Во всех существующих религиях есть определенные образы и символы, несущие сакральный смысл. В христианстве образы запечатлеваются на иконах, а у мусульман в шамаилях.
Шамаиль — это жанр изобразительного религиозного искусства. Он представляет собой настенное панно с каллиграфически исполненными кораническими текстами, символико-сюжетными, видовыми (святые места, мечети и др.) и орнаментальными изображениями.
Традиционно шамаили размещаются в интерьерах мечетей и жилых домов, на стенах или над дверными проемами. Они предназначены для украшения жилища мусульман, укрепления их в благочестии, а также мог служить оберегом.
В сознании верующего шамаиль является сакральным предметом, который связан с исламом, с верой в Бога. И в то же время шамаиль является творением мусульманской каллиграфии, в котором написание и оформление текста приобретает эстетические свойства, представляет мастерство художника-каллиграфа.
Корабль Нуха (библейского Ноя) является одним из ярких образов в шамаилях. Нух относится к самым почитаемым в исламе пророкам и посланникам Аллаха, которые предшествовали последнему пророку Мухаммаду. Согласно Писанию, Нух по повелению Аллаха стал проповедовать поклонявшемуся идолам народу веру в единого и единственного Бога. Однако люди не хотели его слушать, считали безумцем, грозили побить камнями. Тогда Нух обратился за помощью к Аллаху, и Бог наказал неверных. Чтобы спасти от кары Нуха, Бог приказал ему: «Воздвигни ковчег у нас на глазах». (Коран 11:37).
На выставке «Текст и образ. Неисчерпаемый мир исламского шамаиля в памятниках культурного наследия и творениях современных художников» в Музее-заповеднике «Остров-град Свияжск» можно увидеть печатный шамаиль из собрания Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КФУ «Второй ковчег Нуха (Ноя). Да будет мир над ним».
К особой группе относятся шамаили, связанные с народным исламом, с комментариями по практическому использованию сакральных слов и выражений. Согласно народным верованиям, особыми магическими свойствами обладали имена семи юношей из города Эфеса, «обитателей пещеры». Эта легенда о смирении и терпении в трудных обстоятельствах пользовалась большой популярностью. Имена семи юношей изображались в форме ковчега — символа спасения.
Ученый-востоковед Н.Ф. Катанов описал сюжет этого шамаиля следующим образом:
«Внутри этой таблицы, в виде корабля с парусами, большими буквами по-арабски написаны имена семи эфесских отроков и их верного спутника – пса Кытмира. Внизу приведена история нечестивого царя Декия (Дакиануса) и отроков, бежавших от него в пещеру; история эта распространена по всему миру, и христианскому, и мусульманскому. Имена отроков и другие, встречающиеся в истории о них, по большей части искажены до неузнаваемости. Отроки спали в пещере 300 лет или 309; они спят там донынe, и проснутся в день всеобщего воскресения мертвых. По углам в кружках помещены имена: Господа, Мухаммада, халифов – Абубекра, Омара, Османа и Алия, Гасана и Гусейна. По бокам таблицы – обращение к Богу с просьбою о введении в двери рая».
На выставке в Свияжске вы также сможете увидеть работу современной художницы, которая отражает легенду о семи юношах.
Наверху надпись: «Бисмилла»: «С именем Аллаха Милостивого и Милосердного». Корпус ковчега и снасти образованы из имен «обитателей пещеры.» Это Йамлих / Ямлих (на носу корабля), Максилмин, Маслин, Марнуш, Дабарнуш, Шазнуш, Кефаштатиуш (корма корабля). На парусе (ближе к носу корабля) написана благочестивая формула: «Тебе (т.е. Аллаху) принадлежит высшая власть». На парусе у кормы написан первый аят суры «Фатх»: «Мы даровали тебе явную Победу». На правом флаге написана Шахада: «Аллах Один и Един». На левом флаге: «Так пожелал Аллах (Ма Ша Аллах)».
Корабль – узнаваемый и многозначный символ, основанный на образе Ноева Ковчега. Смысловое значение данного образа: у каждого человека свое. Ноев ковчег – Вера, которая помогает верующему пройти путь жизни, находить в себе силы пережить возможные проблемы и неудачи.
Выставка «Текст и образ. Неисчерпаемый мир исламского шамаиля в памятниках культурного наследия и творениях современных художников» посвящена высокому мастерству исламской каллиграфии и замечательному феномену мусульманской культуры – шамаилю, которые органично связаны между собой. Экспозиция подготовлена в рамках культурной программы XV Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KAZANFORUM». Подробнее о выставке на сайте музея-заповедника.