Хищения государственного имущества занимают значительную часть корыстных преступлений, направленных против социалистической собственности. За 1989 год из 221 преступления по линии уголовного розыска удельный вес краж государственного имущества составил в районе 16,4 процента. Повышенная общественная опасность хищений определяет необходимость усиления борьбы с этими преступлениями.
Принятое постановление «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами» отдельные трудящиеся Запрудненского завода электровакуумных приборов восприняли с обратным знаком, то есть как сигнал к краже кинескопов на всех участках, где производится данная продукция.
Подводя итоги за 1989 год, оценим энтузиазм и инициативу «тружеников», не считающихся с личным временем, в холод и зной, в любое время суток готовых с кинескопами наперевес броситься в брешь в ограждении и другие уязвимые места, за территорию Запрудненского завода электровакуумных приборов.
Открыл «трудовой» год В. Б. Макаров, который 25 декабря 1988 года бежал из ЛТП-4 Владимирской области. 13 января 1989 года он совершил кражу кинескопа с территории Запрудненского завода электровакуумных приборов. Теперь по приговору суда он направлен в места не столь отдаленные. Приговор: три года лишения свободы с отбытием наказания в исправительно-трудовой колонии строгого режима с применением принудительного противоалкогольного лечения.
Затем в воровской «деятельности» указанных лиц наступил перерыв. Они либо осознали преступный характер своих действий, либо задремало око сотрудников Запрудненского ГОМ.
Однако стеклодув цеха № 1 Ю. В. Линцов нарушил убаюкивающую тишину и 8 августа 1989 года около 21 часа с конвейера участка упаковки склада готовой продукции цеха № 1, скромно преодолевая угрызения совести, похитил один цветной кинескоп марки 61ЛК4Ц стоимостью 210 рублей. Перевесил его на конвейер бракованной продукции. А по окончании смены, не требуя оплаты за «сверхурочную работу», вынес кинескоп за охраняемую территорию завода, по-хозяйски бережно завернув его в фартук.
Линцов при виде автомашины «02», которую он, естественно, не вызывал и не ждал, после недолгого раздумья в зарослях травы не выдержал и бросился бежать. Гонка по короткой дистанции окончилась в народном суде, двумя годами исправительных работ с удержанием 20 процентов со всех видов заработной платы.
Эстафету подхватил грузчик цеха № 27 В. Н. Кабанов, который, не рассчитав возрастных особенностей организма, взял повышенные обязательства и 11 августа 1989 года в 1 час 25 минут, не считаясь с личным временем, с конвейера эстакады склада готовой продукции цеха № 1 с первого подхода сразу рванул два цветных кинескопа на сумму 420 рублей. «Спортивные» достижения Кабанова были по достоинству оценены судом, он приговорен к 1 году 6 месяцам исправительных работ с удержанием 20 процентов со всех видов заработной платы.
В. Г. Гребенников, будучи судим за грабеж личного имущества и злостное хулиганство, после пятилетнего отсутствия по понятным причинам, в 1988 году возвратился в родные места. Возвращение свое совместно с В. А. Тихомировым ознаменовал рекордом по количеству похищенных кинескопов. За это по достоинству оба были включены в «книгу рекордов» 1989 года и заключены старшим следователем А. Смольниковым под стражу. Гребенников, будучи не обремененным трудоустройством, со слесарем-сантехником цеха № 10 Тихомировым 22 августа 1989 года около 23 часов в состоянии алкогольного опьянения, окрыленные идеей улучшения своего материального благосостояния, проникли через ограждение завода. Электропогрузчиком с эстакады склада готовой продукции цеха №1 они подхватили палету с восемнадцатью (!) цветными кинескопами на 3780 рублей, распаковали ее, а кинескопы унесли за охраняемую территорию завода. Жаль, погрузчик остался на территории... Поэтому Гребенников и Тихомиров были вынуждены обратиться за помощью к гражданину П., который, трезво оценив «стоимость» переносимого груза, от их деликатного предложения отказался, да и вовремя, поскольку «на помощь» Гребенникову и Тихомирову поспешили сотрудники милиции. В итоге суд, слезы и приговор: В. Г. Гребенникову — 7 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии усиленного режима с конфискацией имущества, а В. А. Тихомирову — 5 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии усиленного режима с конфискацией имущества.
