Найти тему
Красный проект

Материализм - философия прогресса

Оглавление
Материализм - от онтологии к диалектике
Материализм - от онтологии к диалектике

Материализм — это философское мировоззрение, согласно которому материя является онтологическим первичным началом в сфере бытия. Идеальное (понятия, воля, сознание) считается вторичным, результатом взаимодействия материальных сущностей. Материализм утверждает существование единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи, из которой образуются все сущности. Законы материального мира распространяются на общество и человека.

История материализма прослеживается от древней восточной философии до современного времени. Наиболее последовательными материалистами были китайский философ Ван Чун, индийские мыслители школы чарваки, Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. В Средние века материалистические воззрения были потеснены идеалистической философией, но в эпоху Возрождения и Просвещения материализм вновь стал актуальным.

Современный материализм зарождается с работ Томаса Гоббса и достигает бурного расцвета в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро). В историческом материализме Маркса причиной исторического развития считаются внутренние противоречия в производственной сфере, приводящие к классовой борьбе.

Последовательно опишем этапы развития материализма:

  1. Наивный (стихийный) материализм: под материей понимались материальные состояния и физические явления, обнаруженные в результате простого наблюдения за окружающей средой.
  2. Метафизический материализм: появился после открытия законов механики в XVIII веке. Законы механики описывают физические взаимодействия и механическое движение, но их использование для описания сложных явлений приводит к ошибке редукционизма (сведения сложного к простому).
  3. Диалектический(современный) материализм: разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, основан на диалектическом методе и его основных положениях.

Наивный (стихийный) материализм

Наивный (стихийный) материализм — это форма материализма, которая отождествляет материю с её непосредственными проявлениями в форме стихий, таких как огонь, вода, воздух или земля. Этот подход был свойственен ранней древнегреческой философии.

Представителями стихийного материализма являются такие философы как Фалес Милетский и Анаксимен.

Фалес Милетский (637/624–558/547 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и математик из Милета в Малой Азии. Он считается основателем милетской школы и первым философом в истории. Фалес занимался изучением философии, математики, астрономии, физики, географии, метеорологии и биологии.

Главное положение учения Фалеса — вода является первоосновой всего сущего. Благодаря этому учению Фалес считается «отцом философии» в античной традиции и «первым философом» в философии Нового времени.

Фалес также считается основателем первой древнегреческой научно-философской школы — милетской. Эта школа положила начало развитию европейской науки, занимаясь изучением космогонии, космологии, физики, географии, метеорологии, астрономии, биологии и математики.

Фалес внёс значительный вклад в астрономию, предложив гипотезу о раскалённом составе материи звёзд и Солнца. Он также сделал важные открытия в математике, например, доказал, что диаметр делит круг пополам, и сформулировал теорему о равенстве двух треугольников с равными сторонами и углами.

Анаксимен (585/560 — 525/502 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии и ученик Анаксимандра. Первоосновой мира он считал воздух, из которого возникает всё остальное. Воздух для Анаксимена был неограниченным, бесконечным и имеющим неопределённую форму. Светила, согласно его представлениям, двигались вокруг Земли.

Анаксимен материализовал апейрон своего учителя, используя комплекс свойств воздуха для описания свойств мирового первоначала. Воздух у него был одновременно абстрактным и конкретным, качественным и стихийным. Мир, по мнению философа, возникает из воздуха и всё многообразие вещей есть воздух в разных своих состояниях.

Анаксимен также занимался научными исследованиями в области метеорологии и астрономии. Он, например, считал, что град образуется при замерзании воды в облаках, а ветер — это уплотнившийся воздух. Состояние погоды он связывал с активностью Солнца.

Наиболее выдающимися материалистами античного мира были Гераклит, Демокрит и Эпикур.

Материализм Гераклита заключается в его учении о первооснове всего сущего. Он считал, что основой мира является огонь, который находится в постоянном движении и изменении. Гераклит утверждал, что всё в мире состоит из противоположностей и их борьбы, которая является источником развития и изменений.

