Найти тему

Теория стадий взрослой жизни или теория ценностей Левинсона

Оглавление

Теория ценностей Левинсона - это модель, разработанная американским психологом Даниэлем Дж. Левинсоном в конце 1970-х годов, известна как «Теория стадий взрослой жизни». Эта теория фокусируется на жизненных этапах и изменениях ценностей и приоритетов в течение жизни взрослого человека. Левинсон считал, что человеческая жизнь структурирована серией стадий (этапов) или периодов, каждый из которых сопровождается уникальными задачами и вызовами.

Основные элементы теории Левинсона:

  1. Жизненная структура: Левинсон ввел концепцию «жизненной структуры», которая включает в себя основополагающие элементы жизни человека, такие как работа, деньги, семья, социальные отношения и личные интересы. Жизненная структура определяет, как человек организует свою жизнь в каждый момент времени.
  2. Переходные периоды: Теория Левинсона подчеркивает важность переходных периодов, когда человек переосмысливает и перестраивает свою жизненную структуру. Переходные периоды длятся около 4-5 лет. Они часто сопровождаются изменениями ценностей и приоритетов. Основные переходные периоды включают:
    - Переход от юности к взрослости (около 17-22 лет)
    - Переход к середине взрослой жизни (около 40-45 лет)
    - Переход к поздней взрослой жизни (около 60-65 лет)
  3. Этапы взрослой жизни: Левинсон выделил несколько основных этапов, через которые проходит взрослый человек. Стабильные периоды длятся около 6-7 лет. Каждый этап имеет свои характерные задачи и вызовы:

Ранний взрослый возраст (около 17-45 лет):

  • Период вступления во взрослую жизнь (17-22): отделение от родителей, начало самостоятельной жизни, ценности независимости, самоопределения, поиска своего места в мире.
  • Освоение во взрослой жизни (22-28): освоение выбранной профессии, построение близких отношений, иногда - создание семьи. Ценности компетентности в работе, любви и партнерства, семьи.
  • Переход 30-летия (28-33): первая переоценка жизненных целей и ценностей, коррекция жизненного курса. Ценности самореализации, поиска истинного призвания, более глубоких и осмысленных связей с другими.
  • Период стабилизации (33-40): стабилизация профессиональной и семейной жизни, реализация скорректированных целей. Ценности продуктивности, укрепления достигнутого, заботы о близких.
  • Переход середины жизни (40-45): кризис середины жизни, глубокая переоценка ценностей, поиск нового смысла. Ценности поиска аутентичности, нового смысла, иногда - кардинальной смены жизненного курса.

Средний взрослый возраст (около 40-65 лет):

  • Вхождение в среднюю взрослость (45-50): реализация новых целей после кризиса, часто - пик карьеры и социальной активности. Ценности мастерства в своем деле, статуса, влияния.
  • Переход 50-летия (50-55): начало подведения итогов жизни, забота о наследии, передача опыта младшим. Ценности наследия, передачи опыта младшим, генеративности.
  • Кульминация средней взрослости (55-60): генеративность, наставничество, забота о будущих поколениях. Ценности наставничества, активного участия в жизни сообщества.
  • Переход к поздней взрослости (60-65): подготовка к выходу на пенсию, поиск новых жизненных смыслов вне работы. Ценности мудрости, принятия жизни, поиска новых путей самореализации вне работы.

Поздний взрослый возраст (около 60-85 лет):

  • Ранняя поздняя взрослость (65-70): адаптация к жизни на пенсии, поиск новых занятий и социальных ролей. Ценности активности, вовлеченности, сохранения связей.
  • Переход 70-летия (70-75): Ценности принятия физических ограничений старения, фокус на значимых отношениях.
  • Поздняя поздняя взрослость (75-85): подведение итогов жизни, примирение с прошлым, подготовка к уходу. Ценности цельности, мудрости, трансцендентности.

Финальный этап жизни (80 лет и старше):

  • Этот период Левинсон детально не разрабатывал, но отмечал, что в нем происходит дальнейшее снижение физических и когнитивных возможностей, ценности направлены на поддержании достоинства и автономии насколько возможно, принятие конечности жизни.

Границы между этапами размыты, есть периоды перехода. На стыке этапов происходят кризисы развития, переоценка ценностей.

На каждом этапе выходят на первый план свои специфические ценности, отражающие задачи развития данного периода. При этом некоторые ценности, такие как мудрость или самореализация, могут быть актуальны на протяжении нескольких этапов, но проявляться по-разному в зависимости от контекста.

Успешное прохождение каждой стадии зависит от того, насколько человеку удается реализовать ключевые ценности данного периода жизни.

Важно понимать, что это общая схема, и индивидуальный путь развития может отличаться. Теория Левинсона внесла важный вклад в понимание развития взрослой личности, хотя в ней есть ограничения - она основана на исследованиях мужчин среднего класса США 20 века. Но знание общих закономерностей может помочь нам лучше понять себя и других, осознать смысл тех внутренних перемен, которые мы переживаем на разных этапах жизни.

Более подробно можно прочитать с статье Возраст и ценности: что действительно важно в разные периоды жизни