Логопед нужен только с пяти лет
Один из самых стойких и довольно опасных мифов о работе логопеда. Из-за него родители тянут с походом к врачу и поэтому упускают период в развитии речи, наиболее благоприятный для вмешательства специалиста.
Как на самом деле. После пяти лет у детей появляется критичность к собственной речи и ее чистоте, внутренняя мотивация к коррекции нарушенного звукопроизношения. Ребенку становится самому интереснее заниматься с логопедом, он начинает поправлять себя в речи. Поэтому именно в этом возрасте к логопедам обращаются чаще.
Однако это не значит, что до пяти лет проблем с речью не бывает или их нельзя решить. Логопед работает с детьми с рождения: некоторые анатомические проблемы можно выявить очень рано.
Если ребенок не говорит, нужно просто подождать
Когда ребенок не говорит простыми спонтанными фразам вроде «папа, дай» в 2,5 года, родителям могут посоветовать оставить малыша в покое. В пример приводят знакомых детей, которые заговорили позже, но зато сразу чуть ли не стихами.
Как на самом деле. Бывает, что мальчики действительно начинают говорить позже девочек, но всего на несколько месяцев. А если в семье есть близкие родственники, которые начали говорить поздно, или ребенок — это недоношенный мальчик, скорее всего, он заговорит позже. Среди поздно начавших говорить детей чаще оказываются близнецы, но в возрасте 4—6 лет разрыв в речевом развитии уменьшается, и они способны догнать сверстников.
В остальных случаях можно упустить время для диагностики и начала работы с логопедом, если тянуть и не обращаться за помощью.
Логопед только ставит звуки
Это самая популярная ассоциация с работой логопеда. На приеме у специалиста всегда все одно и то же: ребенок сидит напротив зеркала, делает упражнения языком или лежит на кушетке и «заводит моторчик» — вибрирует языком, чтобы лучше произносить звуки [р] и [рь].
Как на самом деле. Чаще всего родители обращаются к логопеду, когда дошкольник не произносит звук [р] или смешивает звуки в речи — именно в этих случаях формы работы за столом напротив зеркала и на кушетке одни из ведущих.
Тем не менее логопедия — это педагогическая наука о разных нарушениях речи у людей любого возраста. Чтобы проводить диагностику, коррекцию и профилактику, будущие логопеды изучают много дисциплин из медицины, лингвистики и психологии. То, какие знания и методы работы применяет логопед в конкретном случае, зависит от речевого нарушения, возраста и индивидуальных психических особенностей человека.
Родители могут заменить логопеда
Часто можно встретить мнение, что проблему с речью можно решить за 10—15 занятий у логопеда, а остальное — это трата денег и времени. Либо достаточно посмотреть видео в интернете и попробовать поставить звуки самим.
Как на самом деле. Развитием речи по возрасту с ребенком без речевых проблем могут заниматься родители, детские клубы, центры с общеразвивающими занятиями. Бывают ситуации, когда родитель может изучить тему, а потом поставить, закрепить и ввести звук в свободную речь ребенка. Это обычно возможно при простом нарушении звукопроизношения, когда проблема с речью не вызвана неврологическими причинами.
Однако такие меры не помогут, если нарушение касается сразу всех частей речи: звукопроизношения, связности, лексического и грамматического строя. В таком случае нужна комплексная работа. Ее продолжительность и эффективность зависят от множества факторов: речевое нарушение и его форма, степень выраженности, есть ли неврологические нарушения, от возраста ребенка и его личностных особенностей, времени начала коррекции.
Логопед в одиночку исправит любые проблемы с речью
Некоторые люди думают, что при подозрении на нарушение развития речи нужно идти к логопеду: он все умеет, и никакие другие специалисты или врачи не нужны.
Как на самом деле. В случае нарушений речи логопед не всегда будет первым специалистом для ребенка. Например, сам логопед может посоветовать вернуться после консультаций и начала работы других врачей и педагогов.
Такое случается, когда в развитии ребенка нужно в первую очередь решить другие проблемы, связанные с речью косвенно: проверить состояние слуха, зрения, неврологический статус ребенка. Либо необходимо начать работу с педагогом-психологом или дефектологом, чтобы развить базу речи — ощущения, восприятие, мышление, память, произвольную регуляцию поведения, подражание взрослым, мотивацию к взаимодействию.