Гераклит также ввёл понятие логоса — мирового разума, который управляет всеми процессами в природе и обществе. Логос проявляется в законах природы и общественных отношениях.

Демокрит был одним из основателей атомистики и материалистической философии. Его учение основано на двух равноправных субстанциях, из которых состоит мир: сущем и не-сущем. Сущее представляет собой множество крайне малых, однородных и неделимых частиц, называемых атомами. Атомы обладают движением, присущим им самим, без внешней действующей силы. Не-сущее — это пустота, которая разделяет атомы и придаёт им различные свойства.

Мир возникает благодаря организованному движению атомов в пустоте. Различаясь по скорости, размерам и массе, атомы сталкиваются и соединяются, образуя вихри. Каждый вихрь — это мир. Попадая в определённый вихрь, атомы уже не могут покинуть его. Внутри вихря атомы распределяются по принципу подобного к подобному: тяжёлые атомы скапливаются в центре, образуя шарообразную Землю, лёгкие вокруг них создают небо, а самые быстрые загораются и образуют небесные светила.

Материализм Демокрита распространяется не только на предметный мир, но и на психические явления и даже богов. Душа человека состоит из особого вида атомов, которые распространены во всей природе и концентрируются в человеческих телах. Движение этих атомов производит человеческое переживание и мышление. Теряя атомы души, человек слабеет и в конце концов умирает вместе с ней.

В познании Демокрит выделял тёмный путь ощущений и светлый путь рационального познания. Ощущения возникают от того, что от предметов отрываются тончайшие плёнки из атомов — эйдосы, которые, попадая в органы чувств, оказывают давление на атомы души. Однако ощущение субъективно, каждый человек видит предмет по-своему. Главное его недостаток — оно не сообщает о сущности предмета, то есть о свойствах атомов, которые его составляют.

Рациональное познание также беспомощно, так как человек смертен и не имеет врождённых идей или связи с высшим идеалистическим пространством, которого просто не существует. По сути, Демокрит создаёт эмпирическую концепцию. Роль разума состоит в обработке чувственных данных, а именно на широком ряде отдельных примеров разум должен уловить и выявить взаимосвязи, позволяющие судить об истинных свойствах тех или иных предметов, точнее, атомов, их составляющих.

Материализм Эпикура основан на учении древнегреческого философа Демокрита. Эпикур продолжил развивать идеи атомистического материализма, согласно которому материя является единственной реальностью, а всё остальное — иллюзия.

Эпикур считал, что материя вечна и существует независимо от сознания. Она состоит из атомов, которые находятся в постоянном движении и взаимодействии. Эпикур отрицал существование богов и души, считая их вымыслом.

В основе этики Эпикура лежит принцип удовольствия. Удовольствие он понимал как отсутствие страданий и беспокойства. Высшее удовольствие достигается через умеренность, благоразумие и дружбу.

Метафизический материализм

Метафизический материализм — это философское направление, которое противопоставляется диалектическому материализму. В основе метафизического материализма лежит неизменная и изначальная материя, которая меняется только в своих формах, но не в сущности.

Метафизический материализм предполагает, что всё, что нас окружает, состоит из материи. Эта материя может принимать различные формы и качества, но её сущность остаётся неизменной. Например, вода может быть в разных сосудах, но её химический состав и физические свойства остаются одинаковыми.

В метафизическом материализме материя рассматривается как пассивное начало, которое подвергается воздействию внешних сил. Движение и развитие объясняются взаимодействием этих сил, а не внутренними противоречиями и борьбой противоположностей.

Представителями механистического материализма были Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Жюльен Ламетри, Клод Адриан Гельвеций и Поль Анри Гольбах. Они жили и творили в эпоху больших научных и индустриальных открытий и прогресса.

