Больше двух лет назад я описывал свой опыт владения мопедом Stingray, где во всех тонкостях рассказал, что это за фрукт и с чем его едят. Спустя один сезон 2000 км пробега мопед был продан и ему на замену куплен электрический Super Soco TC Max 2023 у довольно известных ребят electronmotors.
Что уж поделать, нравятся мне не только большие мотоциклы, но и всякие мелкие и забавные двухколесные средства, которые даруют новый опыт от использования.
В общем-то прошел еще один год владения, 1200 км проблема и вот мой электробайк уехал новому владельцу в Новосибирск. В этом блоге я расскажу вам все, что знаю про этот электробайк, чтобы помочь определится с выбором или просто понять, что это за штука такая и зачем она вообще существует? Поехали!
Дисклеймер:
Я не профессиональный мотогонщик, мототехнарь и не гуру мототемы. Я могу ошибаться в терминах и иметь субъективный опыт в каких-то вопросах. Поэтому если вы ждете тут профессиональный разбор от эксперта и уже подготовили "топ 10 причин почему я разбираюсь лучше", просто закройте этот пост и идите "в свой двор".
Материал будет подробный и детальный, чтобы помочь с выбором и дать максимальное представление о мотоцикле. Поэтому для вашего удобства, краткий экскурс по разделам:
- Что это вообще такое - электромотоцикл? - матчасть для новичков
- О Super Soco TC Max 2023 - подробно о самой модели
- Тюнинг и доработки - что доделывал за год
- Опыт владения - плюсы - все о положительных сторонах
- Опыт владения - минусы - все об отрицательных сторонах
- Стоит ли покупать и где? - помощь с выбором.
1. Что это вообще такое - электромотоцикл?
Вначале немного информации для тех кто "вообще не в теме" или тем кто стоит на этапе выбора. Чем электроматериалы отличаются от мопедов или простых мотоциклов? Какие бывают виды?
Если вам не интересна вся эта простыня и вы хотите прочитать обзор на TC Max - переходите сразу ко второму пункту.
Как понятно из названия - в основе двигателя электробайка лежит электрический двигатель, мощность которого считается в киловаттах.
Сразу обозначу главное: электроматериалы дороже аналогов на ДВС - это нужно просто принять как факт. Причина тому - цена на АКБ, электродвигатель, сложность устройства компонентов и малая мировая популярность. Но есть и плюсы, которые часто перекрывают вопрос высокой цены:
- Не нужна категория А.
Чаще всего это главный критерий, перекрывающий цену. Электромотоциклы бывают абсолютно разной мощности и запаса хода, но в нашей стране самые популярные модели до 3.9 кВт (по документам). Потому что 3.9 кВт, это как 49.9 на ДВС - не нужно ставить на учет, страховать и иметь А категорию, достаточно категории В или М. Существую модели и на 5, и на 8 и даже на 10 кВт, но как правило такую мощность в компактном корпусе не спрятать и сотрудники ДПС быстро поймут что к чему.
- Практически не нужно обслуживать
В электродвигателе нет никаких поршней. клапанов, свечей и прочих атрибутов ДВС двигателя, а соответственно нет никаких масел, антифризов, смазок и прочих жидкостей. Единственная жидкость которая есть в электромотоцикле - тормозная. Поэтому в общем-то следить вам нужно только за тормозами, колесами и ременной передачей/цепью, если она конструктивно имеется.
- Не нужно тратить деньги на бензин.
Вместо бака с топлива - аккумуляторы. Аккумуляторы бывают съёмные, бывают не съёмные. Съемные имеют плюс в том, что можно заряжать и хранить дома. Но как правило мобильность снижает запас хода. Несъёмные имеют больший запас хода, но тогда нужно думать где заряжать мотоцикл и как его хранить зимой (ведь АКБ домой уже не затащить).
Поэтому нет никакого смысла рассуждать в формате "да я за эти деньги могу купить Хонду на 600-900 кубов!!!". Конечно можете. Можно купить много чего интересного. Но для этого интересного нужна категория А, страховка, учет, номера и регулярное обслуживание. И если с большинством пунктов еще можно справиться, то А категория есть далеко не у всех и не все готовы ее получать.
Какие бывают электродвигатели?
