В истории музыки XX век занимает особое место. Именно в это время в США происходит зарождение и развитие ключевых стилей массовой музыкальной культуры, таких как блюз, джаз, рок-н-ролл и рок. Эти стили появлялись в разные временные периоды, но неизменно распространялись по всему миру, в том числе добираясь и до СССР, пусть и с большим опозданием. Интерес вызывает не только проникновение этой самой «западной» музыки в СССР, но и то, какое влияние в итоге эта музыка оказала на умы советских людей, и как поспособствовала развитию музыки в нашей стране в будущем, несмотря на, порой, жесткие реалии того времени.
Агитация против рок-н-ролла в советском кино, карикатурах и интервью.
Одним из источников, использовавшемся в этом исследовании стал короткометражный документальный агитационный фильм 1960 года выпуска. Называется он везде одинаково, просто «Советский документальный фильм о вреде рок-н-ролла». Длится он около восьми минут, носит строго идеологический характер и рассказывает о «звуках, похожих на скрип тормозов, тоже именуемых музыкой», о «юнцах, променявших школу на подворотни ГУМа» и о «тесном и маленьком мире теней с кличкой «фарцовщики», торгующих поношенным барахлом с иностранными ярлыками». И конечно же о героизме «доблестных» комсомольцев-«бригадмильцев», о том, как они противостояли «западной заразе» и «не хотели, чтобы грязные тени пинали наши тротуары».
Еще одним источником стали карикатурные рисунки в юмористическом журнале «Крокодил». На рисунках изображены «стиляги» в карикатурных образах и ситуациях, изобличающих их с самых плохих сторон. Действие первой карикатуры происходит в ресторане. За столиком сидят и разговаривают два солидно одетых мужчины, в то время как за столиком напротив сидит яркоодетый рыжий «стиляга» и то ли поднимает бокал за их здоровье, то ли всячески пытается привлечь к себе внимание. Ему это удается, и по одномуединственному слову, произнесенному одним из мужчин, «Годен!» становится понятно, что ничего хорошего этого рыжего парня не ждет.
На второй карикатуре изображена компания стиляг, двое девушек и двое парней, сидящих где-то за столиком и попивающих армянский коньяк. У одного из парней в руках газета с заголовком: «Всеми средствами прививать нашей молодежи трудовые навыки!» И он, как бы заведомо убирая все возможные вопросы о его трудовых навыках, комментирует это так: «-Кого как, а меня устраивают папашины средства».
Третьим источником стал отрывок из интервью музыкального критика Артемия Троицкого для канала «Беларусь 24» в рамках съемок одной из серий документального сериала «Запрещенная музыка СССР», посвященной истории группы «Машина времени». В нем он объясняет, почему власть так не любит «МВ» и рок-музыку в целом: «Западное происхождение - это было не главное, главное было то, что рок-музыка была какая-то чересчур будоражащая, чересчур сомнительная в идеологическом отношении. Кстати, и в эстетическом тоже, потому что она была громкая, электрическая и по сравнению с советской эстрадой составляла огромный контраст для глаз и для ушей.»
«Как это ни странно, самыми истеричными врагами рок-музыки был Союз Советских Композиторов. Они эту музыку ненавидели просто люто, и люто они ее ненавидели в первую очередь потому, что рок-музыка, как известно, это музыка, которая создается непрофессиональными композиторами, то есть собираются ребята, талантливые музыканты, и начинают сами бренчать на гитарах, искать аккорды и сочинять песни: и музыку, и стихи.»
«Сам этот принцип для Союза Советских Композиторов был абсолютно губительным, потому что вся их монополия держалась на том, что никто в стране, кроме сертифицированных патентованных советских композиторов вообще не имеет права на музыке зарабатывать. То есть исполнять ее еще гденибудь в подворотнях или в студенческих кафе, но вот чтобы это было официально, в концертных залах, чтобы за это платили деньги, чтобы за это были отчисления от трансляций по радио и телевидению, чтобы эта музыка выходила на фирме «Мелодия», опять же со всеми соответствующими денежными бонусами - этого они допустить категорически не могли, и поэтому такие люди, как Андрей Макаревич были для них страшнее огня в сухом лесу».
