выпил бокал настоящего черкесского вина, то и вовсе захмелел. Хозяин дома отвёл его спать.
А на следующий день Атманжа почувствовал себя гораздо лучше.
-Ну, что же, джигит, расскажи, что с тобой приключилось? -спросил его Ризван, когда мужчины остались одни.
Атманжа видел, что его соотечественник очень хороший человек и ему можно довериться. Бывший пленник рассказал свою историю. Когда он закончил, то Ризван немного помолчал, потом сказал:
-Да, Атманжа, навидался ты в жизни. Хапнул горя.
-Помимо того, что мне надо найти сына, я просто обязан вызволить принца. -произнёс Атманжа , словно клятву.
-Тут всё связано с политикой. Зачем тебе вмешиваться? -осторожно проговорил Ризван.
-Разве ты не понял из моего рассказа, что я обязан ему жизнью. Неизвестно о чем договорятся его отец султан и персидский шах, но может быть поздно. Он вынужден стать гладиатором, а это получается любой из десяти его боёв может стать последним. Хотя он очень смелый, но.. Всякое может случиться. -с горячностью говорил Атманжа.
-Тогда есть только один выход. -произнёс Ризван и прямо посмотрел в глаза мужчины.
-Какой?
-Примерно через две недели начнётся восстание карахидов. Знаешь кто это такие? Это злейшие враги сельджуков, к коим принадлежит династия шаха Тахмаспа. Они хотят захватить дворец и свергнуть шаха. Получится или нет одному Аллаху известно, но вовремя штурма можно спасти твоего принца.
-Тот есть мне надо примкнуть к этим... Карахидам. -догадался Атманжа.
-Необязательно. -хмыкнул Ризван. -Но во время всяких восстаний и бунтов всегда стоит неразбериха. Бывает, что свои своих же начинают убивать по ошибке. Просто надо оказаться в нужное время в нужном месте. Понимаешь?
-Понимаю. -кивнул Атманжа. -Да поможет им и нам Всевышний!
-Далмокла! (Аминь на черкесском) -произнёс Ризван, поднося к лицу раскрытые ладони.
*********************
После того, как шах отпустил Атманджу прошло пять дней. Баязет скучал по сокамернику понимая, что отныне Атманжа для него настоящий друг. И принц искренне желал, чтобы сейчас мужчина был далеко от Исфахана и в скором времени нашёл своего сына.
На шестой день шехзаде повели на арену. Баязет был готов, но его одолевало странное предчувствие.
Зрителей было ещё больше, чем в прошлый раз. Битком. Принц усмехнулся про себя. Шах не просто так собирает столько людей. Конечно он имеет с этого много золота. Как же! Сам сын султана Сулеймана на арене. Баязет был уверен, что сей факт обязательно дойдёт до отца. Ничего. Ему бы только вырваться из плена.
Принцу выставили противника. Мужчина явно старше его, но примерной комплекции. С ним придётся повозиться, подумал Баязет, осматривая жилистое тело и отмечая, что противник очень юркий, словно на шарнирах.
И он не ошибся. Битва была нелёгкой, но всё же сумел одержать победу, когда уложил соперника на лопатки и приставил кинжал к его горлу.
-Твоя взяла, принц. -прохрипел поверженный. Толпа рукоплескала, шумела и даже топала .
-Ты молодец, шехзаде! -с нотками восхищения произнёс шах со своего места. -Можешь убить своего соперника. Или что ты с ним хочешь сделать?
Баязет почувствовал, как жертва по его рукой дёрнулась, а светлые глаза мужчины выражали бурю эмоций. От страха до презрения.
-Пусть живёт! Я не убийца! -ответил Баязет. Он протянул руку удивленному сопернику, и тот с его помощью поднялся.
-Господин мой! -знакомая фигура поклонилась в ноги шаха. Баязет узнал Ташлы.