За счет компактности конструкции электродвигателя, он может размещаться как сразу на заднем колесе (как в обычном SuperSoco TC)
Так и классического расположения с цепной/ременной передачей (как на TC Max)
Плюсы и минусы есть и у того и у другого решения. Но опытным путем доказано, что классическое расположение все-таки практичнее. Потому что имеет лучшую развесовку для скорости выше 50 км/ч, и двигатель более защищен от внешней среды. Поэтому на дорогих моделях двигатель внутри корпуса, а на дешевых на колесе.
Электро лучше или хуже ДВС?
Частый вопрос не только новичков, но и опытных мотоциклистов. Не лучше и не хуже. Электро- это просто другое. Такое же другое как яблоко в сравнении с ананасом.
И я не буду сейчас повторять про категорию, ТО и бензин. Нет, дело в другом.
Да у электромотоцикла нет звука двигателя, вибрации и запаха бензина (что часто нравится многим байкерам). Зато тут есть невероятное чувство полета, когда ты неожиданно разгоняешься до сотни без всяких передач и звука. В этот момент ты реально будто летишь, потому что не чувствуешь, что тебя тянет что-то под твоей жопой. Это ощущение нужно просто попробовать, чтобы понять :)
2. О Super Soco TC Max 2023
Итак, я очень заинтересовался электромотоциклами, но мне обязательно было важно, чтобы у мотоцикла был съемный АКБ, так как у меня не было возможности заряжать его на парковке.
Посмотрев БУ предложения в своем городе, я понял что хочу все-таки новый аппарат.
-400К с карты, две недели ожидания и я счастливый обладатель такого красавца:
Сразу по характеристикам, которые интересуют большинство:
- Мощность двигателя по документам: 3900 Ватт
- Мощность двигателя фактическая: 5200 Ватт
- Максимальная скорость: 100 км/ч
- Максимальная скорость "с горки": 110 км/ч
- Запас хода при 100 км/ч: 50 км
- Запас хода при 70-80 км/ч: 70 км
- Запас хода до 40 км/ч: 120 км
- Вес без АКБ: 80 кг
- Вес с АКБ: 100 кг
- Время зарядки: 8 часов
Отдельно про мощность. Вы наверное заметили что номинальная выше документальной. Тому есть резонная причина - так же как мопеды на 49.9 кубов на самом деле 90-130, так же и электроматериалы на 3.9 кВт, на самом деле 3-6.
Чем отличаются модели 22, 23 и 24 года?
- Модель 22 года имеет двигатель 3.5 кВт и только один серо-черный цвет.
- Модель 23 двигатель 3.9 кВт и Цвета: черный, желтый и оранжевый.
- Модель 24, двигатель 3.9 кВт. Цвета: белый, черный, красный.
Если собираетесь покупать БУ - ищите от 2023 года, если хотите помощнее. Если хотите подешевле, ищите 2022, но помните, максималка там будет 90 км/ч. Под горку, может быть, если повезет, разгонитесь 95.
Чем отличается TC и TC Max?
Мощностью двигателя, типом двигателя и запасом батареи. У версии ТС (без Max) - запас хода 40 км, и максималка 80 км/ч. В общем-то версия ТС - это совсем игрушка на уровне электросамоката или электровелосипеда. Но зато стоит в разы дешевле. На БУ рынке версию TC можно отыскать за 150К.
3. Тюнинг и доработки
Первое что я сделал после покупки, это содрал кучу наклеек, которые портили внешний вид
Так как на момент покупки не существовало красного цвета, а я хотел именно его. Поэтому решение нашлось простое - перетянуть мотоцикл пленкой.
Бонусом заморочился, и отдал боковую панель на аквапринт под карбон. Удовольствие не дешевое, 20К за обе панели, но мне очень понравилось
На этом "хотелки" закончились.
Super Soco - это качественный Китай, поэтому дошлифовывать напильком тут просто нечего. Да, кто-то говорит что нужно сразу менять резину, кто-то советует еще какие-то бредовые идеи, но на самом деле это все чушь.
Есть только 2 момента, которые можно доделать: поворотники и зеркала.
Первое лучше поменять, потому что они неприятно болтаются на кочках. Вторые лучше поменять, потому что эти "ретро" лопухи слишком сильно выпирают за границы мотоцикла и мешают проезжать узкие пространства.