Логопед должен работать строго за столом, как врачи в больницах и педагоги в школах
Есть стереотип, что на занятиях с логопедом ученик ровно сидит за столом и занимается со специалистом, а все остальные практики, вроде игровых упражнений, — ерунда и баловство, поиграть можно и дома бесплатно.
Как на самом деле. Место и формат работы логопеда зависят от задач, возраста ученика и этапа работы.
Ведущая деятельность у детей дошкольного возраста — игра. Поэтому многие специалисты подстраивают свои занятия так же. У логопеда игры дидактические: они должны обучить какому-то умению или проверить его усвоение. Еще в игре логопед налаживает контакт, сотрудничество, завоевывает доверие ребенка. Закрепление умений может происходить в сюжетно-ролевой или соревновательной игре: это стимул достигать результата.
Главная цель работы с логопедом — «запуск» речи и ее развитие
Может казаться, что самое важное — это запустить речь, чтобы ребенок заговорил и общался именно с помощью устной речи.
Как на самом деле. Отстроить и запустить устную речь — очень важная цель при работе с неговорящим ребенком, особенно при сопутствующих неврологических нарушениях. Для большинства родителей это будет критерием результативности работы с логопедом — то, как быстро и полно заговорил ребенок.
Однако это не всегда происходит быстро, а бывает и вовсе невозможно на данном этапе. При этом в любом случае ребенку необходимо дать возможность общаться, обеспечить его средствами общения.
Логопед нужен только детям
Есть стереотип, что логопед — это исключительно детский специалист. И раз эффективнее всего заниматься с логопедом именно в детстве, то взрослому с проблемами в речи остается только смириться.
Как на самом деле. У логопедов бывают неформальные специализации, в рамках которых специалисты работают не только с детской речью. Например, есть заикологи, которые занимаются коррекцией заикания, в том числе и у взрослых.
Другая важная и интересная специализация — афазиологи. Это специалисты, которые работают с людьми после инсульта, черепно-мозговых травм, контузий. У детей такое нарушение речи встречается реже, оно менее стойкое и прогноз более благоприятный, так как детский мозг растет и развивается.
Логопед может поставить звук за 1-2 занятия
Некоторые мамы убеждены, что поставить звук можно буквально за пару занятий. Ведь именно так было с ребенком приятельницы. Так бывает, но постановка звуков, как и развитие речи, не укладывается в строгие временные рамки – все очень индивидуально.
Как на самом деле. Нужно понимать, что важно не только поставить звук (изолированно), но и автоматизировать его в речи, а это точно не сделать за 2 занятия. В каждом случае — это ребенок со своими отличительными чертами, возможностями, темпом работы и усидчивостью. Большое значение имеет строение артикуляционного аппарата, вовлеченность в процесс не только ребенка, но и родителей. Факторов, которые влияют на скорость и процесс обучения – много и, если запастись терпением, результат обязательно будет.
Ребенок наследует особенности речи родителей
Как на самом деле. Ребенок не рождается со способностью к речи, он ей овладевают в ходе развития. И у каждого это свой путь: у родителей могли быть одни причины для возникновения недостатков и нарушений речи, а у ребенка могут быть совсем другие. Часть особенностей может и перейти к ребенку, но это не обязательно.
Если пропустим занятие — ничего страшного не произойдет, мы же выполняем задания логопеда.
Как на самом деле. На самом деле это широко распространенное заблуждение о том, что выполнение заданий логопеда могут заменить занятия с самим специалистом. Очень часто бывает, что занятия по каким-либо причинам пропускаются, и из-за пропусков получается меньше занятий в месяц, нарушается систематичность.
Для получения ожидаемого результата достаточно посещение логопеда раз в неделю⠀
Как на самом деле. Говорит человек постоянно, а не раз в неделю. Если надеяться только на занятие с логопедом, то в остальное время он будет «упражняться" дефектной речью.
Ребенок будет заниматься, если ему интересно.
Как на самом деле. Это не совсем правильная установка. Логопед делает все возможное и зависящее от него, чтобы занятия были интересны, но часто у детей с недостатками речи снижен познавательный интерес. И мотивировать ребенка должны родители, они лучше знают, как его заинтересовать. Логопед решает все проблемы с речевым развитием путем систематических, длительных занятий, совместными усилиями педагога, ребенка и родителей.