-Сегодня вы можете насладиться настоящим римским зрелищем! -пафосно проговорил поэт. Он хитро прищурился. -Помните вы мечтали о львах? Так вот вчера сюда доставили двух отличных, африканских львов.
-Неужели? -вскричал Тахмасп.
-Вон! Посмотрите. Они в вольере! -указал Яхья. -И очень голодные. Приказывайте мой господин!
-Выпусти одного пока. -небрежно бросил шах. -А кто же с ним будет биться?
Наступила зловещая тишина. "Гладиаторы" смотрели друг на друга с поистине животным страхом.
-Эй, шах! Ты же понимашь, что никакого боя не будет. -сказал Баязет. -Лев разорвёт в клочья.
-О! Давай, шехзаде! -противно захихикал поэт. -Я с удовольствием на это посмотрю.
-Противником будет тот, кто проиграл бой. И отныне так будет всегда. -провозгласил Тахмасп. В следующую секунду на арену вытолкнули недавнего соперника Баязета.
-Нет! Нет! -закричал тот.
-Эй, шах! Так нечестно! -воскликнул Баязет. -Никто не знал об этом. Не будь таким кровожадным.
-Может ты, принц, хочешь? -с хищной улыбкой спросил шах. -Я твоё условие выполнил. Так что не мешай мне !
-Конечно он хочет! -снова засмеялся Яхья. Поэт резко подошел к Баязету и неожиданно пнул его ногой в живот. Принц не удержался и отлетел на добрых два метра. Когда Баязет поднялся, то понял, что стоит на арене вместе со своим недавним соперником. И в то же время из вольера выпустили льва.
-Хана нам, принц! -проскрежетал со страхом в голосе мужчина.
-Только не беги. -прошептал принц. -Он
сразу набросился. Не успеешь ой, сказать.
Громадный устрашающий лев двинулся к своим жертвам.
-Ох, Аллах! -простонал мужчина.
Баязет выставил вперёд кинжал, но не успел что-либо сделать, как его напарник рванулся и побежал.
-Не... Бежать.... -закричал шехзаде. Но было поздно. Лев настиг жертву и вцепился в неё мёртвой хваткой. Мужчина заверещал нечеловеческим голосом. Животное неистово стало трепать тело. Кровь полилась, но Баязет видел, что мужчина ещё живой. И пытается отбиваться. Он прицелился и пустил кинжал. Стальное лезвие попало в бок льва. То зарычал , кинул жертву и направился к принцу. Баязет понял, лев не такой уж и голодный. Иначе он уже живьем бы грыз, пойманную добычу. Скорее всего лев и раньше участвовал в таких побоищах. И сейчас нацелился на него.
Баязет молниеносно соображал. Если животное набросится на него, то и самому придётся вести себя, как зверь.
Лев издал громоподобный рык. Принц оскалил зубы и сам зарычал.
И тут произошло невероятное. Сначало небо потемнело, как-будто наступила ночь.
-Конец света!
-Спаси, Аллах!
Раздались крики на все лады.
Нарастающий шум доносился с высоты. И в следующую секунду стая птиц носилась над ареной. Они хором атаковали льва. Животное убегало от обезумевших пернатых, которые клевали его в глаза, когтями драли шкуру, вырывали клочья шерсти. Причём птицы были очень большие. Баязет с открытым ртом наблюдал за поистине фантастическим зрелищем. Птицы убивали льва. Крики людей и птиц перемешались.
Баязет почувствовал около себя трепыхание. Он повернул голову и увидел ещё одну птицу. Сокол!
-О, Всевышний! -выдохнул мужчина. Сокол приземлился, прямо на вытянутую руку. Он зоркими глазами уставился на принца. И на самом дне птичьего взгляда Баязет вдруг отчётливо увидел другой взгляд. Бархатный, ласковый, ни с чем несравнимый и незабываемый.
-Рана! -прошептал он, завороженный. -Ты спасла меня снова, моя Рана! Любовь моя!