Найти тему
Торжество православия

Может ли петь в хоре человек хоть и талантливый, но при этом неверующий

Традиция Православной Церкви – возносить молитвы Богу произнесенной повышенной речью, называемой священным пением. Важно понимать, что литургическая музыка не является дополнением к молитве. Скорее, именно так мы молимся в церкви, когда собираемся вместе как Народ Божий.

Святитель Серафим Соболев советовал: «Не участвуй ни в каких клеветах, доносах и злословиях. Вину тех, кого осуждаешь и обвиняешь, берешь на себя. Ни за что на свете не занимайся…». Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение слов святителя, https://t.me/molitvaikona/11286 .

Эта традиция поклонения пению в своей основе является библейской. Как для людей Ветхого Завета, так и для людей Нового, поклонение означает сначала собраться группой, а затем воспевать хвалу одними устами и одним сердцем. Фактически, более двух третей Библии сформулированы таким образом, что она явно предназначена для пения. Особенно Книга Псалмов, важнейший молитвенник Церкви, по своей сути есть песенник. Православная музыка развилась из пения псалмов и библейских од сначала как простые отклики и припевы, а затем развилась в тропари, кондаки и строфические гимны на эти библейские стихи.

Слово антифон в наших молитвенниках описывает, как первоначально народ разделился на две части и пел стихи псалма взад и вперед, с одной стороны на другую. Наши литургические тексты показывают, что собрание отвечает своего рода песней на все, что поет епископ, священник, диакон или кантор. Святой Иустин Философ в 150 году нашей эры обращает особое внимание на то, как люди поют «Аминь», как свое согласие на великую Евхаристическую Молитву. Святой Августин размышляет о православной традиции IV века, когда замечает: ...воистину, бывает ли время, когда собравшиеся верующие не поют? Поистине, я не вижу ничего лучшего, ничего более полезного и святого, что они могли бы сделать.

Из самой ранней традиции мы можем видеть, что хоры возникли позже. Однако хоры никогда не предназначались для полной замены голоса людей во время богослужения. Мало того, что песнопения и музыка должны помочь людям сделать молитву своей, но, очевидно, где-то на каждом православном богослужении сам народ должен принимать какое-то участие в пении.

-2

Поначалу церковные мелодии, вероятно, были очень простыми, напоминая ритмичную песенную речь, следуя естественным интонациям и нюансам словосочетаний. Начиная с иврита и эллинизма, мелодические ядра, образцы и формулы расширялись, обогащались и развивались в соответствии с местными обычаями конкретных культур, ставших православными. Каждая православная национальность адаптировала вербо-мелодические модели к естественным ритмичным и мелодичным звукам своего уникального языка и культуры.

Однако в этом процессе поглощения и создания собственной богослужебной музыки не делает священное пение одной православной культуры неузнаваемым для другой. Во всем православном священном пении есть элементы древние, универсальные и постоянные. Эти знакомые элементы особенно часто встречаются в том, что мы называем каноническим пением.

Русская православная церковная музыка имеет свое особенно уникальное развитие. Византийская музыка остается в основном одноголосной (однострочное пение в унисон). Но парт-пение появилось в Львове и уже в XV веке начало распространяться на юге России и на Украине. Отсюда мы можем проследить ранние эксперименты с гармонизацией, а в 17 веке влияние киевских школ гармонии на Москву. При императорском дворе начали создавать своего рода хоры, хотя они пели небольшими группами и состояли только из певцов-мужчин.

Именно Петр Великий в XVIII веке основал Императорский хор. Движение за внедрение западноевропейской гармонизации и хорального стиля распространилось очень быстро, положив начало новому периоду концертного хорового пения. Бортнянский, находящийся под покровительством Екатерины Великой, до сих пор остается лучшим образцом композиторов-дирижеров и их церковных хоров хоровой традиции.

К началу ХХ века среди церковных музыкантов уже существовал большой интерес к возвращению к традиционным корням канонических песнопений. Среди них особенно выделяется Кастальский. Хотя хоровые композиции и хоровое пение остаются популярными, и по сей день, среди серьезных исследователей церковной музыки священное пение все больше и больше рассматривается как дисциплина литургического богословия, а не просто как музыкальное искусство.

Это особенно верно в Америке, поскольку мы принимаем на себя ответственность за православную инкультурацию новой земли, нового языка и нового народа. Когда мы пытаемся найти свой собственный стиль в ответ на новые нужды и ситуации (особенно в небольших миссиях), прежде всего мы стремимся быть привязанными к великой Традиции.

-3

Однако эта великая Традиция не настаивает ни на жестком формализме, ни на возврате к гипотетически более примитивной практике. В православной культуре есть место, как хоровому пению, так и общинному участию, древним песнопениям и знакомым гармоническим произведениям.

Но может ли петь в хоре человек хоть и талантливый, но при этом неверующий?

Схиигумен Савва (Остапенко) говорил: «Господь терпит нас. Да, да! Мучается, задыхается, но терпит. Всякий грех, как гвоздь, как удар молота, вторично пригвождает Его ко Кресту, увеличивает страдания, но Он терпит, Он любит...Он ждет, когда…». Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение слов схиигумена, https://t.me/molitvaikona/11618.

Своими рассуждениями на эту тему делится один воцерковлённый христианин:

«...Не так давно я присутствовал на одном богослужении, и там моё внимание привлекла юная девушка-регент, руководившая церковным хором. Она была нарядно и ярко одета, постоянно заглядывала в свой смартфон, и, беседуя с коллегами по хору, весело и беззаботно смеялась. Я посещал этот храм в первый раз, и, признаюсь, подобная манера поведения регента меня поразила и даже возмутила.

Однако же, как мы знаем, негоже в чужой монастырь со своим уставом соваться - через некоторое время понял, что, вместо того чтобы пристально наблюдать за той девушкой, я должен был сосредоточиться на молитвах и службе».

Регент Людмила Лосева разъясняет: «Приглашение людей без музыкального образования, но с талантом к пению в хоре – распространенное явление, потому что не всякий музыкант возьмется за работу, где часто нужно петь «с листка». Регент оценивает вокальные способности человека, и потом он беседует с батюшкой, который благословляет его на дальнейшую работу в хоре».

Пение
3339 интересуются