Следующим источником будет Приложение к письму от 10 января 1985 года, так называемый «Примерный перечень зарубежных музыкальных групп и исполнителей, в репертуаре которых содержатся идейно вредные произведения». Этот список был намного меньше, чем тот, который был утвержден 1 октября 1984 года, и в него входили исключительно зарубежные исполнители и коллективы.
Степень изученности материала. Данная тема довольно таки мало изучена на данный момент, поэтому в виде источников использовались, в основном, различные документальные фильмы, интервью с деятелями того времени и различные статьи. Но можно выделить несколько работ авторов, которые осветили основные моменты данного исследования.
При изучении развития джаза в СССР использовался первый фундаментальный труд о советском джазе, составленный в 1987 году Александром Медведевым и Ольгой Медведевой«Советский джаз. Проблемы. События. Мастера». Сборник состоит из четырех разделов. В первом - высказывания о джазе видных советских композиторов. Во втором помещены теоретические статьи, в третьем - статьи об отдельных исполнителях и коллективах, а также панорама джаза 1970-1982 годов. В конце - дискография, рецензии на книги о джазе и словарик терминов.Сборник очень удобен и содержит массу полезной информации.
Также использовалась книга, вышедшая относительно недавно, в 2013 году - «Российский джаз» под редакцией К. Мошковой и А. Филипьевой. Эта книга представляет собой двухтомное собрание текстов об истории и сегодняшнем состоянии джазового искусства в России. Четыре части двухтомника охватывают этап зарождения джазового искусства в нашей стране, период становления «советского джаза» во второй половине XX в., биографические материалы по персоналиям ныне действующих мастеров российского джаза и молодых звёзд отечественной джазовой сцены, а также ряд проблемных и дискуссионных аспектов дальнейшего развития искусства джаза в России. Очень полезная книга, в которой можно найти довольно редкую и уникальную информацию, которую не найдешь в других изданиях про джаз.
Для изучения рок-музыки в СССР идеально подошла лучшая и практически единственная книга о русском роке - «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80е…» А.К. Троицкого. Эта книга, написанная известным музыкальным критиком Артемием Троицким, была изначально выпущена в Англии и в США, и только в 1991 году была опубликована в России. Это издание является чуть ли не единственным, куда вошла практически вся история советской рокмузыки от самодеятельных коллективов начала 60-х годов до рок-фестивалей конца 80-х. Особый интерес книге придает тот факт, что во многих событиях молодежной культурной жизни, описывающихся в ней, автор сам принимал участие или был их очевидцем.
Так же в исследовании рок-музыки использовалась довольно противоречивая книга, написанная в 2015 году довольно противоречивым писателем и журналистом с больной фантазией и «современным» взглядом Ф. Раззаковым. Книга называется «Вторжение в СССР. Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» и представляет собой довольно сомнительное произведение. Стиль изложения автора напоминает советскую музыкальную критику начала 90-х, сама книга изобилует фактическими ошибками и неточностями, а выводы автора, мягко говоря, спорными. Главная же идея книги заключается в том, что «потреблянцы» (слово придумано автором) с Запада или люди «низа» основали целый институт, чтобы превратить высокодуховных людей «верха» (советских) в таких же «потреблянцев». А еще на самом деле это не СССР построил вокруг себя «железный занавес» это загнивающий Запад строил вокруг нас стену, чтобы не допустить к себе ничего чистого, светлого, советского. Ценность этой книги как источника довольно сомнительна, но все же она имеет место быть и предназначена для людей с такой же больной фантазией, как у автора.
Первые исполнители, цензура рока.