Механистический материализм отрицает диалектику и акцентирует внимание на устойчивости, постоянстве и неизменчивости материи. Материя рассматривается как вещь в себе, а сознание — как её атрибут. Мир считается непознаваемым.

Фрэнсис Бэкон (1561–1626) — английский философ, основатель материализма и экспериментирующей науки нового времени. Он считал, что цель знания — увеличение власти человека над природой, и достичь этой цели может только наука, постигающая истинные причины явлений. Бэкон выступал против схоластики и догматизма, считая их ненаучными методами.

Бэкон разработал новый подход к задачам науки, основанный на научной индукции. В своём знаменитом трактате «Новый Органон» (1620) он предложил новое понимание задач науки и основы научной индукции. Бэкон также ввёл понятие «идолов» — заблуждений, которые мешают учёным достичь истины.

По мнению Бэкона, наука должна быть рациональной переработкой фактов опыта. Её посылками будут положения, основанные на понятиях, добытых посредством методического обобщения или индукции. Предпосылка индукции — аналитическое понимание эксперимента.

Томас Гоббс (1588–1679) — английский философ-материалист, основатель теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Его философские и научные воззрения сформировались под влиянием работ Фрэнсиса Бэкона, Галилео Галилея, Пьера Гассенди, Рене Декарта и Иоганна Кеплера.

Гоббс создал первую завершённую систему мистического материализма, которая соответствовала характеру и требованиям естествознания того времени. Он считал, что природа — это совокупность протяжённых тел, различающихся величиной, формой, движением и положением. Движение понималось им как механистическое перемещение.

Этика Гоббса основана на неизменной человеческой природе. Основа нравственности — естественный закон, стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Главный естественный закон — стремление к миру и согласию, пока есть надежда на их достижение. Второй естественный закон предусматривает отказ от права на вещи в случае угрозы самозащите и миру. Из этого закона вытекает третий — необходимость выполнения заключённых соглашений. Остальные естественные законы можно резюмировать одним правилом: «Не делай другому того, чего не хочешь себе».

Социально-философские политические идеи Гоббса включают теорию договорного происхождения государства и выделение трёх форм государства: демократии, аристократии и монархии. Лучшей формой государства он считал монархию, соответствующую идеалам абсолютной и нераздельной власти.

Джон Локк был британским философом и основателем британского материализма Нового времени. Его материалистическая позиция основывается на теоретико-познавательной концепции и онтологических взглядах. Локк отрицал врождённость знаний и выступал против идеалистического учения о нематериальном происхождении души и разума.

Локк выделял три основных способа образования сложных идей:

  • соединение нескольких простых идей в одну сложную идею;
  • сведение вместе двух идей и сопоставление их друг с другом;
  • обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в реальности.

Разум создаёт сложные идеи на основе объективной связи вещей, воспринимаемых чувственным восприятием. Локк считал, что разум способен проникнуть в глубинные тайны природы, хотя возможности познания ограничены. Задача человека — знать то, что важно для его поведения, и такое знание вполне доступно.

Локк выделял три вида знания по степени его очевидности:

  • исходное (чувственное, непосредственное) знание даёт знание единичных вещей;
  • демонстративное знание через умозаключение;
  • высший вид — интуитивное знание, непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.

Материализм Локка проявляется в его понимании истины и видов знания. Истина для него — это связь идей, которая даёт объективную картину действительности.

Жюльен Ламетри был французским врачом и философом-материалистом, родившимся 25 декабря 1709 года в Сен-Мало, Бретань. Он изучал медицину в Париже и Лейдене, а в 1742 году вернулся в Париж. В 1743–1745 годах Ламетри участвовал в войне за австрийское наследство в армии герцога де Граммона и был полковым врачом.

Ламетри считается основателем французского материализма. Он утверждал, что существует только одна материальная субстанция, способная ощущать и мыслить. Ламетри отрицал мнение Рене Декарта о животных как о простых автоматах, лишённых способности ощущения.

