Найти тему
Анандагарбха

Дзогчен или Дзогпа Ченпо

Этот отрывок взят из книги «Великое совершенство природы: спонтанные песни и учения Дзогчен» Ньошула Кхенпо Ринпоче и Сурьи Даса (авторское право 1995, Snow Lion Publications).

ЛИНИЯ ДЗОГЧЕНА НЁШУЛА КХЕНПО

от Сурья Дас

Учения и практика Ати Дзогпа Ченпо, Великого Совершенства, происходят от двух несравненных индийских тантрических мастеров восьмого века, Гуру Ринпоче и Вималамитры, через выдающуюся линию преемственности образованных и совершенных тибетских мастеров, а также через призрачные откровения. В четырнадцатом веке учения сливаются во всеведущем Лонгчене Рабджаме, выдающемся уме Древней школы (Ньингмапа). Эта традиция Дзогчен известна как Ранний Дзогчен Ньингтик (Сердечная Сущность).

Ригдзин Джигме Лингпа был духовным наследником Лонгчена Рабджама (Гьялвы Лонгченпы). В восемнадцатом веке он получил полное учение и передачи Дзогчен Ньингтиг в видениях от Манджушримитры (Джампела Шеньена), Гуру Ринпоче , Вималамитры и Гьялвы Лонгченпы. В трёх ясных видениях Лонгченпы Джигме Лингпа получил благословения своего несравненного гуру, неотделимого от изначального Будды Кунтузангпо (на санскрите Самантабхадра) и достиг просветления.

Гьялва Лонгченпа написал более двухсот произведений, некоторые из которых сохранились до сих пор. Просветленные сочинения Ригдзина Джигме Лингпы, такие как Йонтен Ринпоче Дзеу , содержат сжатую суть всех неисчерпаемых наставлений и комментариев Гьялвы Лонгченпы, включая знаменитые «Семь сокровищ» Лонгченпы . По сути, эти писания включают в себя все бесчисленные дхармы Будды. Терма (вновь открытые сокровища Дхармы), полученные Джигме Лингпой на пяти (или семи) желтых свитках, а также мистическим образом, от разума к уму, составляют основу традиции, известной как Лонгчен Ньингтиг, Сердечная Сущность Бескрайнего Пространства. Это также известно как традиция Позднего Дзогчен Ньингтиг.

Подробности, касающиеся Гьялвы Лонгченпы, Ригзина Джигме Лингпы и других праотцов линии Дзогчен, ведущих свое начало от Самантабхадры и Гараба Дордже, описаны во многих других книгах и учениях. В этой главе кратко описывается линия передачи Лонгчен Ньингтиг, полученная и которой обучал Ньошул Кхенпо, Джамьянг Дордже , произошедший от Ригдзина Джигме Лингпы в непрерывном потоке благословений. Это сердечная сущность Всеведущего Лонгченпы и Ригзина Джигме Лингпы, чрезвычайно короткая и прямая особая линия передачи Лонгчен Ньингтиг, терма Джигме Лингпы, свежее дыхание дакини, ваджрный путь Дордже Семпы.

Сначала краткое описание общей линии Дзогчен (длинной линии передачи или рингью). Эта линия происходит от изначального Будды Кунтузангпо, Дордже Семпы, Гараба Дордже, Джампела Шеньена, Шри Симхи, Джнянасутры, Вималамитры и Падма Самбхавы и включает в себя многочисленных просветленных лам, последовавших по их стопам. Все это записано в длинной линии кахмы. Имена этих лам коренной линии преемственности можно найти в молитве линии преемственности Ньошула Кхенпо под названием «Осел Сангва Ньингтиг-ги Гьюпай Солдеб Мутиг Тренгва» ( «Молитва линии преемственности сияющей тайной жемчужины сердца-эссенции »).

Согласно общей линии передачи Дзогчен Ньингтиг, между индийским пандитом восьмого века Вималамитрой и Лонгченпой было дюжина возвышенных держателей корневой линии, а между Лонгченпой и Джигме Лингпой — четырнадцать. Это касается только основных держателей линии, а не других совершенных, которые их сопровождали. Таким образом, эта длинная линия передачи Дзогпа Ченпо непрерывным потоком идет от изначального Будды Кунтузангпо, от учителя к ученику, вплоть до сегодняшнего дня.

