У фильмов ужасов есть одно очень неприятное свойство – смотреть их пиратские копии совершенно невозможно. Даже в самом лучшем качестве добрую половину хоррора обычно составляют сцены, в которых ни зги не видно, что уж говорить про экранки, на которых даже белый день выглядит в лучшем случае закатными сумерками. Поэтому приходится запасаться терпением, дожидаться цифровых релизов и – получать удовольствие. Ровно так у меня произошло с "Оменом. Первое знамение" – слишком сильно люблю оригинальный фильм, чтобы портить впечатление от приквела плохой картинкой. И удовольствие я получил. Может, не такое, как от картины 1976 года, но по нынешним временам вполне достойное. Теперь мне хочется увиденное обсудить.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
И обсудить, разумеется, через вопросы – для меня нет большего удовольствия, чем покопаться во внутренностях сюжетных линий и отдельных сцен примеряя их к возможным продолжениям или даже уже имеющемуся классическому фильму Ричарда Доннера – благо, вся история Маргарет Дейно ведет именно к роковой подмене детей в римском госпитале. Нужно признать, что предысторию авторы "Первого знамения" придумали довольно качественную и убедительную. Однако, парочка (ну, ладно, как обычно – десять) вопросов у меня все-таки в голове сформировалось. Давайте пробежим по тонкому льду недоговоренностей, чтобы еще раз насладиться ужасом рождения Антихриста.
Но прежде – краткий синопсис. Просто, чтобы держать в голове последовательность событий.
Юную будущую монахиню сестру Маргарет отправляют в Рим, где ей предстоит служить в католическом монастыре, заботящемся о брошенных и заблудших девушках. Вскоре героиня выясняет, что в недрах церкви зреет культ, направленный на рождение ребенка дьявола – Маргарет пытается пресечь насилие над юными девушками, но неожиданно осознает, что неслучайно оказалась в Риме. Коварный замысел слуг сатаны сделал из нее главную пособницу богомерзкого пришествия Антихриста.
Итак, на чем следует дополнительно сосредоточить внимание, чтобы в сюжете не оставалось белых пятен.
Почему отец Гэбриел не пресек расследование отца Бреннана?
"Первое знамение" начинается со сцены, в которой отец Бреннан, известный поклонникам франшизы еще по оригиналу, узнает от коллеги, отца Харриса о существовании сатанинского культа в недрах Римской католической церкви. Увы, сразу после раскрытия информации Харрис погибает, но в дальнейшем мы узнаем, что Бреннан не отмахнулся от слухов, а добросовестно попытался выяснить их происхождение у молодого отца Гэбриела из секты и найти документы юной Карлиты, воспитываемой в монастыре. Странно здесь то, что служитель культа никак не предупредил приют и кардинала Лоуренса, ведь угроза их замыслу была вполне очевидной. Бреннан должен был находиться, как минимум, под постоянным наблюдением, но об этом сатанисты не подумали.
Как отбирались женщины для рождения сына дьявола?
Я честно попытался разобраться в хитросплетениях биологического аспекта воспроизводства Антихриста, но сломал мозг – возможно, у вас найдется логичное объяснение всему показанному. Из фильма мы узнаем, что ребенок сатаны должен получиться в результате "скрещивания" шакала и женщины из рода Скьянны (Сцианны, Шианны – сложнопроизносимое для русского языка имя). Почему так повелось, не объясняется, зато рассказывается, что успехом эти эксперименты прежде не заканчивались – плод либо умирал, либо рождались монстры, либо на свет появлялись девочки. Двумя выжившими девочками были именно Маргарет и Карлита – и кардинал Лоуренс принял решение попытаться воспроизвести Антихриста через "спаривание" с "дочерьми дьявола". Вроде всё логично, но в фильме есть сцена, в которой Маргарет видит прием родов у неназванной женщины, не относящаяся к роду Скьянны. Кто это был? По каким критериям ее выбрали? Эта часть истории осталась скрыта сумраком.
Откуда взялся шакал?
Кстати, об "отце". Этот вопрос занимал поклонников франшизы еще с момента выхода на экраны оригинального "Омена" – тогда, впрочем, предполагалось, что сатанисты для появления Антихриста использовали самку шакала, скелет которой был найден в могиле Марии Скьянны. Ни в классической ленте Доннера, ни сейчас, в "Первом знамении" никак не объясняется, почему дьявол использует животное для распространения своего семени. Еще более странным выглядит решение оккультистов бросить шакала в горящей больнице – а если бы вариант Дэмиена не сработал, если бы мальчик не дожил до взрослых лет, если бы что-то пошло не по плану? – где бы культ взял нового "отца"? Очевидно, что авторы фильма хотели всё свести к известному символизму и уже имеющимся деталям вселенной, но получилось несколько нелогично.
Почему культ не убил Бреннана?
Возвращаясь к странным взаимоотношениям отца Бреннана с сектой, хочется отметить и еще одну деталь – довольно суровый ко всем остальным культ никак не желает расправиться с самым энергичным и целеустремленным своим противником. Выше мы задавались вопросом, почему отец Гэбриел не донес на Бреннана, когда тот впервые задался вопросами о Карлите, но далее в фильме следует еще более вопиющий эпизод. Когда Бреннан и Маргарет выясняют, кто находится в ее чреве, они мчатся в больницу, но их машину перехватывает автомобиль сектантов. Маргарет похищают, а отца Бреннана, который знает больше, чем кто-либо еще... просто бросают. Он остается лежать на улице без сознания, при том что рядом был тот самый отец Гэбриел, который давно должен был поставить точку в этой игре. Нелепая неосмотрительность, которая показывает культ неумелым и недальновидным.
Почему культ бросил сестру Дэмиена умирать?
