Найти в Дзене
Солнце светит всем

Зеленогорск. Музей "Лошадиная сила"

Как и обещала, сегодня расскажу про музей ретро автомобилей и мотоциклов «Лошадиная сила». Музей находится на территории Зеленогорского парка культуры и отдыха, экспозиция небольшая, на весь осмотр мы потратили примерно 40 минут.

-2

Ощущение после, кажется, что я окунулась в свое детство - советские игровые автоматы, тир, дедушкины «Жигули», часы с кукушкой и еще масса всего интересного. Огромная благодарность владельцу музея за приятную атмосферу и вежливый персонал.

-3

Касса находится напротив музея, в отдельном киоске. Взрослый билет – 200 руб., дети, инвалиды, пенсионеры -150 руб.

Музей представляет собой небольшой ангар, вдоль стен которого установлены ретро - автомобили, в центре мотоциклы, а также есть стеллажи и витрины с разными предметами советской эпохи. Автомобили огорожены, близко к ним не подойти.

Экспонаты я рассматривала не по порядку, глаза то и дело выхватывали знакомый или интересный предмет и ножки сами топали в том направлении. Потом снова возвращалась, и так несколько раз. Единственное, что не понравилось, не везде были информационные таблички, поэтому могу ошибиться в описании. А еще в помещении было немного тусклое освещение, фото получились не очень. Итак, начнем.

Несколько витрин с моделями автомобилей и военной техники.

Коллекция спичек. Даже не представляла, что когда-то было такое оформление спичечных коробок.

-6

Балет на спичках, оригинально.

-7

Оказывается в Советском Союзе существовало более тридцати фабрик по изготовлению спичек, но только три из них - «Маяк», «Гигант» и «Ревпуть» - выполняли госзаказ: печатали особенную полиграфию. Другие же фабрики особо не выделялись оформлением - на коробке был какой-нибудь орнамент и название предприятия, где выпустили продукцию. В советское время этикетка спичечного коробка выполняла функцию мини - плаката. На ней отмечались важные даты и события, печатались гражданские призывы.

-8

Подстаканники, в голове сразу всплывают картины из поезда.

-9

Когда появились подстаканники в России точно неизвестно, тут есть несколько версий. По одной из них, историки считают временем появления подстаканника начало XX века в связи с отказом от фарфора, предпочитая стекло.

Другие утверждают, что подстаканник появился в России с 1720-х годах, в то время, когда страну провозгласили Российской империей и были введены новые правила этикета. В чайной церемонии женщинам полагалось пить чай из фарфоровой посуды, а мужчинам – из стаканов. Пить горячий чай из стакана было неудобно, тогда и придумали подстаканники.

Третьи считают началом истории появления подстаканника 1631 год, когда в страну привезли чай. Соответственно и подстаканники прибыли из-за границы. В XIX веке подстаканники были уже не просто посудой, а превратился в статусную вещь, наравне с именными часами. Их стали делать из серебра как символ благополучия и изобилия.

А здесь похоже, антикварная печатно-пищущая машинка "Москва модель 4" 1956 года. Изготовитель - Московский завод портативных пишущих машин. Машинка "Москва" модель IV является абсолютной копией американской модели "Underwood Universal" 1938 года выпуска.

-10

За моделями военной техники экземпляр газеты «Советская Балтика», дата выхода 1 мая 1945 года.

-11

А здесь среди машинок карманный атлас автомобильных дорог «Прибалтика и Белоруссия». Да, было время. У нас тоже когда-то в авто лежал атлас дорог по Кавказу и Краснодарскому краю.

-12

На дальнем плане водолазный костюм. Судя по шлему и сапогам, весит он очень много. Поискала по фото, похож на трёхболтовое водолазное снаряжение, «трёхболтовка». Если верить информации в интернете, данное снаряжение используется в российском ВМФ и гражданском флоте с XIX века и по сей день. Пара водолазных галош, входящих в состав комплекта, имеет общую массу более 20 кг, вес шлема – 18 кг.

-13

Атрибуты ГАИ. Спустя 26 лет ГИБДД России переименовали обратно в ГАИ (Госавтоинспекцию). Зачем это было нужно тогда и сейчас непонятно. Ну и хорошо, что вернулось старое название, а то ГИБДД так и не прижилось в народе. Это как «Вкусно и Точка», останется все равно как «макдак».