КАК ПЕРЕДАВАЛИСЬ УЧЕНИЯ

Учения школы Ньингма (Старый перевод) передаются через две основные системы: линии передачи кахма и терма. Кахма относится ко всем учениям и передачам, передаваемым на протяжении веков длинной линией учителей и учеников. Терма относится к ранее скрытым, вновь открытым учениям короткой и прямой линии передачи ( ньегью ) от Гуру Ринпоче и других просветленных. Эти мастера передают учения непосредственно через свое бессмертное тело мудрости в визионерском опыте тертону, который открывает и раскрывает эти учения. Такая короткая, свежая, прямая, чрезвычайно мощная и глубокая передача является терма Лонгчен Ньингтиг Джигме Лингпы. Из девяти томов сочинений Джигме Лингпы два относятся к гун-тер (сокровищам мудрости и ума).

Джигме Лингпа сказал, что есть четыре цели открытия терма: чтобы Дхарма не исчезла; чтобы основные инструкции не были фальсифицированы в течение длительных периодов времени, когда могут иметь место ошибки, нарушения обязательств и недоразумения; чтобы блага не угасли; и таким образом сохраняется прямая линия передачи. Терма предоставляют учения Гуру Ринпоче Падма Самбхавы , которые соответствуют различным потребностям и характеру разных людей в разных местах и в разное время.

Высший плод пути можно получить, практикуя только одно конкретное терма, поскольку каждое само по себе завершено; тем не менее, чтобы сохранить и поддержать все учения Дхармы Будды во всей их полноте, необходимо также получить передачу по линии кахма. Поэтому кахма и терма обычно практикуются и передаются неразрывно.

Учения Дзогчен обычно подразделяются на три основные категории: Сем Де (класс ума), Лонг Де (класс расширения) и Менгак-ки Де (класс сущностных наставлений). Эта тройная классификация была предложена Джампелом Шеньеном, учеником Гараба Дордже.

Двадцать одна основная тантра составляет основу Сем Де. Девять тантр (разделенных на группы по три: белая, черная и разноцветная) составляют основу Лонг Дэ. Категория Менгак-ки Де подразделяется на четыре подраздела. Четвертый из них, Гью Рангшунг, представляет собой текст коренных тантр и пояснительных тантр в наиболее полной эссенциализированной форме. Это собственно сущностные инструкции.

Подраздел Гю Рангшунг в Менгак-ки Де сам разделен на четыре группы, известные как Тигле Корши. Эти четыре — Чикор (Внешний цикл), Нангкор (Внутренний цикл), Сангкор (Тайный цикл) и Янсанг Ламе (Сверхсекретный и Высший). Эта четверичная классификация была предложена Шри Симхой, учеником Джампела Шеньена.

Ньингтиг — сокращение от Ньинг-ки Тигле, что означает «Сердечная сущность» или «Сокровенная сущность». Это относится к наиболее существенным сущностным наставлениям (менгак) Ати Дзогпа Ченпо. Термин Ньингтиг относится исключительно к группе учений Дзогчен Менгакки Де (сущностные наставления). Более того, это часто относится, в частности, к самому сокровенному или самому глубокому и тайному ядру этих сущностных наставлений, известному как Янсан Ламе. Поэтому эти учения также известны как Сангва Ньингтик (Тайная сущность сердца), Осел Ньингтик (Светоносная сокровенная сущность) или Менгак Ньингтик (Сердечная сущность сущностных наставлений). Каждый из этих терминов относится к уникальным учениям Ньингтиг, найденным в основном в разделе Янсан Ламе Менгак-ки Дэ.

Семнадцать основных тантр Менгак-ки Де составляют основу Янсан Ламе. (Согласно традиции Вималамитры, существует восемнадцать тантр; согласно традиции Гуру Ринпоче , их девятнадцать. В основном это одни и те же тантры с очень небольшими вариациями; оба мастера получили эту передачу от Шри Симхи.) Эти тантры находятся в тридцатишеститомное собрание тантр Ньингма под названием Ньингма Гьюбум , составленное Терченом Ратной Лингпой, величайшим из тринадцати верховных лингпа (тертонов или мастеров сокровищ).

Обычным существам трудно понять тантры без объяснений квалифицированного учителя. « Семь сокровищ» ( Дзодун ) Гьялвы Лонгченпы были написаны с целью прояснить необычайно глубокий смысл семнадцати основных тантр Дзогпа Ченпо, а также учений всех девяти ян (колесниц). Для реальной практики Дзогчена в соответствии с этими тантрами Лонгченпа собрал свои собственные термы, а также терма Чецуна Сенге Вангчука (который позже переродился как Джамьянг Кхьенце Вангпо) и Пема Ладрей Цела (предыдущее воплощение Лонгченпы) в форме тринадцатитомное собрание, известное как Ньингтиг Ябши . Этот Ябши представляет собой практический аспект писаний Лонгченпы и основу Старого Ньингтига. В нем он синтезировал Бима Ньингтик Вималамитры и Кхандро Ньингтик Гуру Ринпоче и объяснил все практические детали в свете своей собственной реализации.

