Сегодня одному из ведущих предприятий двигателестроительной отрасли - ОДК-Пермские моторы исполняется 90 лет. Здесь производят авиадвигатели семейства ПС-90А и первый созданный в современной России двигатель ПД-14.
О достижениях ОДК-Пермские моторы, снискавших ему славу одного из лучших двигателестроительных предприятий страны в нашем материале.
История предприятия началась в 1934 году, когда 1 июня на Пермском моторном заводе был создан и испытан первый авиационный двигатель М-25, произведенный по американской лицензии. Завод стал опорой для страны в годы Великой Отечественной войны, и успешно продолжил работу в современной России.
Сейчас ОДК-Пермские моторы - один из лидеров авиационного и промышленного двигателестроения в стране и входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха. Двигателестроители в своей работе придерживаются принципа: «Тот, кто смотрит в небо, должен твердо стоять на земле». Для этого здесь закладывают новые цеха и открывают рабочие места.
Легендарные конструкторы авиадвигателей
В плеяду легендарных конструкторов входит меньше десятка имен, и предприятие ОДК-Пермские моторы может по праву гордится своей историей - здесь трудились два выдающихся создателя авиационных двигателей – Аркадий Швецов и Павел Соловьев.
В 1930-1950-е годы здесь разрабатывались моторы под руководством конструктора Аркадия Швецова. Эти двигатели использовались в истребителях и бомбардировщиках Великой Отечественной войны, таких как И-15, И-16, Ла-5, Ла-7, Су-2 и Ту-2. За годы войны в Перми было произведено более 30 тысяч авиадвигателей.
С 1950-х годов начинается эпоха турбореактивных силовых установок Павла Соловьева. Этот выдающийся конструктор, проработавший всю жизнь в ОКБ-19 (сейчас ОДК-Авиадвигатель), стал основоположником газотурбинного двигателестроения в СССР и создал пермскую конструкторскую школу.
В 1960 году под руководством Павла Соловьева был разработан первый в стране двухконтурный турбореактивный двигатель Д-20П для самолета Ту-124. В дальнейшем в Перми были созданы надежные двигатели Д-30 для Ту-134. К 1980-м годам более 60% всех гражданских авиаперевозок осуществлялись на самолетах с пермскими двигателями.
Двигатель 4-го поколения ПС-90А, разработанный в начале 1990-х годов, стал главным достижением Павла Соловьева. Эти двигатели используются на самолетах Ил-96-300/400, Ил-76МД/ТД-90, Ту-204/214. Именно ПС-90А позволил российской авиации на рубеже веков успешно конкурировать на мировом рынке.
Также в 1990-е годы пермские двигателестроители разработали и внедрили в серийное производство газотурбинные установки для энергетики и транспортировки газа. Оборудование пермского конструкторского бюро участвует в таких значимых проектах, как «Сила Сибири» и «Ямал».
ОДК-Пермские моторы сейчас
Сейчас завод ОДК-Пермские моторы вместе с ОДК-Авиадвигатель входит в комплекс «Пермские моторы» и является частью Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха.
«Пермские моторы» специализируется на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для гражданской авиации, промышленных газотурбинных установок и электростанций на базе авиационных технологий.
Пермь стала родиной одного из самых значимых проектов российского двигателестроения последних лет − двигателя ПД-14 для среднемагистрального пассажирского самолета МС-21-310.
ОДК-Пермские моторы − участник программы по созданию двигателя ПД-8. На предприятии освоили изготовление камеры сгорания и турбины высокого давления. В 2023 году пермяки произвели комплекты материальной части для инженерных и сертификационных испытаний на стендах рыбинского предприятия ОДК-Сатурн и ЦИАМ им. Баранова, а также на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.
Кроме того, пермские конструкторы впервые в истории отечественного авиадвигателестроения разрабатывают семейство двигателей большой тяги ПД-35. С их появлением Россия вновь выйдет на рынок пассажирской и транспортной широкофюзеляжной дальнемагистральной авиации. Сейчас на ОДК-Пермские моторы начата работа по подготовке к серийному производству ПД-35.
Большая работа и ведется по созданию прорывных технологий для производства перспективных двигателей.
На предприятии в рамках Комплексной программы развития гражданской авиации до 2030 года реализуются проекты развития производственных мощностей. И сегодня перед заводом стоят сложные задачи. Прежде всего, необходимо значительно нарастить объем изготовления авиационных двигателей и сохранить уровень производства продукции промышленного назначения.
Пермские моторостроители не раз доказывали, что способны давать стране лучшие двигатели, смогут и в дальнейшем решить все поставленные задачи.