Найти в Дзене

IX Петербургский парад ретро-транспорта. Часть Четвертая. Обзор колонны легковых автомобилей (отечественные)

Несмотря на то, что основной акцент на транспортном фестивале всегда делается на коммерческий и пассажирский транспорт, самой распространенной группой участников являются легковые автомобили. Здесь вам легковушки на любой вкус: европейская классика, американские масл-кары и внедорожники, японские спорт-кары и седаны, отечественные автомобили. Последние, ввиду места проведения мероприятия, разумеется представлены в наибольшем многообразии. О них и пойдет речь в данном материале. Всем привет, на линии вновь @Troll&Bus! Надеюсь, что за неделю наши читатели успели отойти от восьмисерийного обзора на электромобиль. Мы даже умудрились получить некоторую волну возмущения из-за того, что контент не соответствует нашей тематике. Но с этой статьей мы постараемся исправиться, ведь ее темой будут ретро-автомобили. И не просто ретро-автомобили, а милые нашему сердцу "Жигули", "Волги", "Москвичи" и другие представители советской и постсоветской эпох нашей страны. Заранее извиняюсь перед любителями с
Оглавление
Несмотря на то, что основной акцент на транспортном фестивале всегда делается на коммерческий и пассажирский транспорт, самой распространенной группой участников являются легковые автомобили. Здесь вам легковушки на любой вкус: европейская классика, американские масл-кары и внедорожники, японские спорт-кары и седаны, отечественные автомобили. Последние, ввиду места проведения мероприятия, разумеется представлены в наибольшем многообразии. О них и пойдет речь в данном материале.

Всем привет, на линии вновь @Troll&Bus! Надеюсь, что за неделю наши читатели успели отойти от восьмисерийного обзора на электромобиль. Мы даже умудрились получить некоторую волну возмущения из-за того, что контент не соответствует нашей тематике. Но с этой статьей мы постараемся исправиться, ведь ее темой будут ретро-автомобили. И не просто ретро-автомобили, а милые нашему сердцу "Жигули", "Волги", "Москвичи" и другие представители советской и постсоветской эпох нашей страны.

Заранее извиняюсь перед любителями советской классики в том, что не охватил в полной мере все интересные экземпляры на выставке. На это у меня банально не охватило времени и сил. Но как и в прошлых статьях, у меня найдется для вас ряд красивых кадров и небольшая историческая справка к ним.

ВАЗ

Волжский автомобильный завод был основан в 1966 году. Появился он благодаря сотрудничеству автомобильного концерна FIAT и советского руководства. Само сотрудничество продлилось не слишком долго, но позволило заводу стать одним из крупнейших производителей легковых автомобилей в Восточной Европе. Сейчас у завода обширная линейка автомобилей, большая часть из которых, увы, построены на платформах, созданных еще в СССР. Впрочем, имеются в линейке АвтоВАЗа и современные модели, вроде LADA Vesta. А на ПМЭФ-2024 и вовсе представили LADA Iskra на абсолютно новой для завода платформе.

-2

Однако, отойдем от дел нынешних и вернемся в прошлое. Первым автомобилем завода стал автомобиль ВАЗ-2101, он же "Копейка", вставший на конвейер в 1970 году. На ретро-параде было представлено аж 27 экземпляров этой модели, включая модификации 21011 и 21013, а также универсал ВАЗ-2102.

-3
-4
-5

ВАЗ-2101 1976 года выпуска. В данном автомобиле установлен двигатель 1.2 литра мощностью в 59 л.с. Автомобиль был куплен энтузиастом у дедушки, который был единственном хозяином этого автомобиля и очень ухаживал за ним. Удачное приобретение!

В народе к ВАЗ-2101 в разное время «приклеились» два прозвища: сначала — «единичка», а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной — «копейка»
В народе к ВАЗ-2101 в разное время «приклеились» два прозвища: сначала — «единичка», а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной — «копейка»

ВАЗ-2101 1980 года выпуска. Автомобиль вживую выглядел очень приятно. А ведь в 2018 году он продавался всего за 70 тысяч рублей. Спустя годы автомобиль однозначно прибавил в ценности. Даже с учетом инфляции.

Наименование "Жигули" берёт начало от названия местности Жигулёвские горы — возвышенности на правом берегу Волги, расположенной напротив города Тольятти, в котором и производился автомобиль.
Наименование "Жигули" берёт начало от названия местности Жигулёвские горы — возвышенности на правом берегу Волги, расположенной напротив города Тольятти, в котором и производился автомобиль.

