Найти тему
Подружке на ушко...

Цифровые наркоманы. Главное, чтобы родителям было удобно.

Зависли оба.
Зависли оба.

День защиты детей, я решил ознаменовать очень «горячей» темой, которая волнует если не всех родителей, то многих. И я уверен, что в связи с актуальностью темы, у родителей возникает куча вопросов: «А влияет ли как-то на ребёнка, если я постоянно сижу в телефоне?», «Можно ли включать ребёнку развивающие мультики или игры?», «А с какого возраста?», «Как это может повлиять на речь?» и ещё много других вопросов. Поэтому, хочу поделиться с вами своим мнением и в первую очередь, как логопсихолог.

Я думаю, что многие понимают и принимают тот факт, что вред от гаджетов всё же есть. Но, я не ханжа и не ретроград, и я прекрасно понимаю, что цифровизация вошла в нашу жизнь всерьёз и навсегда. Поэтому, опять таки, возвращаясь к моей любимой теме про категоричность. Хочу сказать, что всё должно быть в меру — это и про возраст, в котором вы предлагаете ребёнку гаджеты, и про время, которое он может за ним провести, и контент, который он там может увидеть.

А что касается вреда, оказываемого гаджетами на малыша в раннем возрасте, то пойдём по списку:

- Пассивное и рассеянное внимание.

Да, действительно, чрезмерное «зависание» или «тяга» ребёнка к телефону, может негативно повлиять на его деятельность. Проблема в том, что у ребёнка вырабатывается привычка получать желаемые удовольствия просто так, ничего при этом не делая. В следствии чего, любая увлекательная игра, в которую ребёнок раньше с удовольствием играл, теперь ему уже не интересна. И ребёнок не хочет взаимодействовать ни со взрослым, ни со своими сверстниками. А как результат, ребёнок становится не усидчив и не желает работать над концентрацией своего внимания, поскольку телефон это не развивающая игрушка.

Телефон, это весело. Кубики отдыхают.(((
Телефон, это весело. Кубики отдыхают.(((

- Нет взаимодействия с предметом, игрой.

Зачастую, маленький детям предлагают якобы развивающие игры на телефоне, которые должны их чему-то научить. Но разница в том, что когда родители играют с ребёнком, показывая ему красный кубик, у ребёнка появляется возможность взаимодейтвовать с этим предметом. Пощупать его, посмотреть, изучить.

Потому что, ведущая деятельность ребёнка в раннем возрасте это не только игра, но ещё и предметно-манипулятивная деятельность, когда очень важно, чтобы ребёнок чувствовал тактильно то, с чем играет.

И как правило, такие игры проходят вместе со взрослым. Во время игры, вы стараетесь дать ребёнку какие-то свои комментарии, задать вопросы и показать на своём примере, как с игрушкой можно играть. А вот телефон, в отличии от родителей, этого не умеет. И, как результат, у ребёнка может случиться так, что в телефоне он кубики двигать умеет, а в реальной жизни нет. То есть, из-за отсутствия моторного соединения, малыш не получил тактильных навыков, развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

- Нет никакой реальности.

Дело в том, что наш мозг всё время работает, анализирует и ему без разницы, как вы получаете информацию, точнее с помощью чего.

Например, когда ребёнок видит в игре или в мультике, как герой, что-то делает и у него всё получается, то ребёнок вместе с героем тоже начинает радоваться. Для ребёнка и для его мозга стирается грань между, «это он сам сделал» или «это произошло на экране». В следствии чего, ребёнок к этому привыкает и перестаёт уже понимать - что, где и как происходит. И нашему мозгу так ещё и проще, поскольку радость мы получили, а энергии при этом никакой не затратили и в итоге, пользы «0». А ещё в практике есть случаи, когда дети для выполнения каких-либо действий, использовали руки родителей. То есть родители становились для них как бы героями, которыми они манипулируют, но при этом, сами ничего не делают.

Скибиди туалет. Это просто дно-днище!!!
Скибиди туалет. Это просто дно-днище!!!

- Речь.

Я думаю, что все замечали, что большинство персонажей мультиков и игр — «неговорящие». А если даже и говорящие, то артикуляция героев не совпадает с реально произносимыми словами. И поскольку в этом случае, ребёнок не может считать никакую для себя полезную информацию, то для него это становится просто шумом. Дело в том, что когда мы говорим, у ребёнка развивается фонематический слух, зрительные анализаторы и ребёнку хочется за нами повторять. А вот при отсутствии речи или при её искажении, дети предпочитают молчать, либо изъясняться криками и жестами, как обезьянки.

Вот, как-то так.