Несмотря на то, что основной акцент на транспортном фестивале всегда делается на коммерческий и пассажирский транспорт, самой распространенной группой участников являются легковые автомобили. Здесь вам легковушки на любой вкус: европейская классика, американские масл-кары и внедорожники, японские спорт-кары и седаны, отечественные автомобили. Последние, ввиду места проведения мероприятия, разумеется представлены в наибольшем многообразии. О них и пойдет речь в данном материале.
Всем привет, на линии вновь @Troll&Bus! Надеюсь, что за неделю наши читатели успели отойти от восьмисерийного обзора на электромобиль. Мы даже умудрились получить некоторую волну возмущения из-за того, что контент не соответствует нашей тематике. Но с этой статьей мы постараемся исправиться, ведь ее темой будут ретро-автомобили. И не просто ретро-автомобили, а милые нашему сердцу "Жигули", "Волги", "Москвичи" и другие представители советской и постсоветской эпох нашей страны.
Заранее извиняюсь перед любителями советской классики в том, что не охватил в полной мере все интересные экземпляры на выставке. На это у меня банально не охватило времени и сил. Но как и в прошлых статьях, у меня найдется для вас ряд красивых кадров и небольшая историческая справка к ним.
ВАЗ
Волжский автомобильный завод был основан в 1966 году. Появился он благодаря сотрудничеству автомобильного концерна FIAT и советского руководства. Само сотрудничество продлилось не слишком долго, но позволило заводу стать одним из крупнейших производителей легковых автомобилей в Восточной Европе. Сейчас у завода обширная линейка автомобилей, большая часть из которых, увы, построены на платформах, созданных еще в СССР. Впрочем, имеются в линейке АвтоВАЗа и современные модели, вроде LADA Vesta. А на ПМЭФ-2024 и вовсе представили LADA Iskra на абсолютно новой для завода платформе.
Однако, отойдем от дел нынешних и вернемся в прошлое. Первым автомобилем завода стал автомобиль ВАЗ-2101, он же "Копейка", вставший на конвейер в 1970 году. На ретро-параде было представлено аж 27 экземпляров этой модели, включая модификации 21011 и 21013, а также универсал ВАЗ-2102.
ВАЗ-2101 1976 года выпуска. В данном автомобиле установлен двигатель 1.2 литра мощностью в 59 л.с. Автомобиль был куплен энтузиастом у дедушки, который был единственном хозяином этого автомобиля и очень ухаживал за ним. Удачное приобретение!
ВАЗ-2101 1980 года выпуска. Автомобиль вживую выглядел очень приятно. А ведь в 2018 году он продавался всего за 70 тысяч рублей. Спустя годы автомобиль однозначно прибавил в ценности. Даже с учетом инфляции.
ВАЗ-2102 1985 года выпуска. Это один из поздних автомобилей (выпускались "Двойки" с 1971 по 1986 год).
Помимо "Копеек" были и более поздние модели "Жигулей". А именно:
- пять ВАЗ-2103
- один ВАЗ-2104
- четыре ВАЗ-2105
- одиннадцать ВАЗ-2106
- один ВАЗ-2107
Самым интересным среди них был спортивный автомобиль ВАЗ-2105 VFTS, но она, к сожалению, так и не попала в объектив моего фотоаппарата. Зато попало кое-что другое...
Никак не мог пройти мимо автомобиля на фото ниже. Это LADA 2105 1984 года выпуска в экспортном исполнении, о чем говорят противотуманные фары в решетке радиатора, литые диски "Melber Turbo", передний фартук и деколи на кузове. Для какого именно рынка был предназначен этот автомобиль, я выяснить не смог.
Если еще несколько лет назад семейство автомобилей Лада "Спутник" или, как их называли в народе, "Зубило" было представлено на ретро-параде одним-двумя экземплярами, то в этом году их было аж пять. Среди них вот такая замечательная ВАЗ-2108 1989 года выпуска темно-коричневого цвета.
Лично мне всегда нравились формы кузова первого переднеприводного хэтчбека от АвтоВАЗа. Более того, я считаю эти автомобили интересными и в том, что касается ездовых качеств. У "Восьмерок" отличный отклик на педаль газа, хорошая управляемость, прозрачные реакции на руле. По этим параметрам их вполне можно было сравнить с лучшими европейскими хэтчбеками 80-х годов. Глядя на что был способен АвтоВАЗ в те годы, становится немного грустно за нынешнее положение дел.