ВАЗ-2102 1985 года выпуска. Это один из поздних автомобилей (выпускались "Двойки" с 1971 по 1986 год).

"Двойка" является лицензионной версией Fiat 124 Familiare, с многочисленными отличиями, аналогичными базовой модели ВАЗ-2101. Всего было выпущено 666 989 таких универсалов.
"Двойка" является лицензионной версией Fiat 124 Familiare, с многочисленными отличиями, аналогичными базовой модели ВАЗ-2101. Всего было выпущено 666 989 таких универсалов.

Помимо "Копеек" были и более поздние модели "Жигулей". А именно:

  • пять ВАЗ-2103
  • один ВАЗ-2104
  • четыре ВАЗ-2105
  • одиннадцать ВАЗ-2106
  • один ВАЗ-2107

Самым интересным среди них был спортивный автомобиль ВАЗ-2105 VFTS, но она, к сожалению, так и не попала в объектив моего фотоаппарата. Зато попало кое-что другое...

Светофор из "Жигулей"
Светофор из "Жигулей"

Никак не мог пройти мимо автомобиля на фото ниже. Это LADA 2105 1984 года выпуска в экспортном исполнении, о чем говорят противотуманные фары в решетке радиатора, литые диски "Melber Turbo", передний фартук и деколи на кузове. Для какого именно рынка был предназначен этот автомобиль, я выяснить не смог.

Экспортные версии Lada имели множество опций, которые было невозможно увидеть на машинах для советского рынка.
Экспортные версии Lada имели множество опций, которые было невозможно увидеть на машинах для советского рынка.

Если еще несколько лет назад семейство автомобилей Лада "Спутник" или, как их называли в народе, "Зубило" было представлено на ретро-параде одним-двумя экземплярами, то в этом году их было аж пять. Среди них вот такая замечательная ВАЗ-2108 1989 года выпуска темно-коричневого цвета.

Первый прототип ВАЗ-2108 был готов в конце 1978 года, а в феврале 1979-го начались его лабораторные испытания. Некоторые узлы и агрегаты ВАЗ-2108 разрабатывались совместно с западными компаниями Porsche и UTS
Первый прототип ВАЗ-2108 был готов в конце 1978 года, а в феврале 1979-го начались его лабораторные испытания. Некоторые узлы и агрегаты ВАЗ-2108 разрабатывались совместно с западными компаниями Porsche и UTS

Лично мне всегда нравились формы кузова первого переднеприводного хэтчбека от АвтоВАЗа. Более того, я считаю эти автомобили интересными и в том, что касается ездовых качеств. У "Восьмерок" отличный отклик на педаль газа, хорошая управляемость, прозрачные реакции на руле. По этим параметрам их вполне можно было сравнить с лучшими европейскими хэтчбеками 80-х годов. Глядя на что был способен АвтоВАЗ в те годы, становится немного грустно за нынешнее положение дел.

Интересный факт: в советское время и в девяностые "Девятка" считалась престижнее "Восьмерки", поскольку имела пятидверный кузов. Спустя десятилетия ситуация изменилась и живые "Восьмерки" ценятся выше "Девяток"
Интересный факт: в советское время и в девяностые "Девятка" считалась престижнее "Восьмерки", поскольку имела пятидверный кузов. Спустя десятилетия ситуация изменилась и живые "Восьмерки" ценятся выше "Девяток"

Еще одна "Восьмерка", которая привлекла мое внимание - это открытая модификация ВАЗ-21081 "Кабрио" 1991 года выпуска. Также этот автомобиль известен под названием LADA Samara Fun. По правде говоря, это не совсем отечественное авто, ведь выпускались кабриолеты на базе ВАЗ-2108 немецким импортером Deutsche Lada Automobil.

Lada Samara Fun – это не совсем кабриолет, здесь можно наблюдать кузов ландо – задняя часть крыши отсутствует. Создан этот автомобиль был совместно с компанией Bohse
Lada Samara Fun – это не совсем кабриолет, здесь можно наблюдать кузов ландо – задняя часть крыши отсутствует. Создан этот автомобиль был совместно с компанией Bohse

Автомобиль на следующем фото по моему скромному мнению был одним из самых интересных экземпляров на параде ретро-транспорта. Эта, на первый взгляд, обычная "Десятка" в обвесе является уникальным автомобилем ВАЗ-21106, созданным для омологации гоночного автомобиля в соответствии с международным регламентом. Выпускались эти автомобили с 1996 по 2008 год (причем производство кузовов для «сто шестой» завершилось ещё в 1998 году). За это время выпустили лишь около 300 седанов и 18 купе этой модели.

