– Мама, почитай мне книжку, пожалуйста! Я тебя уже давно жду!
– Лизонька, дорогая, сегодня не получится. Мне нужно для учёбы написать практическую работу, а это не быстро.
– А что такое практическая работа?
– Это моё домашнее задание. Как у тебя сочинение в школе, так у меня практическая работа.
– И тебе тоже дали тему сочинения?
– Конечно. Но ты не поймёшь её, ты пока ещё маленькая, а объяснять мне некогда.
– Я не такая уж маленькая! Мне через два дня целых десять лет!
– Да, действительно, я же совсем забыла, что ты у меня взрослая девочка! Ну что ж, тема моей работы «Что умеет копирайтер». И, раз ты такая большая, то давай ты напишешь сочинение на эту тему, как ты сама понимаешь. И не будешь меня отвлекать, пока я пишу.
Дилемма
Да уж, вот так задачку мама задала. Но возразить, что ей это слово незнакомо, девочка не решилась. Надо пойти спросить у папы или у бабушки, на крайний случай у дедушки. Пусть откроют секрет, а она потом скажет маме, что сама всё поняла.
Лиза представила себе, как мама удивится, что дочка у неё такая умная. Может быть, даже попросит её сочинение, чтобы сдать его, как будто это мамина практическая работа? Но нет, мама никогда так не сделает, какое бы чудесное сочинение у Лизы не получилось. Потому что мама учит детей никогда не обманывать. И Лизе будет очень стыдно говорить маме неправду. И мама точно поймёт, что дочка врёт. Удивительный факт, но она всегда это понимает. Значит, подсказки родственников – не вариант.
Вызов брошен. Ей почти десять лет, она взрослый человек, и в состоянии сама додуматься, кто такой этот копирайтер, и что он умеет делать.
Поиск подсказок
Лиза по-прежнему держала подмышкой книгу, которую мама так и не взялась ей почитать. Открыла её на первой странице в надежде сразу найти загадочное слово. «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции». Вообще ничего похожего на копирайтера. Книга такая толстая, наверняка в ней может быть много полезного. Девочка пролистала страницы, периодически останавливаясь, но нужное слово так и не попадалось.
Она направилась к своим книжным полкам. Снимала одну за другой разнообразные книги и пролистывала их. Но глаз цеплялся в основном за красочные картинки, и тогда Лиза подумала, что нужны книги без картинок. Слово-то серьёзное, значит, развлекательных иллюстраций быть не должно.
Нашла все самые невзрачные обложки, выцветшие, потрёпанные. Эти произведения, наверное, читала ещё маленькая мама или даже бабушка! Но вредное слово так и не попадалось на глаза.
И тут Лизу осенило. Ну конечно же! Это взрослое слово, что ему делать в детских книжках?! Значит, искать его надо во взрослой литературе.
И девочка, в спешке бросив свои книги на пол, побежала в родительскую спальню.
Её мама очень любила книги. Она начала читать в четыре года, и теперь, спустя сорок лет, жалела только об одном: что ей не хватает времени на ежедневное чтение. «На пенсии почитаю» – говорила мама, и регулярно покупала новые книги, пополняя и без того распухшие от содержимого полки стеллажа.
Мама мечтала об отдельной комнате, из которой она сделает библиотеку в строгом английском стиле. Там будет мягкое кресло, уютный камин, канделябры на стенах, имитирующие средневековое освещение, и, конечно, тысяча книжных томов.
А пока не больше трёх сотен книг ютились в небольшой спальне родителей, угрожая своим количеством выселить из комнаты самих жильцов.
Лиза растерянно остановилась, обводя взглядом разнообразные форзацы, и не зная, как подступиться к такому количеству страниц.
Она начала с самой нижней полки. Там была классическая литература. Сначала зарубежные – «Поющие в терновнике», «Унесённые ветром», «Вино из одуванчиков», «Д’Артаньян и три мушкетёра», – затем русские классики – «Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», «Вечный зов».
Полкой выше Лиза нашла недавно прочитанную ей мамой и очень полюбившуюся книгу «Трое из навигацкой школы». Странно, подумала девочка, ведь гардемарины жили в одно время с мушкетёрами, значит, и стоять должны с ними на одной полке. Но менять установленный мамой порядок не решилась.