Развязка с родами Маргарет тоже оставляет множество поводов для недоумения. Мне, например, совершенно непонятно бездействие культа в отношении новорожденной девочки, сестры Дэмиена. Очевидно, что всё внимание сектантов было обращено к сыну дьявола, но бросить умирать его сестру в огне пылающей больницы – это не ужас, это глупость. Здоровая новорожденная девочка, прежде всего, могла в будущем послужить "сосудом" для новых экспериментов, которые прежде давались секте с огромным трудом. Во-вторых, кто может поручиться за то, что дочь дьявола будет обладать меньшей силой, чем сын – на это, как я полагаю, намекает концовка фильма. Брошенная сестра вполне вероятно станет оружием в борьбе с взрослым Дэмиеном в будущем.
Зачем врачи культа зашили Маргарет после операции?
Еще одно противоречие кульминационной сцены рождения детей дьявола – операция, проведенная над Маргарет. После того как дети были извлечены из ее живота, врачи зачем-то зашивают женщине живот. Выглядит это страшно и отвратительно, но не имеет абсолютно никакого смысла – Маргарет слишком своенравна и мятежна, чтобы оставлять ее жить. Культ вполне мог оставить ее умирать, ведь у них оставалась Карлита в качестве резервного сосуда. Между тем, главную героиню старательно возвращают к жизни и дают возможность спасти дочь из огня – а ведь совсем недавно Маргарет едва не разрушила замыслы сторонников Антихриста.
Как Карлита выбралась из "черной комнаты"?
По всем правилам драматургии, в финале обессиленную Маргарет и ее новорожденную дочь из огня выводит Карлита, которая впервые за всю свою жизнь от кого-то ощутила любовь и заботу. Всё бы ничего, героизм в таких обстоятельствах можно только приветствовать, если бы не одно "но" – в начале финальной арки Маргарет предприняла попытку спасти сестру из монастыря, но та была заперта в "черной комнате", своеобразном карцере, где отбывали наказание нерадивые сестры. Нерв истории требовал появления Карлиты в больнице, но нам не показали, как она выбралась из заточения – в "черной комнате" ее обычно держали связанной и запертой. У девушки в монастыре был еще один союзник? Или это божий промысел?
Как отец Бреннан нашел новое жилье Маргарет?
Последние кадры фильма – неожиданная встреча старых знакомых. Отец Бреннан приходит к дому, спрятавшемуся вдали от цивилизации, и находит в нем Карлиту и Маргарет с подрастающей дочерью. Судя по всему, прошло достаточно лет, но, по словам Бреннана, секта не забыла о том, что сделала Маргарет и не оставила попыток найти ее, как бы хорошо та не спряталась. При этом нам никак не объясняют, каким образом сам Бреннан вышел на спрятавшихся женщин – вряд ли они сами его пригласили. Если найти беглянок смог "хороший парень", значит, могут и "плохие" – у меня для Маргарет плохие новости...
Почему в фильме не показали Карла Бугенхагена?
Из оригинального "Омена" и его продолжения под названием "Дэмиен" мы знаем о существовании Карла Бугенхагена, археолога и экзорциста, посвятившего свою жизнь сражению с дьяволом. Именно он в фильме 1976 года передал Роберту Торну семь кинжалов, способных убить Антихриста. По старым фильмам понятно, что отец Бреннан был знаком с Бугенхагеном еще до рождения Дэмиена, но в "Первом знамении" археолог не появляется и даже не упоминается. Было бы логично, если бы "Бреннан" повез беременную Маргарет к Карлу, но в фильме на этот счет ничего не сказано. Странно опускать такой важный персонаж.
Как культ планировал держать Дэмиена в своих руках?
Ну, и, наверное, самый большой вопрос хочется обратить к кардиналу Лоуренсу. А какие у него были планы относительно Дэмиена в будущем? Понятны мотивы призыва Антихриста – с появлением темной силы церковь рассчитывала увидеть приток прихожан и возрождение былого могущества. Сомнительно, как говорится, но оукей – поверим в то, что страх заставит уверовать. Но что дальше? Держать дьявола в узде Лоуренс каким образом собирался? Почему кто-то решил, что Дэмиен будет на стороне сектантов? Какие у них были способы им манипулировать? Почему ни у кого не возникло мысли, что Церковь всегда будет для Антихриста противником, какие бы она усилия не предприняла для его рождения? Пожалуй, единственным способом контролировать Дэмиена было не разрывать его связь с матерью, но Лоуренс на это не пошел. Так в чем же был его план?
Впрочем, всё это – только легкие придирки. В целом, мне скорее понравилось – всё, от визуальной стилизации под картины 1970-х до уровня кровавости и насилия, говорит о том, что авторы поработали с имеющимся материалом и попытались максимально точно воспроизвести атмосферу классических хорроров франшизы "Омен". Теперь будет интересно понять, в какую сторону авторы решат двигаться дальше – картина не собрала какой-то умопомрачительной кассы, но получила хорошие рейтинги и от критиков, и от зрителей, а значит, продолжение вполне может появиться. Что это будет – еще одна предыстория, спинофф про сестру Дэмиена или, возможно, продолжение основной истории, остановившейся на четвертой картине? Вариантов много, и я согласен на любой.
И мы непременно еще вернемся и к этому хоррору, и к оригинальным картинам – на эти темы я могу писать бесконечно. Но сейчас хочется переключиться на другие фильмы и сериалы, на канале Киноведа в штатском ценится разнообразие. Если вам такие тексты интересны, заглядывайте регулярно – будет о чем поспорить в комментариях. Еще больше всего интересного – в нашем телеграме, там мы вас тоже будем рады видеть. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, ничего не бойтесь, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: