К 180-летию со дня рождения Василия Дмитриевича Поленова

(20 мая/1 июня 1844, Санкт-Петербург – 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область)

Фотография В.Д. Поленова. Б.д. РГАЛИ. Ф. 835. Оп. 1.
Фотография В.Д. Поленова. Б.д. РГАЛИ. Ф. 835. Оп. 1.
Искусство должно приносить
счастье и радость иначе оно
ничего не стоит.
В.Д. Поленов

Тонкий и глубокий художник, потрясающий колорист. О нем известно так много, но понятно слишком мало. Он был невероятно свободным художником, экспериментатором и не боялся пробовать все новое.

В первую очередь имя Василия Дмитриевича ассоциируется у нас с картиной «Московский дворик», хотя сам художник не считал эту работу чем-то выдающимся. Он даже не догадывался, что многие поколения будут считать эту работу самой «московской» картиной и сравнивать с прозой Тургенева. Сам же он считал главным в своей жизни цикл, связанный с жизнью Иисуса Христа.

Фотография В.Д. Поленова. Б.д. РГАЛИ. Ф. 835. Оп. 1.
Фотография В.Д. Поленова. Б.д. РГАЛИ. Ф. 835. Оп. 1.

Наследник старинного дворянского рода он с раннего детства стал проявлять интерес к рисованию, и родители поощряли это увлечение мальчика. Одним из его первых преподавателей был Павел Чистяков, у которого учились многие славные русские художники. Несмотря на увлечение рисованием, Поленов получил два образования: обучался в Петербургском университете, став кандидатом права, и в Академии художеств, где его дипломная картина «Воскрешение дочери Иаира» заслужила Большую золотую медаль и право на заграничную поездку для дальнейшего совершенствования. Оба учебных заведения закончил блестяще!

Он пробыл заграницей целых шесть лет. Германия, затем Италия, где Поленов знакомится с Саввой Мамонтовым, – покровителем многих художников. В Европе же он близко подружился с Ильей Репиным. В Париже написал несколько жанровых произведений. За работы «Право господина» и «Арест гугенотки» по возвращению в Россию Поленову было присвоено звание академика.

Фотография В.Д. Поленова. 1886 г. РГАЛИ. Ф. 766. Оп. 1.
Фотография В.Д. Поленова. 1886 г. РГАЛИ. Ф. 766. Оп. 1.

В конце 70-х годов Поленов − частый гость в усадьбе Абрамцево, в знаменитом мамонтовском гнезде, где часто бывали разные художники. Здесь же произошла важнейшая встреча: двоюродная сестра Елизаветы Мамонтовой, молоденькая Наташа Якунчикова, тихая девушка с большими грустными глазами, как и героиня «Евгения Онегина» первая призналась в любви и пробудила ответное чувство. Они прожили долгую, счастливую, наполненную творчеством и взаимопониманием жизнь.

С 1882 года Поленов преподавал в Училище живописи ваяния и зодчества. Его ученики − Исаак Левитан, Константин Коровин, были в восторге от методики преподавания, они слушали и внимали каждому слову Василия Дмитриевича, обожали его. Коровин вспоминал, что тот учил их:

«Когда вы задумали писать, то, стоя перед мольбертом и глядя на чистый холст, непременно думайте, что это будет ваша самая лучшая работа и приступайте к живописи, только крепко веруя в свое начинание».
Эскиз картины В.Д. Поленова «Араб на лошади». 1891 г. РГАЛИ. Ф. 1720. Оп. 1.
Эскиз картины В.Д. Поленова «Араб на лошади». 1891 г. РГАЛИ. Ф. 1720. Оп. 1.

Поленов был открыт всему новому талантливому и свежему в искусстве, он поддерживал своих учеников, не загоняя их в жесткие рамки, знаменитый преподаватель не опасался учиться у своих последователей, но, даже перенимая что-то, он обязательно сохранял потрясающее «поленовское настроение» в живописи.

После получения гонорара за картину «Христос и грешница» В.Д. Поленов приобрел имение на берегу Оки, там же по собственному проекту выстроил усадьбу, назвав ее Борок. В настоящее время − это мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка.

Письмо В.Д. Поленова к Поленовой Екатерине Васильевне (дочери) с рисунком акварелью. 1906 г. РГАЛИ. Ф. 835. Оп. 1.
Письмо В.Д. Поленова к Поленовой Екатерине Васильевне (дочери) с рисунком акварелью. 1906 г. РГАЛИ. Ф. 835. Оп. 1.

После 1918 года Василий Дмитриевич уехал во «внутреннюю эмиграцию», жил в своей усадьбе вдалеке от тех перемен, которые происходили в стране. Последние годы своей жизни Поленов провел на берегу Оки в своем любимом доме, практически не выезжая.

В 1924 году в честь 80-летия художника была устроена грандиозная выставка в залах Третьяковской галереи, ему было присвоено звание Народного художника России.

В своих произведениях Поленов буквально провозглашал: «Смотрите, как прекрасен этот мир, будьте и вы подобны ему, пусть красотой наполняется ум и сердце ваше, и тогда не будет ужасов жизни, не будет неправды, насилия и дни не превратятся в ненастные сумерки».

Картины Поленова вот уже много десятилетий дарят радость и свет всем тем, кто имеет счастье прикоснуться с его творчеством. Он оставил дивное наследие, без которого история отечественного искусства была бы неполной, не такой яркой и наполненной светом и счастьем.

Визитная карточка В.Д. Поленова. Б.д. РГАЛИ. Ф. 835. Оп. 1.
Визитная карточка В.Д. Поленова. Б.д. РГАЛИ. Ф. 835. Оп. 1.

* * *

Небольшой фонд Василия Дмитриевича Поленова, состоящий из 42 единиц хранения, был передан в ЦГЛА (ныне РГАЛИ) из Государственного Литературного музея в 1941 году, а затем приумножен путем покупки относящихся к жизни и творчеству художника документов. Фонд № 835 содержит переписку В.Д. Поленова с родственниками и друзьями, фотографии, автограф его статьи «Мое художественное завещание», газетные вырезки о присвоении звания Народного художника и некрологи.

Документы, имеющие отношение к Поленову, хранятся и в других фондах РГАЛИ: эскиз работы «Араб на лошади» в фонде поэтессы В.К. Звягинцевой (Ф. 1720), статьи В.Д. Поленова «За кого меня почитают люди» и «На горе» (Ф. 2951), заметка историка искусств С.К. Маковского «В.Д. Поленов» (Ф. 2512) и др.

Отдельного внимания заслуживает Личное дело преподавателя живописи 2-го Московского кадетского корпуса Поленова Василия Дмитриевича, которое хранится в фонде Училища живописи, ваяния и зодчества (ф. 680).

Н.Ю. Грянченко,
начальник отдела РГАЛИ