Подняв глаза выше, она старательно вчиталась в сложные названия: «Справочник фельдшера», «Эффект теломер», «Психологическая физиология», «Основы физиогномики»…
Отрицание, торг, принятие
Название последней книги послужило спусковым крючком. Лиза почувствовала себя маленькой песчинкой перед книжной махиной. Она села на пол, закрылась от ненавистной библиотеки ладошками и заплакала.
Она никогда не осилит даже половину одной полки. Кто только придумал все эти книги и названия! Она ещё про копирайтера ничего не нашла, а тут какие-то гномики с приставкой физио-. Болеют они, что ли?..
Выплакав обиду, Лиза пошла в кухню, помыла яблоко и, забравшись на диван, обиженно начала жевать сладкий фрукт. Яблоко было такое вкусное, что даже настроение поднялось. И мысли стали проясняться. Что ж, раз не получилось найти подсказку, придётся думать самой. И девочка начала мозговой штурм.
Этимология слова
Нерешаемых задач не бывает, всегда говорил Лизе папа. И мама подтверждала, что в любой ситуации можно найти решение. Значит, она точно его найдёт! Надо просто понять, как образовалось слово «копирайтер». Вот слово «физиогномики» кто-то же придумал. Понятно, что речь идёт о гномиках, и каком-то ещё непонятном «физио». Наверное, «копирайтера» тоже можно разложить на составные части. «Копир» – это Лизе знакомо, это что-то связанное с копированием. А что такое «айтер»?
Лиза погрузилась в размышления, и даже забыла прожевать яблочную мякоть, так и застыла с полным ртом. «Айтер» она смогла припомнить только в слове «гастарбайтер». Гастарбайтерами в одной юмористической передаче называли смешных дядей, которые делали ремонт в квартире. Когда подрастёт, девочка узнает, что дословно с немецкого это слово переводится как «гость-работник», а пока она решила, что «айтер» – это тот, кто делает ремонт. А «гастар» она отбросила за ненадобностью. Потом как-нибудь с ним разберётся, если захочет.
Что умеет копирайтер
Итак, «копир» плюс «айтер» – получается тот, кто копирует ремонт!
Значит, копирайтер – это человек, которому показывают какой-то красивый ремонт и просят скопировать его в своей квартире. Значит, это кто-то вроде дизайнера интерьера – такую профессию Лиза знала, потому что её подружка хотела стать дизайнером квартир, когда вырастет.
И Лиза, довольная собой, села за стол и написала почти на страницу сочинение о том, как копирайтер умеет красиво повторить чужой ремонт. И даже добавила абзац про то, как она догадалась о значении понятия «копирайтер», проанализировав части слова.
Ей не терпелось показать маме своё творение, но пришлось довольно долго ждать. Мама всё печатала и печатала практическую работу, и Лиза уже начала нервничать: что там можно так много сочинять про повторение ремонта? Но переосмыслить свои умозаключения у неё уже не было сил, она и так сегодня очень много думала.
Синхронизация данных
Терпеливо дождавшись, когда мама, наконец, закончит домашнюю работу, Лиза протянула ей тетрадь с сочинением.
Мама внимательно прочитала дочкино творение, брови её взлетели удивлённо, усталость в сосредоточенных вокруг глаз морщинках растворилась, и мама пристально посмотрела на девочку, застывшую в ожидании вердикта.
– Лизонька, знаешь что?
– Что?
– Ты у нас гениальный ребёнок! – Мама вскочила, восторженно замахала исписанной тетрадкой, а потом опустилась на колени перед дочерью и увлечённо продолжила. – Ведь ты сейчас проделала такую работу, которую регулярно проделывают копирайтеры: даже когда они не знают, что писать, они всё равно знают, что написать! Потому что всегда есть изюминка, вокруг которой можно нарастить красивый и насыщенный текст. Ты – мой маленький копирайтер!
Лиза недоверчиво смотрела на мамино восхищённое лицо, и губы сами собой растягивались в широкой улыбке, которую сдержать было совершенно невозможно. Она мало что поняла из маминой эмоциональной речи, но ей было ясно, что с поставленной задачей она успешно справилась.
Да ещё и оказалось, что она сама сделала работу копирайтера! Правда, пока сложно связать дизайн, ремонт, изюм и текст, но, когда вырастет, она с этим обязательно разберётся. И, возможно, станет копирайтером. Или кем-то ещё таким же необычным. Может быть, она будет лечить гномиков?