Автомобили ранней генерации оснащались двигателем Opel С20ХЕ мощностью 150 л.с., задними дисковыми тормозами, амортизаторами фирмы Koni и гидроусилителем рулевого управления фирмы ZF. Кроме того, по желанию клиента автомобиль комплектовался кондиционером и спортивным салоном. Такой вариант выпускался до 2000 года. Позже пошли упрощенные версии с двигателем C20LES, задними барабанными тормозами и амортизаторами "Торгмаш".
Автомобили ранней генерации оснащались двигателем Opel С20ХЕ мощностью 150 л.с., задними дисковыми тормозами, амортизаторами фирмы Koni и гидроусилителем рулевого управления фирмы ZF. Кроме того, по желанию клиента автомобиль комплектовался кондиционером и спортивным салоном. Такой вариант выпускался до 2000 года. Позже пошли упрощенные версии с двигателем C20LES, задними барабанными тормозами и амортизаторами "Торгмаш".

У ВАЗ-21106 имеется довольно много визуальных отличий от "Десятки", таких как: расширенная колея, обвес, задний спойлер, широкие пластиковые крылья и литые диски. Но главное отличие у "Сто шестой" находится под капотом.

Впервые автомобиль дебютировал в 1996 году на выставке МИМС-96. Это было купе ярко-желтого цвета с двигателем C20XE, получившее прозвище "Желтая Акула".
Впервые автомобиль дебютировал в 1996 году на выставке МИМС-96. Это было купе ярко-желтого цвета с двигателем C20XE, получившее прозвище "Желтая Акула".

Да-да, вам не показалось. Под мотором этой "Десятки" спрятался двигатель Opel C20XE. Этот агрегат имеет объем 2 литра и мощность 150 л.с. Он появился еще в конце 80-х и устанавливался в такие модели Opel, как Kadett, Vectra и Calibra. С таким мотором и пятиступенчатой МКПП производства ZF "Десятка" могла разменивать сотню менее чем за 10 секунд и разгоняться свыше 200 км/ч. По тем временам немыслимая динамика для автомобилей из Тольятти. Более того, даже на сегодняшний день у АвтоВАЗа нет в линейке автомобиля, способного превзойти динамические показатели ВАЗ-21106.

Этот двигатель можно было встретить, например, в заряженном хэтчбеке Opel Kadett GSi, который являлся прямым конкурентом VW Golf GTi 16V
Этот двигатель можно было встретить, например, в заряженном хэтчбеке Opel Kadett GSi, который являлся прямым конкурентом VW Golf GTi 16V

Данный экземпляр в цвете "Папирус" был выпущен в 1999 году и находится в отличном состоянии. Его вы, кстати, могли видеть на одном из тестов журнала "Авторевю". Там его сравнивали с новой на тот момент LADA Vesta Sport. И в том, что касается динамики, старичок оставил новичка позади.

ГАЗ

"Издалека долго ехала черная "Волга" пели "Сплин". На параде ретро-транспорта же долго ехала колонна этих самых "Волг". Еще бы, ведь в ней было аж 35 машин. Из них 24 автомобиля являлись самой первой "Волгой" - ГАЗ-21.

В нашей стране "21-я" уже достаточно давно обрела культовый статус, так что неудивительно, что такие автомобили можно увидеть в больших количествах на различных мероприятиях посвященных ретро-автомобилям. В последние годы, благодаря культу вокруг этого автомобиля, возник определенный ажиотаж на автомобильном рынке. На сегодняшний день цены на хороший экземпляр "21-й" могут достигать восьми миллионов рублей! Для автомобиля, который еще пятнадцать лет назад был интересен исключительно автоэнтузиастам и музеям, это крайне внушительная сумма.

ГАЗ-21 "Волга" 1967 года выпуска. Это автомобиль самой распространенной третьей серии, прозванной в народе "китовый ус", из-за характерной формы решетки радиатора. Данный экземпляр особенно выделяется благодаря двухцветной окраске кузова.

За 14 лет производства было выпущено 638 875 автомобилей всех серий. Автомобили третьей серии были самыми многочисленными их выпустили около 470 тысяч единиц.
За 14 лет производства было выпущено 638 875 автомобилей всех серий. Автомобили третьей серии были самыми многочисленными их выпустили около 470 тысяч единиц.

ГАЗ-21 "Волга" 1960 года выпуска. Автомобиль второй серии красивого цвета морской волны. Обратите внимание на госномера. Такую серию выдавали в Ленинграде в 1964 и 1965 годах. Это говорит о том, что эти номера сохранились еще с тех времен, когда автомобиль был новым. Или же о том, что хозяин "Волги" позаботился об аутентичности облика и приобрел советские номера из той же эпохи, когда был выпущен автомобиль.

