Почему завещание?
«Вишнёвый сад» - самое знаменитое произведение мировой драматургии ХХ века. Пьеса стала последним произведением, своеобразным завещанием Антона Павловича Чехова (1860-1904), к созданию которой он готовился несколько лет. Смертельно больной писатель прекрасно понимал, что замышляемая пьеса подводит итог всей его работе в русской литературе, поэтому он тщательно работал над ней. «Ему предстояло еще раз преобразовать театральную систему».
Оригинальность пьесы определяется желанием Чехова наметить такие пути и художественные формы, посредством которых цель преобразования театральной системы могла бы быть достигнута не им, а уже другими драматургами, идущими вслед за писателем. «Вишнёвый сад» – это конечно пьеса-итог, но одновременно и пьеса-провидение, в которой намечались новые горизонты искусства драматургии.
Проблема времени
Проблема времени – ключевая тема для анализа «Вишнёвого сада». Исследование художественного времени позволяет уяснить и основной конфликт пьесы, и особенности ее образной системы, и многие детали. «Вишнёвый сад» был написан на рубеже веков, в крайне непростое для России время, эпоху глобальных перемен. В последние годы жизни Чехов драматически остро ощущал бег времени. В письме от 7 февраля он замечал «Время идет быстро, очень быстро! Борода у меня стала совсем седая, и ничего мне не хочется. Чувствую, что жизнь приятна, а временами неприятна – и на сем останавливаюсь и не иду дальше». Писатель чувствовал перемены, в обществе нарастали революционные идеи о глобальном переустройстве жизни («Мы садим новый сад, лучше этого!»), воплощение которых у него вызывает сомнения.
Главная тема пьесы: гибель «дворянских» гнезд, смена дворянского мира с его обветшавшими ценностями миром предпринимателей. Безусловно, это самая животрепещущая тема начала ХХ века, которая вызывала к жизни сам замысел "Вишнёвого сада". В пьесе видны и другие темы, не менее важные: конфликт поколений, трагедия непонимания людей друг другом; отсутствие в жизни гармонии и любви; бесприютность и отсутствие корней, привязывающих человека к дому, к родине, к памяти предков.
Самой же актуальной темой пьесы А.П. Чехова является тема гибели красоты в жизни людей, исчезновение из их жизни «животворящих святынь», связующих поколения, уничтожение культуры, символично изображенной в образе вишнёвого сада.
Что такое «Вишнёвый сад»?
Вишнёвый сад — это не только место, где разворачиваются события пьесы. Это полноценное действующее лицо в произведении: его любят и жалеют. Сад изменяется по ходу действия: в начале пьесы он цветёт, а в четвёртом действии его рубят — сад погибает. Он имеет конкретное реалистическое понимание (имение, сад, его плоды) и обобщённо символическое значение (для Раневской сад - утерянное прошлое, для Лопахина олицетворение его власти в настоящем, для Ани и Пети Трофимова – будущее России).
В отношении к саду проявляется сущность героев. Раневская и Гаев нежно любят свой сад, но не находят в себе силы его продать и в итоге его теряют. Раневская демонстрирует свою неприспособленность к жизни, непрактичность, отказываясь от совета Лопахина: «Дача и дачники — это так пошло, простите». Гаев отдаёт себе отчёт в том, что «сад продадут за долги», придумывает разные способы его спасения, но не реализует их.
Лопахин не хочет передавать сад в чужие руки — и покупает его. Себя он считает частью этого сада, поскольку его отец был крепостным у родителей Раневской и Гаева, но он не понимает красоты, поэтичности сада. Покупка сада Лопахиным символична: она указывает на смену правящих классов в России.
Вишнёвый сад — это память предков, это красота, это чувство родины, это культура. Действительно, «вся Россия — наш сад!» И это то, что оказалось обречено на уничтожение в начале ХХ века.
Комедия ли «Вишнёвый сад»?
Определение пьесы как комедии связано с особым чеховским пониманием природы этого жанра. Чехов считал, что пьесы этого жанра должны изображать жизненные реалии, в которых смех и грусть неразрывно переплетены. Чехов однажды высказал идею: «Вот надо бы написать такой водевиль: переживают двое дождь в пустой риге, шутят, смеются, сушат зонты, в любви объясняются — потом дождь проходит, солнце — и вдруг он умирает от разрыва сердца! На вопрос о том, какой же это будет водевиль, Чехов отвечает: «А зато жизненно. Разве так не бывает? Вот шутим, смеется — и вдруг хлоп! Конец!» Этому разговору почти сто лет, и все эти годы театры многих стран ищут «меру грустного и смешного» в чеховских пьесах. Ясно одно: однозначному жанровому прочтению — только печальному или только комическому — эти произведения не поддаются. Чеховские пьесы часто кажутся «бесконфликтными». В них нет ярко выраженного противостояния персонажей, интрига сюжета ослаблена, а сама пьеса сосредоточена на глубоком психологическом анализе характеров. В «Вишневом саде» в жизни персонажей нет явных катастроф — если не считать аукциона, о котором они знают заранее. Интересно в этой связи и такое суждение А. П. Чехова: «Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней всё перемешано — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным». Для А. П. Чехова нет деления жанров на высокие и низкие, серьезные и смешные, поскольку такого деления не происходит и в самой жизни. А раз этого нет в жизни, значит, не должно быть и в искусстве.