Кроме того решил не изменять традициям, и заказал новые наклейки с названием. Теперь это у меня Mark VI.
Mark VI - это улучшенная версия костюма железного человека Mark V, которая лишена недостатков прошлой модели :)
4. Опыт владения - плюсы
Спустя год и 1200 км хочу сказать, что выбор в пользу именно этого варианта меня ни разу не разочаровал и его стоимость полностью оправдана.
Во-первых - у меня ничего не развалилось. Совершенно ничего. Я ничего не подкручивал, ничего не доделывал, ничего не ремонтировал. Качество сборки просто потрясающее. Я реально владел будто бы премиальным мотоциклом.
Передача ременная. Подтягивать, смазывать или подкручивать цепь не нужно.
Во-вторых, у очень крутое качество сборки и компонентов.
Аккумуляторы тут Panasonic, а электродвигатель Bosh. Никакого нонейм Китая, который спалит вам квартиру во время зарядки.
Все болты и соединения жесткие, весь пластик качественный. Не воняет, не болтается как желе (кроме поворотников), не развинчивается со временем. Когда я снимал панели увидел что внутри качественно проложенная проводка в жгутах. Никаких болтающихся соплей. Это просто круто!
Передняя оптика - мое почтение. Даже на популярных японских мотоциклах с завода стоит такой свет, который нужно менять. Здесь же стоит линза, которая светит четким отрегулированным светом.
5. Опыт владения - минусы
Может показаться, что в этом мотоцикле все идеально. Но не совсем. Минусы, конечно же, есть, хоть он и не такие критические, и кому-то вообще не покажутся минусами.
1. Не выключается свет.
В модели 2023 года зачем-то убрали проводку до кнопки выключения света. И теперь свет горит всегда автоматически. То есть кнопка выключения есть, но она ничего не делает. Умельцы, конечно же, уже научились подключать туда проводку - но зачем это было сделано с завода - не понятно.
2. Предохранитель под сидением
Это просто срань. Снова странная "модернизация" от производителя. В модели 2022 года этот предохранитель находиться рядом с АКБ, но в версии 2023 его зачем-то засунули под сидение.
Неудобство в том, что для лучшей сохранности АКБ рубильник лучше вырубать перед снятием аккумулятора. Поэтому при снятии/установки недостаточно просто открыть крышку, нужно еще и снимать сидение.
При прямых руках и желании - это можно перенести. Мне было лень.
3. Тупая сигнализация
С завода идет штатная сигнализация. И у нее есть два тупейших и раздражающих момента.
Первый - это пульты, а точнее их форма. Этот огромный блин неудобно засовывать в карман, он занимает много места и в целом выглядит так себе. Две кнопки "открыть закрыть" можно было бы разместить в более компактном исполнении.
Второй - сигнализация "глушит" двигатель при закрытии, но не "заводит" при открытии. Не понятно что мешало сделать сразу в режим "запуска", если это уже реализовано в одну сторону, можно было реализовать и в другую.
Третий - если вы выключили двигатель с кнопки, мотоцикл автоматически встает на охрану. Это вот самый неудобный момент. Когда вы приехали на место, рефлекторно или с целью экономии заряда (свет ведь выключить никак нельзя кроме как заглушив, вы же помните?) хочешь выключить мотоцикл, он сразу встает на охрану. И если вы хотите его куда-то передвинуть или просто посидеть на нем - нужно тянуться к пульту и отключать ее.
И четвертый - если вы не "завели" мотоцикл после снятия с охраны, она встает на охрану через 30 секунд автоматом. То есть по сути, пока вы просто тусуете около шаурмечной рядом с байком, у вас только 1 выбор - держать его включенным.
Поэтому блок сигнализации я бы поменял, если бы владел мотоциклом дольше.
4. Стиль "caferace"
Кому-то это может показаться прикольным и стильным, но объективно говоря это неудобно. Лучше бы производитель сделал нормальную человеческую сидушку. Ездить вдвоем - тесно. Второму номеру очень мало места (хотя подножки для него есть).
Прицепить кофру или какой-то небольшой груз - нельзя. Нет креплений. На алиэкспресс продаются крепления под кофры, но цена вопроса довольно кусачая для мотоцикла типа "мопед".