На фото ниже старинные часы будильник Юнганс.

-15

Часовую мануфактуру Gebrueder Junghans (Юнганс, Германия) основал в 1861 году Эрхард Юнганс. Первые часы с логотипом «Junghans» были разработаны и изготовлены в 1866 году. В конце XIX века часы фирмы “Юнганс” наводнили российский рынок. В основном это была недорогая, но качественная продукция, рассчитанная на потребителя среднего достатка. Очень были популярны будильники “Юнганс”, на которые походили выпущенные позже первые отечественные будильники.

А теперь автомобили и мотоциклы, а попутно всё, что попадется на глаза.

-16

Москвич – 401, усовершенствованная версия 400-го Москвича выпускавшаяся с 1954 по 1956 год. Розничная цена авто - 9000 рублей.

Москвич – 403 (1964г.)

-18

В 1939 году компания Harley-Davidson Motors Co выпустила армейскую версию модели WL- Harley-Davidson WLA, специально разработанную для вооруженных сил США.

-19

Мотоцикл был оснащен двумя большими кожаными сумками, коробкой с боеприпасами, подставкой для пулемета, широким рулем с отогнутыми назад рукоятками и другими фишками. В народе мотоцикл называли «Валуй» или «Освободитель». В годы Великой Отечественной войны из США в СССР было поставлено более двадцати тысяч тяжелых военных мотоциклов модели WLA 42. После войны часть этих машин передали ГАИ.

-20

Во второй половине 1960-х годов в Европе наметился рост интереса к практичным автомобилям с кузовами хэтчбэк и лифтбэк. В России над разработкой подобной модели начали работать конструкторы недавно созданного Ижевского автозавода. Новая модель получила обозначение ИЖ-2125 (она же «ИЖ-Комби») и пошла в серию в 1973 году. За основу была взята уже освоенная в Ижевске модель Москвич-412. Иж-2125 использовался в автоспорте.

-21

Здесь таблички нет, но, похоже это мотороллер «Вятка» - первый советский мотороллер производства Вятско-Полянского машиностроительного завода. Выпускался с 1957 по 1966 год. Является копией итальянского мотороллера «Веспа» 150 GS 1955 года.

-22

Стеллаж с массой разных предметов, взгляд выхватил электрощётку-пылесос «Ветерок -3». Помнится этот чудной советский прибор, имелся и у нас дома. Толку от него не было, пользовались не часто, пару раз пытались им пальто драповое почистить от кошачьей шерсти, но не особо получилось)

-23

Кухонная утварь, разномастные самовары. Меня заинтересовал ящик из-под чая, тот что на верхней полке слева.

-24

Сохранилась надпись «Алексей Губкин и А. Кузнецов и К» Это товарищество было самой крупной фирмой в Российской империи в области чайной торговли, не считая товарищество «В. Высоцкий и К». Также оно было одной из самых крупных в мире. В 1840 году в городе Кунгуре, Пермской губернии, кунгурский купец 1-й гильдии А. С. Губкин открыл фирму по торговле чаем. Свой чай он продавал на Нижегородской и Ирбитской ярмарках. В 1881 году правление перемещено в Москву. В 1884 году внук Губкина А. Г. Кузнецов переформировал предприятие в торговый дом «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко»

-25

И снова авто – малыш ЗАЗ-965, изготавливался в период с 1960 по 1963 (965А – с 1962 по 1969). Запорожец стал последним автомобилем в СССР, двери которого открывались против движения. Одесситы любили называть ЗАЗ-965 «Еврейским танком». Кроме того в народе автомобиль называли «Запор», «Зазик», «Горбатый», Фиат Фольксвагенович, Жужик и Малыш. Автомобиль отличался довольно хорошей проходимостью и про него даже сложили шутку: «Где иномарка тормознет, «запор» на пузе проползёт!»

-26

А здесь на стеллаже люлька, жаль, нет таблички откуда она.

-27

ГАЗ-21 Волга (до 1969 года ГАЗ-М-21).