Символичность и мотивы: почему это важно и о чём они говорят?
Чехов отходит от шаблонных сюжетных ситуаций и разрушает привычные стереотипы в создании драматических конфликтов: "Во всей пьесе ни одного выстрела, зачем же в руках у Шарлотты появляется ружьё?". Ружьё, которое обязательно должно выстрелить, можно считать избитым приемом. Чехов использует его наоборот - ружьё не стреляет.
Тем не менее в пьесе присутствует убийство. Убит Вишнёвый сад, убита красота. Всё это происходит без выстрелов, но от этого впечатление становится еще более сильным.
Напряжение в "Вишнёвом саде" поддерживается "случайными" репликами, которые приобретают символический смысл. Вот пример диалога героев, которые у Чехова никогда не слышат друг друга:
Лопахин. «Надо окончательно решить, - время не ждет… Согласны вы отдать землю под дачи или нет? Ответьте одно слово: да или нет? Только одно слово!»
Любовь Андреевна. «Кто это здесь курит отвратительные сигары…»
Невербальные элементы, такие как паузы, жесты и фоновые шумы, играют существенную роль в создании психологической подоплеки. Обстановка и мелкие детали также дополняют это впечатление (например, скрип сапог Епиходова).
У каждого персонажа пьесы есть характерная деталь, жест или привычка, которые сопровождают его на протяжении всего действия. Например, Раневская постоянно роняет вещи (телеграммы, кошелек), что символизирует рассыпающуюся жизнь и потерю ценностей.
В пьесе есть несколько повторяющихся мотивов. Один из главных - "повреждение". Все происходящее с Епиходовым связано с нелепыми случайностями. Другой мотив - смерть и кладбище, который ощущается в упоминаниях Раневской о погибшем муже и сыне, а также в видениях покойной матери.
Белый цвет в пьесе символичен, он ассоциируется не только со смертью, но и с воздушностью, призрачностью и прозрачностью. Он создает атмосферу возможной гармонии, которая когда-то существовала, но теперь утрачена. Главный символ-метафора пьесы - Вишнёвый сад.
В чём же суть завещания?
По мнению Чехова, культура приобретается сложнее, чем материальное богатство. Она нарабатывается поколениями и передается по наследству.
Герои пьесы "Вишнёвый сад" мечтают о синтезе ценностей разных эпох. Однако, как считает Чехов, это невозможно из-за фундаментальных различий в мировоззрении разных социальных групп. Лопахин пытается привить дворянской культуре купеческую предприимчивость, но это обречено на провал. Для Лопахина труд - необходимость, в отличие от дворян.
Герои также по-разному понимают красоту. Для Раневской и Гаева красота вишневого сада самоценна, а для Лопахина - вторична по отношению к практической пользе.
Покупка вишневого сада Лопахиным - попытка объединить ценности разных эпох. Однако Лопахин не собирается сохранять всё в прежнем виде. Он хочет усовершенствовать старый "рай" в соответствии с новыми временами.
Лопахин живет настоящим, в отличие от владельцев вишневого сада, которые живут воспоминаниями. Для Ани и Пети настоящее еще не наступило, они его предчувствуют.
Для Чехова прошлое, настоящее и будущее - единый поток, условно разделенный для разных людей. То, что для одного прошлое, для другого - настоящее, а для третьего - будущее.
Автор «Вишнёвого сада» ставит философский вопрос о смысле человеческого бытия, его подлинности и фальши. Ответом становится финал комедии, последние слова Фирса: «Про меня забыли... Ничего... Я тут посижу...», «Жизнь-то прошла, словно и не жил...». Мера ценности человека становится мерой оценки Чеховым всех живущих в этом времени. К сожалению, по мнению автора, мера ценности человека в России была, есть (и будет?) не высока.
"Вишнёвый сад" в XXI веке
В современном мире технический прогресс стремительно меняет мир со скоростью невиданной Чехову. Разница между представителями разных поколений ощущается всё сильнее. Соответственно, человеку всё сложней понять человека. Нам стоит на секунду остановиться, вспомнить мудрые слова и посмотреть вокруг,- не такие уж мы и разные люди, ведь сделаны из одного материала, одинаково можем и смеяться, и плакать, и любить, и страдать. Человеку стоит увидеть человека за маской социальной роли. Нам стоит нежней относиться к «Вишнёвому саду». В итоге ведь все мы когда-то можем стать Фирсами, совсем оторванными от настоящего, одинокими и никому не нужными.