В своих работах Ламетри развивал идеи сенсуализма, считая, что внешний мир отражается на «мозговом экране». В этике он придерживался гедонизма, отводя значительную роль общественному интересу.

Ламетри оказал значительное влияние на философию Просвещения, в частности на работы Дени Дидро, Поля Гольбаха и Клода Гельвеция.

Клод Адриан Гельвеций (1715–1771) был французским литератором и философом-материалистом утилитарного направления. Он считал, что мир материален, бесконечен во времени и пространстве, а материя находится в постоянном движении. Мышление и ощущение являются свойствами материи, её наиболее сложными образованиями.

Гельвеций выступал против агностицизма и идеи Божественного происхождения мира. Он стремился создать «науку о нравственности», найти закон в области человеческого поведения, подобный закону всемирного тяготения Ньютона.

Гельвеций считал, что из двух чувств — любви к удовольствию и отвращения к страданию — возникает третье чувство любви к себе. Именно любовь к себе он считал первичным импульсом всех действий человека. Любовь к себе порождает страсти, стремление к счастью и интересы.

Гельвеций был сторонником учения о решающей роли среды в формировании личности и считал страсти человека главной движущей силой общественного развития. В политике и экономике он выступал за ликвидацию феодальных отношений и феодальной собственности, поддерживая просвещённый абсолютизм.

Поль-Анри Гольбах (1723–1789) был французским философом-материалистом, который жил и работал в эпоху Просвещения. Он был одним из основателей школы французского материализма и оказал значительное влияние на развитие атеистического и светского мировоззрения.

Суть философии Гольбаха заключается в монистическом материализме, который отвергает существование божеств и объясняет мир и реальность исключительно через материальные причины. Гольбах стремился к единству и простоте объяснения природы, видя взаимосвязь всего сущего через материальные законы и процессы.

Гольбах рассматривал религию как продукт невежества и непонимания природы древними людьми. Он интерпретировал религиозные верования как следствие неосознанности и неопытности людей перед загадками окружающего мира. Для Гольбаха религия была попыткой человека заполнить свои знания о мире суевериями и мифами, основанными на непонимании природных явлений.

Гольбах активно критиковал религиозные догматы и учения, видя в них проявление невежества и инструмент социального контроля над людьми. Он утверждал, что религия подавляет человеческий разум, ограничивает свободу мысли и действия, препятствует развитию общества и научному и культурному прогрессу.

Освобождение человека от религиозных убеждений, по мнению Гольбаха, приведёт к осознанию истины и созданию разумного, свободного от предрассудков общества.

Диалектический(современный) материализм

Диалектический материализм — это философское направление, основанное на сочетании диалектики и материализма. Его создателями являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Основные идеи диалектического материализма:

  1. Материя первична, сознание вторично. Материя — это объективная реальность, существующая независимо от сознания и подчиняющаяся своим законам.
  2. Движение и развитие материи происходит через противоречия и борьбу противоположностей. Противоречия являются источником развития и изменения.
  3. Отрицание отрицания — закон развития, согласно которому каждая последующая стадия отрицает предыдущую и включает её в себя на более высоком уровне.
  4. Диалектический метод познания — это изучение предметов и явлений в их развитии, взаимосвязи и противоречиях.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс разработали теорию исторического материализма, которая объясняет общественные процессы с точки зрения экономических отношений и классовой борьбы. позже это перешло в учение о коммунизме, которое предлагает путь к построению бесклассового общества на основе общественной собственности на средства производства.

Материализм Карла Маркса — это философское направление, основанное на учении о первичности бытия и материи. Он рассматривает общество как систему связей и отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности людей.