Еще одна "Восьмерка", которая привлекла мое внимание - это открытая модификация ВАЗ-21081 "Кабрио" 1991 года выпуска. Также этот автомобиль известен под названием LADA Samara Fun. По правде говоря, это не совсем отечественное авто, ведь выпускались кабриолеты на базе ВАЗ-2108 немецким импортером Deutsche Lada Automobil.
Автомобиль на следующем фото по моему скромному мнению был одним из самых интересных экземпляров на параде ретро-транспорта. Эта, на первый взгляд, обычная "Десятка" в обвесе является уникальным автомобилем ВАЗ-21106, созданным для омологации гоночного автомобиля в соответствии с международным регламентом. Выпускались эти автомобили с 1996 по 2008 год (причем производство кузовов для «сто шестой» завершилось ещё в 1998 году). За это время выпустили лишь около 300 седанов и 18 купе этой модели.
У ВАЗ-21106 имеется довольно много визуальных отличий от "Десятки", таких как: расширенная колея, обвес, задний спойлер, широкие пластиковые крылья и литые диски. Но главное отличие у "Сто шестой" находится под капотом.
Да-да, вам не показалось. Под мотором этой "Десятки" спрятался двигатель Opel C20XE. Этот агрегат имеет объем 2 литра и мощность 150 л.с. Он появился еще в конце 80-х и устанавливался в такие модели Opel, как Kadett, Vectra и Calibra. С таким мотором и пятиступенчатой МКПП производства ZF "Десятка" могла разменивать сотню менее чем за 10 секунд и разгоняться свыше 200 км/ч. По тем временам немыслимая динамика для автомобилей из Тольятти. Более того, даже на сегодняшний день у АвтоВАЗа нет в линейке автомобиля, способного превзойти динамические показатели ВАЗ-21106.
Данный экземпляр в цвете "Папирус" был выпущен в 1999 году и находится в отличном состоянии. Его вы, кстати, могли видеть на одном из тестов журнала "Авторевю". Там его сравнивали с новой на тот момент LADA Vesta Sport. И в том, что касается динамики, старичок оставил новичка позади.
ГАЗ
"Издалека долго ехала черная "Волга" пели "Сплин". На параде ретро-транспорта же долго ехала колонна этих самых "Волг". Еще бы, ведь в ней было аж 35 машин. Из них 24 автомобиля являлись самой первой "Волгой" - ГАЗ-21.
В нашей стране "21-я" уже достаточно давно обрела культовый статус, так что неудивительно, что такие автомобили можно увидеть в больших количествах на различных мероприятиях посвященных ретро-автомобилям. В последние годы, благодаря культу вокруг этого автомобиля, возник определенный ажиотаж на автомобильном рынке. На сегодняшний день цены на хороший экземпляр "21-й" могут достигать восьми миллионов рублей! Для автомобиля, который еще пятнадцать лет назад был интересен исключительно автоэнтузиастам и музеям, это крайне внушительная сумма.
ГАЗ-21 "Волга" 1967 года выпуска. Это автомобиль самой распространенной третьей серии, прозванной в народе "китовый ус", из-за характерной формы решетки радиатора. Данный экземпляр особенно выделяется благодаря двухцветной окраске кузова.
ГАЗ-21 "Волга" 1960 года выпуска. Автомобиль второй серии красивого цвета морской волны. Обратите внимание на госномера. Такую серию выдавали в Ленинграде в 1964 и 1965 годах. Это говорит о том, что эти номера сохранились еще с тех времен, когда автомобиль был новым. Или же о том, что хозяин "Волги" позаботился об аутентичности облика и приобрел советские номера из той же эпохи, когда был выпущен автомобиль.
ГАЗ-21 "Волга" 1960 года выпуска. Еще одна "Двадцать первая" второй серии и даже такого же года выпуска, но уже в двухцветной красно-белой окраске.
В этом году я практически не снимал "Волги" следующего поколения, а именно ГАЗ-24, хотя в прошлые годы они регулярно попадали ко мне в объектив. Тем не менее, один снимок отрыть мне удалось. На нем изображена ГАЗ-24 "Волга" 1977 года выпуска. Данный автомобиль не участвовал в самом ретро-параде, однако принял участие в мероприятии "Ралли Ленинград", проходившем в рамках транспортного фестиваля. Его можно было увидеть только за Михайловским замком на набережной реки Фонтанки.