Сжатая суть всех тантрических учений, изложенных в «Семи сокровищах Лонгченпы», содержится в поэтическом произведении Джигме Лингпы «Йонтен Дзо» , «Сокровищница просветленных качеств» . Практики, включенные в Ньингтиг Ябши, сжаты в форме, которую легко применять в четырехтомном Ньингтиг Цаподе Джигме Лингпы , в который входит известный Трийиг Еше Лама . Это основное учение Цапода лежит в основе необычной практики Дзогчен-тогал Лонгчен Ньингтиг.

Эти редкие и необычайно глубокие учения точно объясняют различные основные методы непосредственной реализации сокровенных учений Ати Дзогпы Ченпо, Великого Совершенства, Пиковой Колесницы, которые являются прямым методом быстрого осознания высшей природы ума и достижения состояния будды в Радуге. Светлое Тело. В наше время Лонгчен Ньингтиг является основной практикой, лежащей в основе всех этих учений и сущностных наставлений Дзогчен.

РИГДЗИН ДЖИГМЕ ЛИНГПА

Известный как всеведущий видьядхара (Держатель осознания), Ригдзин Джигме Лингпа (1729-1798) провел два года, выполняя декламацию, а затем получил учения Дзогчен от Ламы Тугчога Цела на Дролтиг Гонгпа Рангдрол. Затем Джигме Лингпа на долгие годы отправился в пещеру недалеко от Самье Чимпу, где постоянно молился Гьялве Лонгченпе.

Во время своего второго трехлетнего ретрита Джигме Лингпа испытал три сияющих видения Лонгченпы. В первом он был благословлен Телом Мудрости Лонгченпы, во втором — его Мудростью Речи, а в третьем — его Мудростью Ума. Его ум и ум Лонгченпы неразрывно соединились, и в одно мгновение он понял все Сутры и Тантры полностью и безошибочно. Подробности этого были хорошо описаны в другом месте, поэтому мы не будем здесь больше говорить о Ригдзине Джигме Лингпе. О нем написан целый том. Его практика и учение остаются нашим главным источником вдохновения в традиции Ньингтиг и сегодня.

Чтобы быстро достичь реализации, необходимо благословение гуру. Это называется Чинлаб Кьи Гьюд, Линия благословений. Мистическая передача ума Джигме Лингпы от Будды Лонгченпы, жившего тремя столетиями ранее, является примером таких волн вдохновения. После этих переживаний сочинения Джигме Лингпы оказались на одном уровне с сочинениями Лонгченпы, хотя сам Джигме Лингпа почти не изучал тексты и комментарии.

Мы также можем обратиться к истории Рабджама Оргьена Чодрака, который был гуру гуру Ньингтиг Джигме Лингпы, Шри Натхи (Рабджам Оргьен Палгон или Лама Палгон). К сожалению, не существует намтара ни одного из этих двух мастеров линии.

УЧЕНИКИ РИГДЗИНА ДЖИГМЕ ЛИНГПА

Как и было предсказано, у Ригдзина Джигме Лингпы было четыре главных просветлённых ученика — так называемые Четыре Джигме (бесстрашные). Это были Джигме Гьялвай Ньюгу, Джигме Тринлей Одзер (первый Додруп Чен), Джигме Нгоцел Тензин и Джигме Кундрол Намгьял. Роды последней пары не получили широкого процветания; теперь они неотличимы от двух основных потоков Лонгчен Ньингтиг, представленных сегодня прямыми потомками Гьялвая Ньюгу и Додруп Чена I.

У знаменитого ученика Гьялвая Ньюгу Дза Патрула Ринпоче (1808-1887) было четыре главных ученика, каждый из которых стал Чодаком (наследником Дхармы) одной из его специальностей - Праджня Парамита, Виная и Абхидхарма, Логика и дебаты и Дзогпа Ченпо. Выдающийся ученик Патрула Ринпоче по имени Ньошул Лунгток Лама Тенпай Ньима был последователем Дзогчен Чодака. Именно его учения линии преемственности стали традицией практики Ньингтиг в монастыре Каток. Ньошул Кхенпо следует традиции Каток . Говорят, что сто тысяч йогов Каток достигли Тела Радужного Света совершенного просветления, практикуя этот конкретный путь.

