Удивительная запись хранится в архиве города Арзамас. Это донесение земского начальника Василия Штыкова в вышестоящие инстанции, датируемое 1719 годом.
В издании «Российский туризм» можно найти выдержки из этого документа - о том как с неба упал дракон, который был обожжен и очень вонял. распространяя мерзкий запах на всю округу. Как пишет «Российский туризм», по всей видимости в летящего по небу дракона ударила молния:
«Была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность погибли... И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно… В длину сей монструз от пасти до конца хвоста спаленного в десять аршин и пять вершков, и зубья в пасти той, яко у щуки, но более того и кривые, а спереди еще более в два вершка, а крылья, яко у нетопыря кожаные, и одно крыло от хребта змиева длиной в девять аршин и десять вершков, а хвост зело длинен, уж в четыре аршина и пять вершков, лапы голые, с когтями, яко у орла».
Эта история наводит на мысль, что в средние века люди еще сталкивались с какими-то вымершими рептилиями, которые населяли землю в отдаленные эпохи. И, в частности, вспоминаются летающие ящеры времен динозавров.
В принципе было немало историй с утверждениями о том, что какие-то особи из популяций ящеров могли дожить и до времен человеческой цивилизации. Вспомните, например многочисленные рассказы про Лох-несское чудовище из озера в Шотландии. И примерно так же где-то могли еще жить и остатки популяций птеродактилей и других летающих ящеров.
Не случайно же в мировой литературе, в старинных легендах и в сказках постоянно упоминаются драконы. Понятно, что в сказках их сильно приукрасили – наделили ненесколькими головами, сделали огнедышащими – но без всех этих дополнительных атрибутов сами драконы вполне могли быть реальными. Так что герои русских сказок вполне могли быть близки к истине, когда объявляли своей семье:
«Я теперь к чуду лесному отправляюсь на пожрание».
Истории о том, как люди воевали с драконами, как драконы пожирали людей – все это как раз и могло найти отражение в многочисленных мифах и сказках. Не случайно же змееборство встречается во всех древних государственных религиях: в Египте, Вавилоне, в античности, в Индии, в Китае, оно перешло и в христианство. И по мнению многих историков, какие-то воспоминания о драконах, о змееборстве наложили свой отпечаток на обряды инициации у древних племен.
Инициация – это возникший в первобытном мире обряд посвящения мальчиков, достигших зрелости, в круг взрослых, воинов и охотников. И вот в разных племенах для совершения инициации строили специальные сооружения, имевшие форму чудовищного дракона.
В таких сооружениях испытывали посвящаемых – резали их, кололи, бросали в горящую воду и так далее.
Там, где еще не было никаких построек, делались сооружения более примитвного типа. Например, в Австралии змею изображало извилистое углубление в земле, высохшее русло реки. Или аборигены делали навес, а впереди ставили расколотый кусок дерева, изображающий пасть.
В Новой Гвинее для инициции строился специальный дом, он символизировал чудовище Барлум, поглощающее мальчиков. Барлум имел форму змеи. Пасть или вход в хижину был пестро раскрашен, к „хвосту" хижина становится все уже и ниже.
Посвящаемый в таких постройках подвергался жестоким испытаниям, часто самым настоящим пыткам, которые изображали, в частности, его проглатывание гигантским змеем, из которого мальчик затем извергался. Это символизировало смерть - и затем воскресение в новом качестве, с новыми навыками и способностями, полученными от этого самого дракона. Посвящаемый как бы переваривался и извергался новым человеком.
Потом такое поглощение и возвращение обратно из древних воспоминаний об инициациях стали развивать в сказках.
Считалось, что пребывание в желудке дракона давало вернувшимся магические способности, в частности власть над зверями. Так герои древних легенд (а позже и сказок) получали новые свойства, начинали понимать язык животных.