26 августа 1989 года около двух часов ночи токарь цеха №7 Е., имея непогашенную судимость за кражу личного имущества, вновь решил испытать сладостное чувство «бешеных» денег, совместно с рабочим цеха № 10 О. (фамилии полностью не называются, поскольку суд еще не принял решения по делу) из цеха № 1 Запрудненского завода электровакуумных приборов он совершил кражу двух цветных кинескопов 61ЛК4Ц на сумму 420 рублей. Не успокоившись на достигнутом и рассчитывая на безнаказанность, 10 октября 1989 года около двух часов ночи (и когда только люди отдыхают???) у дома № 17 по Пролетарскому переулку поселка Запрудня Е. и О. похитили с автомашины «ВАЗ-2101» лобовое стекло, магнитофон «Электроника» с кассетой и аккумулятор, всего украли на 350 рублей. Гастроли Е. и О. были досрочно прерваны следователем Н. Лебедевым, который предоставил одному из них кратковременный отдых в «пансионате» следственного изолятора, а суд с учетом окрепшего здоровья, думаю, решит вопрос их последующего пребывания...
Очередное уголовное дело, находившееся в производстве следователя Н. Лебедева, поразило и содрогнуло видавших виды обывателей, воров, перекупщиков и прочий преступный мир невиданной наглостью грабительского завладения государственным имуществом. 15 ноября около 18 часов Ю. А. Полькин и В Д. Химичев на автомашине «ГАЗ-24»—такси под управлением В. Н. Дмитриева приехали из Москвы в Запрудню к Ю. Г. Некрасову по предварительному сговору. На такси все прибыли к воротам КПП поста №10 ЗЗЭВП, охраняемого вахтером С. Н. Бариновым, и... потребовали пропустить их на охраняемую территорию завода с целью хищения кинескопов! Получив от вахтера отказ в пропуске без надлежащих документов на территорию завода, Полькин и Некрасов в присутствии Химичева и Дмитриева, находившихся в автомашине, угрожая Баринову физической расправой, препятствовали вахтеру закрыть ворота КПП поста № 10, самовольно на такси (!) проникли на охраняемую территорию завода.
Прибыв на участок окончательных операций цеха № 1, сознавая открытый характер своих действий, Полькин и Некрасов в присутствии Химичева потребовали от работников участка кинескопы... Открыто похитили 8 цветных кинескопов марки 61ЛК4Ц стоимостью 210 рублей каждый на общую сумму 1680 рублей, загрузили в автомашину под управлением Дмитриева и через КПП поста № 10, снова пригрозив физической расправой вахтеру, который и без того не мог прийти в нормальное состояние от пережитого страха, самовольно открыли ворота и с похищенным скрылись.
Однако сотрудники милиции, как в детективном фильме, осуществили погоню, перехват и задержание. А следователь Н. Лебедев предъявил обвинение, избрав мерой пресечения содержание под стражей. Народный суд дельцам-кинескопщикам воздал должное, определив Ю. А. Полькину наказание в 4 года 6 месяцев лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима, Ю. Г. Некрасову — 4 года лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима, В. Д. Химичеву — 3 года лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима, В. Н. Дмитриеву — 3 года лишения свободы условно, с обязательным привлечением к труду в местах, определяемых органом, ведающим исполнением приговора. Таков итог этого грабежа.
Но этим громким преступлением череда дел «кинескопщиков» не заканчивается. Уже и в этом году любители легкой наживы доставили немало хлопот нашему следственному отделению.
26 января примерно около 23 часов 30 минут транспортировщик цеха №2 Е. Б. Кузнецов, воспользовавшись тем, что рабочие уходят со своих мест пораньше, чтобы помыться и переодеться, свободно прошел на участок окончательных операций цеха № 1. Здесь он прихватил с упаковки цветной кинескоп 61ЛК4Ц стоимостью 210 рублей и вынес его из цеха.
Кузнецов оставил его на улице, припрятав на участке возврата брака. Потом деловито переоделся в раздевалке и возвратился к своему «приобретению». Атлетическим телосложением делец не отличается, поэтому привязал к ушкам кинескопа резиновый ремень, закинул, как мешок, за плечо и проторенной дорожкой отправился к дыре в ограждении.
Эта дыра выходит на ничейную теперь территорию бывшего филиала АТК-22. Радуясь удачному завершению «операции», Кузнецов вышел из ворот и повернул в сторону кооперативных гаражей. «Закопаю пока в снег, а завтра с утра домой отвезу», — подумал похититель, когда его неожиданно настигла милиция.
Так и не заменил Кузнецов кинескоп в своем домашнем телевизоре. Следствие предъявило ему обвинительное заключение, и он чистосердечно раскаялся. Видно, именно это учел народный суд, когда назначил Е. Б. Кузнецову наказание в виде штрафа в размере двухсот рублей. Как видим, штраф оказался меньше, чем цена похищенного кинескопа. Выходит, воровать выгодно? Такая мягкость приговора вызывает недоумение, тем более что Кузнецов и ранее был судим.
На этом случае завершим наш обзор «кинескопных» дел. Мы не уверены в том, что он последний, поскольку с дисциплиной на Запруднснском заводе и охраной территории дела обстоят далеко не блестяще.
Майор милиции В. ЩЕПОТИН,
начальник следственного отделения Талдомского ОВД.
В. СКВОРЦОВ.
(корр. «Зари»)