Монастырь Ньошул в Дерге, Восточный Тибет, был построен последователями Каток Ньошул Лунгтока. Кхенпо Нгаванг Палзанг, преемник Дхармы Ньошула Лунгтока, стал первым настоятелем там. Этот высокореализованный кхенпо, Нгаванг Палзанг, вырастил и обучил тулку Ньошул Лунгтока, Шедрупа Тенпаи Ньима, который позже сменил его на посту главы Ньошул Гомпы. Хотя Ньошул Кхенпо Джамьянг Дордже учился у Кхенпо Нгаванга Палзанга, Шедруп Тенпай Ньима был коренным гуру Ньошул Кхенпо .

У Ньошул Лунгтока, ученика Патрула Ринпоче , было пять выдающихся учеников: двое были лингпами (тертонами), а трое — совершенными Дзогчен Кхенпо. Главным среди них был вышеупомянутый Кхенпо Нгаванг Палзанг, также известный как Кхенпо Нгакга. Он был эманацией Лонгченпы и Вималамитры. Его собрание сочинений состоит из десяти томов, а его тулку в настоящее время жив в Тибете.

Кхенпо Нгакга был коренным учителем Джатрала Ринпоче, Сангьяя Дордже. Нгакга был выдающимся учеником Азома Друкпы, одного из реализованных учеников Джамьянга Кьенце Вангпо, а также преемником Дхармы Ньошул Лунгтока Тенпай Ньимы. Сам Кхьенце Вангпо получил передачу Лонгчен Ньингтиг от Джигме Гьялвая Ньюгу, а также от учеников линии Додруп Чена, так что в этих выдающихся мастерах обе линии слились воедино.

Лераб Лингпа был первым из пяти великих учеников, пришедших в Ньошул Лунгток; он посещал его в течение многих лет. Один из ведущих Каток Кхенпо того времени был настолько впечатлен великой уверенностью Лераба Лингпы в отношении воззрения, медитации и действий Дзогпа Ченпо, которой он достиг без исчерпывающих интеллектуальных исследований, что после этого он тоже стал преданным учеником Ньошул Лунгтока Ламы. Лераб Лингпа рассказал ему, что он достиг своей реализации благодаря уникальному Менгак Ньенгьюд Ченмо (Необычайным устным сущностным наставлениям) Ньошула Лунгтока и Патрула Ринпоче . Когда Лераб Лингпа стал учителем Дзогчена Тринадцатого Далай-ламы, а Джатрал Ринпоче обучал регента Ретинга, который стал его преемником, эта конкретная линия передачи стала еще более известной.

Эта конкретная линия передачи Лонгчен Ньингтик выглядит следующим образом:

Вималамитра и Гуру Ринпоче (8 век)

Гьялва Лонгченпа (1307-1363)

Ригдзин Джигме Лингпа (1729-1791)

Джигме Гьялвай Ньюгу

Патрул Ринпоче (1808-1887)

Нёшул Лунгток Тенпай Ньима

Кхенпо Нгаванг Палзанг (1879-1941)

Нёшул Лунгток Тулку, Шедруп Тенпай Ньима

Ньошул Кхенпо, Джамьянг Дордже (1926–1999)

Ньошул Лунгток Тенпай Ньима считал нёнтри (экспериментальные наставления) учения Ньингтига настолько ценными, что заставил эрудированных лам великого роста, в том числе Джамьянга Лотера Вангпо, Кхенпо Тенпела и других великих кхенпо, долго ждать и обещать по-настоящему практиковать шаг. - шаг за шагом, прежде чем он передал им Трийиг Еше Ламу Джигме Лингпы в соответствии с путем нёнтри, предлагая личные наставления и руководство, основанные на духовном опыте каждого отдельного практикующего. Позже Лотер Вангпо — один из главных гуру Дилго Кхьенце Ринпоче, который передал эти учения Кхьенце Чокьи Лодро и Дилго Кхьенце — отметил на полях текста Трийиг Еше Ламы (который видел Кхенпо Ринпоче ) свой опыт, проходящий через Ригпаи. Цебеб, третье тотальное видение.

ДЖИГМЕ ГЬАЛВАЙ НЬЮГУ

Джигме Гьялвай Ньюгу был прославленным учеником Ригдзина Джигме Лингпы . Он стал коренным гуру Дза Патрула Ринпоче . Он получал учения от Джигме Лингпы , уходил в ретрит и месяцами практиковал в уединенных местах, а затем возвращался к своему просветленному учителю для дальнейших инструкций.

