Найти в Дзене
Учитель из Гарварда

Немного о горе Чанбайшань. Сколько лет корейской нации?

Оглавление

Корейцы - те еще националисты, а фальсификация и интерпретация - неотъемлемая часть национализма, на том и держится.

Часто слышала от корейцев:

Нашему великому народу 5 тысяч лет!

Спрашивала:

-Какому такому народу? Вы имеете в виду государство Чосон?
-Берите дальше (древнЕе)! До того еще Хвангук, отец наш небесный, правил долго-долго (затрудняются сказать сколько именно).

Да, есть такое мнение националистическое. Свидетельство тому - "Хвандан коги", сборник переработанных текстов на ханмуне (древнекорейский язык). Абсолютно псевдоисторическое сочинение, по-моему. Впрочем, судите сами.

Там сказано, что корейской нации около 9200 лет. Ого-го себе! Корейцам эта версия очень понравилась, когда "документ" был опубликован в 1979 году. Составлен он из разных других документов, авторы которых жили в разные эпохи.

Например, часть написана даосским монахом Анхам-но, жившим в 500-х - 600-х годах. Еще часть - корёским чиновником Ли Амом в 13- 14 вв. Остальных авторов перечислять не вижу смысла, главное - выжимка. А она такова:

народ пришел на корейский полуостров с Байкала и насчитывает вышеупомянутую впечатляющию цифру.

Автору книги, Ли Юрипу, якобы посчастливилось ознакомиться с историческими документами, на основе которых и был составлен сборник, еще в 1911 году, а то было время аннексии, национализм нуждался в крепкой опоре. Опубликовал книгу Ли Юрипа его ученик уже в 1979 году. Тут вышел скандальчик, т.к. разрешение на публикацию дано не было. Первоисточники к тому времени не сохранились СОВСЕМ, но Ли Юрип все помнил и записал, а в 1982 году книга вышла в Японии, с переводом помогал сам автор. Там еще другие лица фигурировали, но такие подробности, думаю, вам ни к чему. К 2000-му наступил пик корейского национализма, сформировалось целое течение, "воевавшее за историю" своего народа.

Пример тому - кореецентрическая религия/учение чынсандо. В ней корейцев "состарили" почти до 10.000 лет, даже крест был объявлен древнейшим дохристианским символом, пришедшим в большой мир с корейского полуострова. А троица (в любом ее проявлении) - Хванин-Хванун-Тангун, первый - отец небесный, второй - его сын, третий - уже его сын, ставший первым "земным" правителем в 2333 году.

Корейцы такие сказочники)

Вот мы подошли к горе Чанбайшань.

Из Яндекс картинок
Из Яндекс картинок

Это китайское название, переводится "Вечно белая гора". Находится она на границе Китая и Северной Кореи, т.е. часть вулкана (действующего!) на китайской территории, а часть - на северокорейской. Это затрудняло исследования, а между тем, были причины для волнений, к началу 2000-х вулкан, спавший с 1702 года, проснулся. Так что, очень вовремя обе эти охраняемые территории были объединены в совместный международный биосферный заповедник - в 1979 году. Пик активности - в 2010, сейчас "дракон" (так китайцы объясняли грохот и выбросы) спит.

Корейцы зовут гору Пэктусан - "Белоголовая гора". И это священное для каждого корейца место.

Легенда в самом популярном ее изложении.

Содатель всего-всего Хванин имел 5 сыновей. Один из них, Хванун, глядя с небес на землю, пожалел людишек, копошащихся внизу в трудах праведных, но малоэффективных. Ничего не умели. Ну ничего! Ни землю пахать, ни скот разводить, ни ремеслами какими заниматься. Собирательство одно, да охота-рыбалка. Хванун попросился у отца к ним в спасители и властелины. Отец выбрал для основания царства сына подножие горы Пэктусан (Чанбайшань). На вершину спустился будущий правитель, оглядел владения, все придумал, спланировал. Здесь уже принял облик человеческий и пошел город основывать - Шинши. Люди неразвитые совсем, дикие, ему пришлось учить их даже огонь высекать, пищу готовить. Работа получилась с нуля и "под ключ". Были у него помощники - 3000 то ли духов, то ли слуг (разные версии). Короче, дело пошло.

Из Яндекс картинок
Из Яндекс картинок

Рядом жили тигрица и медведица, глядя на все это благополучие, захотели они стать людьми. Пришли к Хвануну, попросили о чуде. А просто так ничего не дается! На том и стоит корейская нация: потрудись, пострадай "ёльщими" (усердно) - получишь.

Повелитель испытание им придумал.

Вот вам несколько пучков полыни и двадцать зубчиков чеснока. Проведите сто дней в пещере, в которую не проникает дневной свет, и питайтесь только этой полынью и чесноком.

Те согласились. Тигрица сдалась после 36 дней. А медведица просидела в темноте на чесноке и полыни положенный срок, и ее желание исполнилось: Хванун превратил ее в прекрасную девушку по имени Уннё. Она была счастлива сначала, но потом, как в той песне поется: "Одиночество - скука..."

Пришла к Хвануну снова, просила мужа ей найти. А он сам был неженатый, короче, сошлись. Сын их Тангун в 2333 году стал правителем после отца, государство - Кочосон (Древний Чосон).

Из Яндекс картинок
Из Яндекс картинок

Так же как у нас про Рюрика, Трувора и Синеуса есть версия, что не братья они, а перевод подкачал, там изначально как-то так было: "Рюрик с семьей и дружиной своей". Так и у протокорейцев не медведица и тигрица, а два племени: Ун (Медведь) и Хо (тигр). Они смотрели, как люди в Шинши живут и хотели стать частью государства, которое Хванун назвал Пэдаль. Он их сначала испытал на прочность, кто прошел, того и взял.

Есть и другие интерпретации, версии, в данной статье нечто среднее.

О немифическом.

Археологические находки свидетельствуют о том, что первоначальными обитателями корейского полуострова были кочевые племена из Сибирско-Монгольского региона. Т.е. Ли Юрип и его последователи хоть в чем-то, но были правы. Во всех регионах страны найдена характерная керамика. Она отличается от китайских и японских находок. Есть и другие артефакты.

Мигрировали племена на Корейский полуостров со стороны Байкала и позднее Маньчжурии, когда хунну начали построение своей империи, и от них житья совсем не стало. На севере они смешались с незначительным местным населением, а на юге вытеснили тамошних земледельцев в Японию.

Корейский язык сегодня часто называют изолированным, потому что ни один другой язык ему не является родственным. Но в своей основе это древний алтайский диалект, близкий к монгольским наречиям, испытавший сильное влияние говоров народов Крайнего Севера и обосновавшихся в Корее мигрантов из Южного Китая.

Одним из подтверждений родства также является наличие у корейцев монгольского пятна. Это небольшой синеватый кусочек кожи (родимое пятно или невус) на спине или попе у младенцев, который связан с концентрацией тут пигмента меланина. Он встречается у монголов и родственных им народов, бурятов, тувинцев, калмыков.

У моего сына (наполовину кореец) оно тоже было.

Тема очень обширная, можно многое еще рассказать, пообсуждать. Так что, продолжение следует)

А еще планирую рассказать о человеке, заразившем меня интересом к протокорейской истории, мы с ним чуть было на Чанбайшань не съездили. Жаль, не сложилось тогда.