Любовь и страсть сделали ее философом-киником: Гиппархия Маронейская

Когда говорят о женщинах-интеллектуалках древности, в первую очередь вспоминают Гипатию Александрийскую, и это закономерно. Она была выдающейся личностью. Однако, были и другие женщины, посвятившие себя чисто интеллектуальным занятиям. Одна из них — философ-киник Гиппархия Маронейская. Трудно сказать, насколько глубоким мыслителем она была, ее текстов не сохранилось, а о ней самой известны в основном, байки, касающиеся ее личной жизни.

Впрочем, учитывая, что она относилась к школе кинизма, то можно сказать, что свои философские идеи она реализовывала через образ жизни (как и самый известный сторонник этого направления — Диоген Синопский, живший в бочке). Судя по всему, Гиппархия была волевой и решительной женщиной, притом страстно любившей своего мужа.

Римская фреска из виллы Фарнезина с изображением Гиппархии Маронейской и Кратета Фиванского
Римская фреска из виллы Фарнезина с изображением Гиппархии Маронейской и Кратета Фиванского

Эта любовь, собственно, и сделала ее философом-киником. Родившись примерно в 350 году до н.э. в городе Маронее во Фракии, юная Гиппархия с семьей переехала в Афины. Тут ее брат Метрокл начал изучать философию, а учителем выбрали киника Кратета, выходца из Фив. Кратет начал ходить в дом, и Гиппархия влюбилась в него всей силой своей девичьей души. Эта античная предтеча Татьяны Лариной не скрывала своих чувств, и родители забеспокоились. Если, как учитель для сына, Кратет был еще ничего, то как жених дочери решительно их не устраивал. Они попросили философа самому дать это понять юной девице.

Кратет и сам понимал, что он не пара знатной девушке и решил воздействовать на нее так: встал перед ней на колени, снял с себя одежду и сказал, что это единственная собственность философа. Гиппархию вид голого Кратета полностью устроил, а родителям она пригрозила самоубийством, если ей не позволят выйти замуж за него.

Джейкоб Кэтс. "Гиппархия и Кратет".  Кратет пытается отговорить Гиппархию от ее привязанности к нему, указывая на свою голову, чтобы показать, какой он уродливый.
Джейкоб Кэтс. "Гиппархия и Кратет". Кратет пытается отговорить Гиппархию от ее привязанности к нему, указывая на свою голову, чтобы показать, какой он уродливый.

Так как слов на ветер она не бросала, родители перепугались, и Кратет, как честный человек, был вынужден жениться. Гиппархия без сожалений покинула свой богатый дом и поселилась с мужем на улице, ибо, будучи убежденным киником, Кратет отвергал материальные ценности (в свое время он роздал свое немалое имущество и ушел в нищие философы) и общественные условности. Не знаю, как там Метрокл, продолжились ли занятия с ним, но точно известно, что Гиппархия активно училась у мужа философии и сама стала приверженкой кинизма.

Жили они буквально под открытым небом, в том числе интимной жизнью, за что их обвиняли в безнравственности. Но киники на то и киники, чтобы плевать на общественную мораль. Кратет и Гиппархия вели ту жизнь, которая соответствовала их взглядам. Родились, кстати, сын и дочь. Гиппархия наравне с мужчинами участвовала в публичных дискуссиях, особенно известны ее диспуты с киренаиком Феодором Безбожником, которого она постоянно ставила в тупик своими софизмами. Она написала несколько философских трактатов, к сожалению, не сохранившихся.

Гиппархия оказалась единственной женщиной, которой посвятил отдельную запись Диоген Лаэрций в своей книге о 82 самых значительных философах Греции.

Приглашаю вас в другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях", а также прошу поддержать своим присутствием добиваемый Дзеном канал моего мужа "Александр имхо"

А тут я читаю стихи