Однажды Джигме Гьялвай Нюгу два или три года практиковал медитацию Дзогчен в пещере Ценронга. Несмотря на тяжелые физические трудности, он постоянно практиковал с радостным усердием. Однажды, после дневного сеанса медитации, он вышел из пещеры и посмотрел на небо, которое было ярко-голубым с одним огромным белым облаком. У него было ощущение, что его лама Ригдзин Джигме Лингпа и все гуру линии преемственности находились в этом облаке. Молясь им с горячей преданностью, он потерял сознание.

В тот момент, когда он пришел в себя, его ум и ум гуру смешались, и он осознал ригпай нелуг, естественное изначальное состояние изначального осознания. Это произошло благодаря его без колебаний и преданной молитве, благословениям линии преемственности и интенсивной практике, которой он занимался. Таким образом, он осознал абсолютную природу ума и всех вещей. Для достижения реализации необходимы эти три духовных фактора: преданность, благословения и практика осознанности. Этого невозможно достичь простым изучением и анализом.

В тот самый момент ум Гьялвая Ньюгу смешался с разумом гуру, Дхармакайей, и он осознал Чони Кьи Гонг, абсолютную реализацию Дхармадхату или ум Будды. Это была ньямшак, медитация. В период дже тхоб (после медитации) сила его мудрости чрезвычайно развилась, и он спонтанно понял все учения Дхармы Будды, даже не будучи обученным.

Когда Гьялвай Ньюгу достиг реализации, он решил спуститься из горной пещеры, где медитировал, чтобы навестить своего ламу. Он находился там самым строгим образом, как неизвестный йог без покровителя и помощников, без снабжения и связи с кем-либо, как обычный никому не известный горный отшельник. Позже Джигме Лингпа назвал его Джигме Гьялвай Ньюгу, Бесстрашным сыном Джинов (Победителей, что означает Будды), в знак признания его достижений; но в это время он был совершенно неизвестен и одинок. Он решил остаться в ретрите, медитируя на этой горе, пока либо не достигнет пробуждения, либо не умрет при попытке. Он достиг реализации, выполнив таким образом свой обет.

Когда он решил спуститься с горы, он был в ужасном физическом состоянии. На полпути он упал. Он подумал: «Я достиг совершенства, но теперь я не могу приносить пользу существам. Я просто умру здесь один, в этой пустыне, но это нормально». Затем он от всей души помолился Джигме Лингпе, чтобы он смог реализовать цели и чаяния других и себя.

В конце концов появились два свирепых дикаря с перьями в волосах, неся кукурузу и мясо. Ему дали еды, и через несколько дней он восстановил свои силы. Затем он продолжил путь, пока не достиг нескольких деревень, где мог найти убежище. Когда он, наконец, достиг Джигме Лингпы , лама рассказал ему, что это были два защитника Дхармы этого места (Цари), которые были эманациями Шингьёнга и его супруги, входивших в свиту Гонпо Махакалы, которые явились в облике двух диких людей, чтобы защитить его и дать ему еду. Ригдзин Джигме Лингпа сказал Гьялваю Ньюгу, что он достиг уровня трекчода Чони Зайсар (не то же самое, что Чони Зайсар тогала), высшего уровня трекчода, осознав истинную природу изначального осознания. После этого Джигме Лингпа даровал ему имя Джигме Гьялвай Ньюгу, в соответствии с полученным Джигме Лингпа предсказанием о том, что у него будет четыре великих ученика по имени Джигме.

Джигме Гьялвай Ньюгу был родом из Кхама. Он покинул свои родные места много лет назад и провел много лет, практикуя и получая учения в окрестностях Лхасы и Цари. После великого пробуждения Гьялвая Ньюгу Джигме Лингпа посоветовал ему вернуться в Кхам и медитировать на горе Трамолунг, горе, имеющей форму Медноцветной горы Зангдок Палри, добавив, что это принесет пользу многим людям. В соответствии с указаниями своего хозяина Гьялвай Ньюгу отправился в Трамолунг.

Он покинул Кхам так давно, что никто не узнал его и не знал о нем. Он был один, просто нес сумку на плече, когда прибыл на гору на севере Дерге. Оно было совершенно необитаемо, без людей и животных, с скудной растительностью. Летом кочевники загоняли туда стада, но остальную часть года они жили дальше на север, на более низких высотах.

Когда он прибыл, кочевники уже уходили. У него не было припасов и крова, но он последовал приказу своего гуру и остался в пещере, которую случайно обнаружил. Условия жизни были чрезвычайно тяжелыми, но он решил, что лучше умрет там, чем не сможет выполнить волю своего всеведущего гуру. Так он и существовал, медитируя большую часть времени и собирая любую траву и кустарники, кот