6. Индикация поворотников
Отвратительная.
На приборке, когда вы включаете поворотники, моргают сразу две стрелки. Нет индикации на правый и левый. При этом нет никаких звуков, писка, или щелчков, которые бы говорили тебе что поворотник включен. Нет никаких тактильных отличий между режимами "включен/выключен" на кнопке поворотников. Например обычно на кнопке есть "лево" и "право", а вот чтобы выключить, на кнопку нужно нажать. Или поднять. Здесь же, есть три положения рычажка, 1, 2, 3. То есть "Лево", "выключен", "право". И чтобы понять, какой поворотник у вас включен и включен ли он вообще, на рычажок НУЖНО СМОТРЕТЬ.
Китайцы что в машинах, что в мотоциклах наверное не скоро сделают такое открытие, как ЭРГОНОМИКА ВО ВРЕМЯ ВОЖДЕНИЯ.
5. Скромный запас хода.
Не то чтобы это сюрприз. О запасе хода честно сообщают и блогеры и магазины которые их продают, и владельцы БУ. И честно скажу, запаса хода в 50 км (а я считаю только запас хода на максимальной скорости), в целом хватает для рутинных задач.
Доехать от дома до работы, потом сделать небольшой крюк, например, до кафе или магазина, и вернуться домой заряда хватает с запасом. Когда я возвращался домой у меня всегда было процентов 30%.
Но если вам нужно добавить в свой маршрут четвертую точку, или если вы решили выехать покататься на нем с ребятами на ДВС - вы постоянно будете в легком напряжении, и где-то на половине пути уже начнете использовать байк не на полную, держа скорость около 70 км/ч, потому что заряда домой может не хватить.
Вроде бы лично я знал для чего покупаю этот мотоцикл и знал что от него ждать, но на практике оказалось, что запаса хотелось бы чуточку больше. Хотя бы километров 100.
6. Стоит ли покупать и где?
Здесь я отвечу так.
Электромотоцикл подойдет вам если:
- У вас нет категории А
- Вам нужен транспорт без пробок по маршруту "дом - работа - магазин - дом"
- Вы собираетесь кататься в одиночку под музыку пару раз в выходной день
- Вам категорически не нравится ковыряться в технике, что-то доделывать, докручивать, обслуживать и вам нужна техника "сел и поехал"
- Не нравится запах выхлопа и бензина которым пропитывается вся одежда.
- Вы живете в городе и эксплуатируете его только в городе
- Хочется новых невероятных эмоций
- Все вышеперечисленное
И при этом у вас есть лишние 300-450К, разумеется. В этом случае электромотоцикл для вас.
Какой лучше взять?
Как вы поняли из обзора - я рекомендую именно Super Soco TC Max. Этот мотоцикл однозначно лучший в соотношении цена-качество. А все минусы в нем незначительные и легко исправляются. Любые модели дешевле будут терять в запасе хода, либо в модности. А модели дороже - будут не самыми ликвидными на вторичном рынке.
Но выбор, конечно же, за вами :)
Главное не покупайте нонейм с алиэкспресс/алибабе (не важно сами или через посредника). Не видитесь на низкую цену. Диванные эксперты расскажут вам что "да я на алишке видел точно такой же за 100", но повертьте, все что стоит денег - стоит денег.
То что где-то там продается за 100-200К (новое) - это все барахло. В лучшем случае вы получите байк не с теми характеристиками которые вам обещали. В худшем, он что сгорит во время зарядки вместе с вашей квартирой/гаражом.
Чудес не бывает. Кто бы что бы вам не рассказывал, нормальный новый электроматериал сегодня не может стоить дешево.
Где покупать?
Если новый, то лучше брать в крупных магазинах, которые официально работают на рынке РФ.
Если БУ - то у тех, кто покупал в таких магазинах, а не у перекупов или на алиэкспресс.
Лично я покупал в electromotors, это самый популярный и крупный салон электротехники сегодня. Но если он вам по каким-то причинам не по душе, или вы выбираете БУ и хотите знать другие, то есть еще white-siberia и luxvelo.
На этом у меня все. Всем добра, вкусных печенек и удачи на дорогах :)