После смерти Сталина ажиотаж вокруг джаза начал спадать. Вчерашние стиляги выросли, завели семьи и детей и на этом эпоха «запрещенного джаза и стиляг» закончилась. Но в конце шестидесятых до СССР дошел стиль музыки совершенно новый и не похожий ни на что из того, что люди слышали раньше. Это была рок-музыка, жанр, который в итоге вызвал резонанс даже больший, чем был у джаза в пятидесятых.
Такие группы, как The Beatles, The Rolling Stones начали наконец доходить до ушей советской молодежи в конце шестидесятых - начале семидесятых. Примерно в это время и начали собираться «самодеятельные» коллективы, состоящие из музыкантов-самоучек, чаще всего еще учащихся в школах и пытающихся подражать западным кумирам. Но именно из таких самоучек появились группы, которые, начиная с подражания, смогли обрести собственное уникальное звучание и навсегда войти в историю музыки СССР. И все это вопреки отношению власти, в частности, Союза Советских Композиторов, которые не воспринимали их как музыкантов, а сам стиль музыки как искусство.
Одной из первых рок-групп в СССР была группа «Атланты». Группа образовалась в 1968 году. В состав входили: Константин Никольский (гитара), Иван Локтионов (гитара), Сергей Извольский (бас), Борис Беляк (клавиши), Александр Сикорский (барабаны). «Атланты» исполняли кавер-версии англоязычных хитов. Группа известна тем, что подтолкнула юного Андрея Макаревича к принятию решения заняться рок-музыкой. После того, как осенью 1970 года Константина Никольского призвали на службу в армию, «Атланты» распались. Спустя некоторое время Александр Сикорский собрал новую группу - «Осколки Сикорского» а Никольский, демобилизовавшись из армии, влился в группу Стаса Намина «Цветы».
«Ставшая, по сути дела, первой звездой отечественной рок-музыки и во многом предопределившая ее переход к русскоязычному творчеству. "Машина времени" была организована в одной из московских школ, хотя ее создатель и с тех пор бессменный лидер Андрей Макаревич начал свой путь в музыку годом раньше. В 1968 г. он впервые услышал "Битлз" и, подверженный всеобщей моде, собрал из одноклассников и одноклассниц вокально-гитарный квартет "TheKids", с переменным успехом игравший англоязычные номера на вечерах школьной самодеятельности. знакомство с певшими уже тогда по-русски "Атлантами" А. Сикорского и К. Никольского побудило его сделать "настоящую" группу и начать сочинять песни самостоятельно. В первый, просуществовавший крайне не долго, состав МВ вошли : АМгитара, вокал; Александр Иванов гитара; Павел Рубин бас; Игорь Мазаев фортепиано; Юрий Борзов барабаны. Необходимость добиться минимальнопрофессионального звучания уже вскоре вызвала изменения: один за другим ушли Иванов, Рубин и Мазаев.
Их заменили Александр Кутиков бас, вокал и Сергей Кавагоэ клавишные. Мало-помалу группа начала выступать, добиваясь популярности в окрестных школах. В 1970 г. последнего из "ветеранов" Ю.Борзовасменил довольно известный в Москве барабанщик Максим Капитановский. У МВ появился свой аппарат и довольно обширный репертуар. 2 года спустя, однако, Капитановский уходит, чтобы в последствии растворится в рестораннофилармонической карусели, и группа не найдя ему достойной замены, распадается. Следующие 12 месяцев или чуть больше судьба участников МВ оказалась связанной с довольно известной в Москве поп-группой "Лучшие годы" Р. Знобина. Незадолго до этого "Годы" радикально поменяли свой состав и одним из новобранцев стал соученик Макаревича по Архитектурному институту Сергей Грачев, который и привел вслед за собой Макаревича, Кутикова и Кавагоэ.
В 1973 г. "Лучшие годы" почти в полном составе ушли на профессиональную сцену и МВ была возвращена к жизни. С осени 1973 г. до начала 1975 г. группа пережила смутное время, выступая на танцплощадках и сейшенах, играла "за стол и кров" на южных курортах, беспрерывно меняя состав. За эти полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов, среди которых были барабанщики Юрий Фокин и Михаил Соколов, гитаристы Алекс "Уайт" Белов, Александр Микоян и Игорь Дегтярюк, скрипач Игорь Саульский и многие другие. Не выдержавший этой круговерти Кутиков в конце концов ушел в "Високосное лето", Саульский позже играл с "Арсеналом" Алексея Козлова.