-28

Этот легендарный седан когда-то стал прорывом для советского автомобилестроения и символом своей эпохи. Массовый выпуск начался в 1957 году. Кстати на первой и второй сериях ГАЗ-21 была автоматическая коробка передач, но она не прижилась. Самым главным и неоспоримым качеством ГАЗ-21 была неприхотливость. «Волга» легко справлялась с суровыми дорожными условиями, при поломке была проста в ремонте. «Волга» использовалась обычными гражданами, в такси, службой скорой помощи, силовыми структурами. За рубежом «Волгу» называли «танк во фраке», «танк на колесах». С 1965 года проект забросили, никаких улучшений автомобиля не производилось. Последняя «Волга» ГАЗ-21 сошла с конвейера 15 июля 1970 года, уступив место ГАЗ-24.

-29

Мотоциклы разных моделей.

-30

Советский мотоцикл 1980 г. в. «Днепр» МТ 10-36. Участвовал в открытии летних XXII Олимпийских игр 1980 года, в торжественных мероприятиях проходивших в Ленинграде.

-31

На этом мотоцикле выступала дрессировщица Наталья Архипова с медведицей Катей. В 2013 году мотоцикл в аварийном состоянии приобрел реставратор Николай Нескушин, а 2022 году «Днепр» стал экспонатом музея «Лошадиная сила» в Зеленогорске.

-32

А это уже немецкий автопром - Hanomag Record 1938 года выпуска.

-33

Основанное в 1835 году Ганноверское акционерное машиностроительное общество специализировалось на производстве паровозов и другой тяжелой техники, потом в 1905-1908 годах концерн начал производить грузовые автомобили, а с 1933 по 1940 автомобиль среднего размера - Hanomag Rekord.

-34

ГАЗ-67 (ГАЗ-67Б) – советский военный полноприводный легковой автомобиль с открытым кузовом, имевшим вырезы вместо дверей. Автомобиль создан под руководством конструктора В.А. Грачева. На завершающей стадии Великой Отечественной войны ГАЗ-67Б широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как легкий артиллерийский тягач.

-35

После войны ГАЗ-67Б активно использовался не только у военных, но и в геологоразведке, лесном и сельском хозяйстве.

-36

Советский и российский тяжёлый мотоцикл «Урал», выпускаемый на Ирбитском мотоциклетном заводе (Свердловская область, г. Ирбит). В подавляющем большинстве случаев эксплуатируется с коляской. Помню в детстве на подобном мотоцикле, нас дядя в тайгу возил за ягодами. До сих пор помню эту тряску, я сидела в коляске.

-37

Это уже более современный экземпляр, транспортер переднего края – ТПК Луаз-967 (советский полноприводный плавающий автомобиль-транспортер,1985 год, Луцкий автомобильный завод).

-38

Автомобильные транспортеры предназначены для использования при эвакуации раненых с поля боя, подвоза боеприпасов, а также установки отдельных видов вооружения. Разработка началась в середине 50-х годов. Первый образец был готов в 1958 году. Серийно начал производиться с 1975 года по 1989.

А эта красотка ГАЗ М20 «Победа» - первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом полностью понтонного типа – без выступающих и их рудиментов, подножек и фар. На тот момент это был настоящий прорыв советского автопрома. Лично мне нравится дизайн, столько лет прошло, а на автомобиль приятно смотреть. Год производства 1946 -1958.

-39

Еще один интересный экспонат в музее - самодельный легковой автомобиль «Оптимист» (1985г.)

Создатель и конструктор этого детища – Ружицкий Константин Васильевич. Тип кузова: 2-х местное купе, закрытый, цельнопластиковый, на несущей стальной раме. Число мест: 2 взрослых, одно детское. Габариты: длина – 3, 36 м., ширина – 1,57 м., высота – 1, 26 м. Полная масса авто 1010 кг. Максимальная скорость 130 км/час. Двигатель «Судзуки», бензиновый, 4-х тактный, 4-х цилиндровый. Интересно, стоял ли он на учете в ГАИ.

-41

На следующем фото проигрыватель «Серенада» (выпускался с 1963 до 1970 года на заводе «Радиоприбор», г. Владивосток) и радиола «Волга» (выпускалась Рыбинским заводом приборостроения с 1957 года).

-42

Здесь мы закончили осмотр экспозиции. Музей «Лошадиная сила «рекомендую к посещению, особенно если вы любитель ретро техники и разных антикварных штучек.

Маршрут выходного дня. Едем в Зеленогорск