"Волги" второй серии получили прозвище "Акулья пасть". Их выпускали всего несколько лет, с 1959 по 1962 год. За это время вышло около 140 тысяч экземпляров.
"Волги" второй серии получили прозвище "Акулья пасть". Их выпускали всего несколько лет, с 1959 по 1962 год. За это время вышло около 140 тысяч экземпляров.

ГАЗ-21 "Волга" 1960 года выпуска. Еще одна "Двадцать первая" второй серии и даже такого же года выпуска, но уже в двухцветной красно-белой окраске.

На Пекинском автозаводе (КНР) на основе документации на «Волгу» ГАЗ-21 был создан свой вариант под названием Dongfanghong BJ760. С 1959 по 1969 год было выпущено не более 600 таких автомобилей.
На Пекинском автозаводе (КНР) на основе документации на «Волгу» ГАЗ-21 был создан свой вариант под названием Dongfanghong BJ760. С 1959 по 1969 год было выпущено не более 600 таких автомобилей.

В этом году я практически не снимал "Волги" следующего поколения, а именно ГАЗ-24, хотя в прошлые годы они регулярно попадали ко мне в объектив. Тем не менее, один снимок отрыть мне удалось. На нем изображена ГАЗ-24 "Волга" 1977 года выпуска. Данный автомобиль не участвовал в самом ретро-параде, однако принял участие в мероприятии "Ралли Ленинград", проходившем в рамках транспортного фестиваля. Его можно было увидеть только за Михайловским замком на набережной реки Фонтанки.

"24-я" вышла тиражом в 2.5 раза превышающим тираж ГАЗ-21. Всего с 1968 по 1992 год был выпущен 1 481 561 экземпляр ГАЗ-24 всех модификаций, включая ГАЗ-24-10. Это была самая массовая легковая модель в истории завода.
"24-я" вышла тиражом в 2.5 раза превышающим тираж ГАЗ-21. Всего с 1968 по 1992 год был выпущен 1 481 561 экземпляр ГАЗ-24 всех модификаций, включая ГАЗ-24-10. Это была самая массовая легковая модель в истории завода.

"Москвич"

Когда-то это был главный производитель народных легковых автомобилей в СССР. Но уже в 80-х завод имел большие проблемы с модернизацией линейки своих автомобилей. В 90-е годы заводу пришлось еще тяжелее. А 00-е он и вовсе не смог пережить. Сейчас имя "Москвич" вновь возраждено. Под ним выпускаются китайские автомобили JAC JS4 и JAC Sehol A5 Plus. Но, разумеется, никакого отношения к славной истории завода они не имеют.

На ретро-параде же можно было посмотреть на настоящие "Москвичи", которые когда-то считались гордостью советского автопрома и весьма успешно шли на экспорт в другие страны. Я отснял лишь несколько автомобилей, но, что характерно, трех разных поколений.

Москвич-407 1959 года выпуска. Этот бело-зеленый красавец представляет собой модернизацию первого самостоятельного автомобиля завода МЗМА и второго автомобиля в его истории - Москвич-402. Отличался "407-й" от "402-го" верхнеклапанным двигателем и улучшенной отделкой.

Новый нижневальный двигатель модели "407" по сути представлял собой глубокую модернизацию двигателя, устанавливающегося в довоенный Opel Kadett. При этом был увеличен рабочий объём, спроектирована полностью с нуля алюминиевая головка блока с верхним расположением клапанов, что позволило повысить мощность до 45 л. с. при рабочем объёме 1 358 см³.
Новый нижневальный двигатель модели "407" по сути представлял собой глубокую модернизацию двигателя, устанавливающегося в довоенный Opel Kadett. При этом был увеличен рабочий объём, спроектирована полностью с нуля алюминиевая головка блока с верхним расположением клапанов, что позволило повысить мощность до 45 л. с. при рабочем объёме 1 358 см³.

Москвич-2140 1976 года выпуска. Этот автомобиль первых годов выпуска (2140 начали собирать с 1975 года) является модификацией легендарного "412-го". Он оснащен двигателем 1.5 литра мощностью 75 л.с. Этот двигатель позволял "Москвичу" иметь достаточно неплохую динамику по мерках середины 70-х годов.

Появление модели 2140 было вынужденным. Причиной являлся тот факт, что 412 быстро устаревал, а новые перспективные модели серии С не были готовы к серийному производству (которого по итогу так и не случилось).
Появление модели 2140 было вынужденным. Причиной являлся тот факт, что 412 быстро устаревал, а новые перспективные модели серии С не были готовы к серийному производству (которого по итогу так и не случилось).