Основные положения материализма Маркса:

  1. Базис и надстройка: общество делится на экономический базис (производственные отношения) и идеологическую надстройку (формы общественного сознания).
  2. Исторический материализм: общественное развитие определяется противоречиями, возникающими в экономическом базисе, и влияет на все основные сферы жизни общества.
  3. Классовый подход: общество проходит через этапы развития, соответствующие определённым видам общества (доклассовое, классовое, бесклассовое).
  4. Пять основополагающих способов производства: первобытнообщинная эпоха, античная (рабовладельческая), феодальная, капиталистическая и коммунистическая эпохи.

Материализм Маркса оказал значительное влияние на развитие философии и социологии, а также на формирование марксистской теории и идеологии.

Фридрих Энгельс сыграл значительную роль в развитии диалектического материализма. Вместе с Карлом Марксом он разработал основы этого философского направления, которое стало основой для марксизма.

Энгельс внёс вклад в создание «Манифеста Коммунистической партии», который был написан в соавторстве с Марксом в 1848 году. Также он написал ряд выдающихся работ, которые заложили фундаментальные знания в материалистическое понимание развития природы и общества. Среди них «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах или конец классической немецкой философии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Анти-Дюринг» и другие.

Энгельс совместно с Марксом разработал диалектико-материалистическую переработку буржуазной политической экономии и создал диалектический материализм. Вместе они создали материалистическое понимание истории и научный коммунизм, которые стали основой для марксистской философии.

Таким образом, Фридрих Энгельс внёс значительный вклад в развитие диалектического материализма и марксизма, способствуя формированию целостного мировоззрения и теоретических источников марксизма.

Роль В.И. Ленина в развитии диалектического материализма заключается в его вкладе в разработку и конкретизацию ключевых философских понятий, таких как материя, пространство, время, причинность и закономерность. Ленин также развивал марксистскую теорию познания, теорию отражения и учение о практике. Вот основные этапы и примеры работ, связанных с развитием диалектического материализма Лениным:

  1. Определение понятия материи и развитие других важнейших философских понятий. Примеры работ: «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) и «Государство и революция» (1917).
  2. Разработка положения о неисчерпаемости материи. Пример работы: «Философские тетради» (впервые опубликовано в 1933 году).
  3. Развитие марксистской теории познания, особенно теории отражения и учения о практике. Пример работы: «О значении воинствующего материализма» (1922).
  4. Формулировка «формулы» процесса постижения истины: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». Пример работы: «Философские тетради».
  5. Создание положения о том, что материалистическая диалектика является теорией познания. Пример работы: «Философские тетради».
  6. Конкретизация этой мысли и разработка положения о единстве диалектики, логики и теории познания. Пример работы: «Философские тетради».
  7. Акцентирование внимания на богатстве диалектики как науки и многогранности её содержания. Пример работы: «Философские тетради».
  8. Выделение учения о противоречиях как основного в марксистском методе. Пример работы: «Философские тетради».
  9. Придание значения «конкретному анализу конкретной ситуации» в диалектическом подходе. Пример работы: «Философские тетради».

Помимо разработки философских концепций В.И. Ленин описал противоречия капиталистической эпохи и их причины, а также создал теоретическую базу построения первого в истории социалистического государства.

Примеры наиболее известных работ В.И. Ленина:

  1. «Три источника и три составные части марксизма» — статья, в которой Ленин объясняет основы теории классовой борьбы и материалистического понимания истории.
  2. «Карл Маркс» — брошюра, в которой Ленин анализирует идеи Маркса и их актуальность для рабочего движения.
  3. «Социализм и война» — брошюра, написанная Лениным летом 1915 года, в которой он разъясняет свою позицию по отношению к Первой мировой войне и показывает, что она выгодна крупному капиталу.
  4. «Империализм, как высшая стадия капитализма» — статья, в которой Ленин описывает особенности монополистического капитализма и его влияние на мировую экономику.
  5. «Государство и революция» — книга, в которой Ленин предлагает своё видение будущего социалистического государства и путей его создания.

Тема развития материализма крайне объемна, оставляйте комментарии о том, какие темы наиболее интересны для вашего изучения.