"Москвич"
Когда-то это был главный производитель народных легковых автомобилей в СССР. Но уже в 80-х завод имел большие проблемы с модернизацией линейки своих автомобилей. В 90-е годы заводу пришлось еще тяжелее. А 00-е он и вовсе не смог пережить. Сейчас имя "Москвич" вновь возраждено. Под ним выпускаются китайские автомобили JAC JS4 и JAC Sehol A5 Plus. Но, разумеется, никакого отношения к славной истории завода они не имеют.
На ретро-параде же можно было посмотреть на настоящие "Москвичи", которые когда-то считались гордостью советского автопрома и весьма успешно шли на экспорт в другие страны. Я отснял лишь несколько автомобилей, но, что характерно, трех разных поколений.
Москвич-407 1959 года выпуска. Этот бело-зеленый красавец представляет собой модернизацию первого самостоятельного автомобиля завода МЗМА и второго автомобиля в его истории - Москвич-402. Отличался "407-й" от "402-го" верхнеклапанным двигателем и улучшенной отделкой.
Москвич-2140 1976 года выпуска. Этот автомобиль первых годов выпуска (2140 начали собирать с 1975 года) является модификацией легендарного "412-го". Он оснащен двигателем 1.5 литра мощностью 75 л.с. Этот двигатель позволял "Москвичу" иметь достаточно неплохую динамику по мерках середины 70-х годов.
Москвич-2142 "Князь Владимир". Москвич-2141 должен был стать первым переднеприводным автомобилем завода и, наконец, вытащить его из тяжелого кризиса. Но в 1991 году не стало СССР и все надежды рассыпались в прах. В попытках как-то пережить 90-е, на заводе АЗЛК начали делать весьма странные автомобили на основе модели "2141". Один из них вы можете видеть на фото ниже. Это Москвич-2142 с удлиненной колесной базой, получивший прозвище "Князь Владимир". Эта модель появилась вместо обычного седана на базе Москвич-2141 и метила в премиальный сегмент. Но ничем, кроме простора для задних пассажиров автомобиль похвастать она не могла. Низкий уровень технологичности производства и ужасное качество сборки похоронили эту модель еще на стадии запуска на конвейер. С 1997 по 2001 год кое-как удалось продать 1302 экземпляра этих автомобилей, после чего конвейер завода был навсегда остановлен.
Прочие
Напоследок хотелось бы упомянуть еще несколько не менее легендарных автомобилей советской эпохи.
Когда-то герой анекдотов, сейчас герой различных выставок ретро-автомобилей - "Запорожец". Этот автомобиль, несмотря на все его недостатки, когда-то давно стал настоящим символом свободы передвижения в СССР. Ведь именно он, а не "Москвич" был самым доступным легковым автомобилем в то время. На выставке были "Запорожцы" всех мастей: и "Горбатые", и "Ушастые", и "Эмки". Мое же внимание привлек этот синий ЗАЗ-968А 1977 года выпуска.
Еще один пример автомобильной промышленности УССР - это вездеход ЛуАЗ-969, выпускаемый Луцким автомобильным заводом. Именно он, а не "Восьмерка" является первым переднеприводным автомобилем в СССР, поскольку задняя ось у него подключалась принудительно (а ЛуАЗ-969В и вовсе был только переднеприводным). Также он стал первым внедорожником, являющимся предметом народного потребления, то есть, официально продававшийся «в личное пользование». На выставке был представлен экземпляр ЛуАЗ-969А 1968 года выпуска. Этот забавный внедорожник в таком ярко-красном цвете и в идеальном состоянии скорее напоминал масштабную модельку, нежели настоящий автомобиль.
"Где этот чертов инвалид?" - пронеслось у большинства в головах при виде автомобиля на фото ниже. СМЗ С-3А, получившая прозвище "Моргуновка" благодаря культовой советской кинокартине "Операция «Ы» и другие приключения Шурика", стала первым четырехколесным автомобилем для инвалидов в СССР. На выставке было аж три таких "Моргуновки". Коричневая была выпущена в 1968 году и представляет собой модернизированный вариант.