Москвич-2142 "Князь Владимир". Москвич-2141 должен был стать первым переднеприводным автомобилем завода и, наконец, вытащить его из тяжелого кризиса. Но в 1991 году не стало СССР и все надежды рассыпались в прах. В попытках как-то пережить 90-е, на заводе АЗЛК начали делать весьма странные автомобили на основе модели "2141". Один из них вы можете видеть на фото ниже. Это Москвич-2142 с удлиненной колесной базой, получивший прозвище "Князь Владимир". Эта модель появилась вместо обычного седана на базе Москвич-2141 и метила в премиальный сегмент. Но ничем, кроме простора для задних пассажиров автомобиль похвастать она не могла. Низкий уровень технологичности производства и ужасное качество сборки похоронили эту модель еще на стадии запуска на конвейер. С 1997 по 2001 год кое-как удалось продать 1302 экземпляра этих автомобилей, после чего конвейер завода был навсегда остановлен.

Нужно отметить, что это был далеко не самый сомнительный автомобиль завода "Москвич" тех лет. Достаточно вспомнить "люксовые" модели "Иван Калита" и "Дуэт".
Нужно отметить, что это был далеко не самый сомнительный автомобиль завода "Москвич" тех лет. Достаточно вспомнить "люксовые" модели "Иван Калита" и "Дуэт".

Прочие

Напоследок хотелось бы упомянуть еще несколько не менее легендарных автомобилей советской эпохи.

Когда-то герой анекдотов, сейчас герой различных выставок ретро-автомобилей - "Запорожец". Этот автомобиль, несмотря на все его недостатки, когда-то давно стал настоящим символом свободы передвижения в СССР. Ведь именно он, а не "Москвич" был самым доступным легковым автомобилем в то время. На выставке были "Запорожцы" всех мастей: и "Горбатые", и "Ушастые", и "Эмки". Мое же внимание привлек этот синий ЗАЗ-968А 1977 года выпуска.

ЗАЗ-968 был эволюционным развитием модели ЗАЗ-966. Первые экземпляры мало чем отличались от 966-й модели, более того – несколько лет они выпускались параллельно. Ранний вариант 968-го выпускался с 1970 по 1979 год.
ЗАЗ-968 был эволюционным развитием модели ЗАЗ-966. Первые экземпляры мало чем отличались от 966-й модели, более того – несколько лет они выпускались параллельно. Ранний вариант 968-го выпускался с 1970 по 1979 год.

Еще один пример автомобильной промышленности УССР - это вездеход ЛуАЗ-969, выпускаемый Луцким автомобильным заводом. Именно он, а не "Восьмерка" является первым переднеприводным автомобилем в СССР, поскольку задняя ось у него подключалась принудительно (а ЛуАЗ-969В и вовсе был только переднеприводным). Также он стал первым внедорожником, являющимся предметом народного потребления, то есть, официально продававшийся «в личное пользование». На выставке был представлен экземпляр ЛуАЗ-969А 1968 года выпуска. Этот забавный внедорожник в таком ярко-красном цвете и в идеальном состоянии скорее напоминал масштабную модельку, нежели настоящий автомобиль.

ЛуАЗ-969 «Волынь» выпускался с 1966 по 2002 год. За это время с конвейера сошло 182 000 автомобилей всех модификаций. Из них 30,5 тысяч экземпляров ЛуАЗ-969А, как на фото.
ЛуАЗ-969 «Волынь» выпускался с 1966 по 2002 год. За это время с конвейера сошло 182 000 автомобилей всех модификаций. Из них 30,5 тысяч экземпляров ЛуАЗ-969А, как на фото.

"Где этот чертов инвалид?" - пронеслось у большинства в головах при виде автомобиля на фото ниже. СМЗ С-3А, получившая прозвище "Моргуновка" благодаря культовой советской кинокартине "Операция «Ы» и другие приключения Шурика", стала первым четырехколесным автомобилем для инвалидов в СССР. На выставке было аж три таких "Моргуновки". Коричневая была выпущена в 1968 году и представляет собой модернизированный вариант.

СМЗ С-3А выпускали с 1958-1970 год на Серпуховском мотоциклетном заводе. Всего было выпущено заводом около 203 300 экземпляров.
СМЗ С-3А выпускали с 1958-1970 год на Серпуховском мотоциклетном заводе. Всего было выпущено заводом около 203 300 экземпляров.