К весне 1975 г. состав МВ стабилизировался: Макаревич, Кавагоэ (в результате этих перемещений оказавшийся за барабанами) и басист, вокалист Евгений Маргулис; приобрел узнаваемые черты и стиль группы, который опредилили многочисленные интересы и пристрастия ее участников: от бардовской песни до блюза и от кантри до рок-н-ролла. Плюс характерные тексты Макаревича: чуть ироничные, иногда немного патетичные, имеющие форму притчи или басни, они затронули широкий круг проблем, характерных для тогдашней молодежи.
В марте 1976 г. МВ с триумфом выступила на Таллиннских Днях популярной музыки, после чего по приглашению Мифов и Аквариума дала несколько сольных концертов в Ленинграде, которые стали началом массовой и длившейся 5 лет "машиномании". На полгода к группе присоединился ленинградский блюзмен Юрий Ильченко (экс-Мифы). МВ каждые 2-3 месяца совершают челночные рейсы в Ленинград, давая по несколько концертов, производивших смятение в рядах местных рок-фанов, и снова исчезает. Росту популярности группы способствовало и ее участие в фильме Г.Данилия "Афоня", в котором прозвучал тогдашний ее хит "Ты или я" ("Солнечный остров"). Продолжались эксперименты с составом.
После ухода Ильченко в МВ появились скрипач Николай Ларин, трубач Сергей Кузьминок, кларнетист Евгений Легусов, клавишники Игорь Саульский (вторично) и Александр Воронов (экс Виктория).
В 1978 г. ленинградский звукорежиссер Андрей Тропилло выпустил первый магнитоальбом МВ "День рождения". На следующий год группа подготовила монументальную программу "Маленький принц" с развернутыми инструментальными соло, чтением стихов и начатками режиссуры (она тоже была записана на пленку). Летом 1979 г. внутренние противоречия, уже давно копившиеся в группе, нашли свое разрешение. МВ снова распалась: Кавагоэ и Маргулис, собрав старых друзей, образовали "Воскресение", Воронов реорганизовал "Викторию", а Макаревич осенью того же года вывел на сцену новый состав МВ: Александр Кутиков бас, вокал; Валерий Ефремов ударные Петр Подгородецкий клавишные, вокал. Они подготовили новый репертуар, поступили на работу в Московский областной театр комедии, а в марте 1980 г. стали главной сенсацией и лауреатом Всесоюзного рок-фестиваля Весенние ритмы. Тбилиси-80.
Группа, наконец, вышла из подполья, получила признание миллионов слушателей. Однако оттепель длилась недолго. Весной 1982 г. против рокмузыки была развернута кампания, инспирированная статьей "Рагу из синей птицы" в "Комсомольской правде". Так и не вышел первый альбом на "Мелодии", программа МВ по многу раз правилась и пересматривалась бесчисленными худсоветами. Группу покинул Подгородецкий, которого заменили Сергей Рыженко и клавишник Александр Зайцев. Рыженко, к сожалению, год спустя уходит. Вынужденное снижение активности МВ побудило Макаревича искать себя в других жанрах. Он выступал соло (с акустическим репертуаром), снимался в кино (вместе с группой): в двух не слишком интересных художественных лентах А.Стефановича "Душа" (1982) и "Начни с начала" (1986), написал музыку к к/ф "Скорость" и "Прорыв".»
Развития и подъем рок-музыки после цензуры.
Ремни цензуры для рок-музыки начали ослабевать в 1984 году, после смерти Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Владимировича Андропова. Примерно в этот период стали появляться предпосылки к окончательному выходу рок-музыки из подполья и нахождения компромисса с властью.