Найти в Дзене
История с Vir Magnus

Знакомства в дореволюционной России: как искали невест и женихов в XIX веке?

В дореволюционной России знакомства между молодыми людьми разных полов происходили не так просто, как сегодня. Во многих сословиях мальчики и девочки с малых лет росли порознь и почти не пересекались друг с другом. В гимназиях обучение юношей и девушек было раздельным; в университеты могли поступать только мужчины; знакомства на улице не дозволялись правилами этикета. В итоге каждое сословие находило свои способы выбора спутников жизни. Для дворян главным местом для знакомств были балы. Вывозя дочь на её первый бал — как правило это происходило в возрасте 16-17 лет — родители тем самым объявляли обществу, что девушка готова к предложениям о замужестве. Интересно, что негласной столицей бальной жизни была Москва. Хотя в Петербурге проводились пышные придворные торжества, приглашались на них только избранные: члены царской династии, высшая аристократия, семьи высокопоставленных чиновников и военных. А вот дворяне «попроще» на сезон балов съезжались в Белокаменную — особенно, если намер
Оглавление

В дореволюционной России знакомства между молодыми людьми разных полов происходили не так просто, как сегодня. Во многих сословиях мальчики и девочки с малых лет росли порознь и почти не пересекались друг с другом. В гимназиях обучение юношей и девушек было раздельным; в университеты могли поступать только мужчины; знакомства на улице не дозволялись правилами этикета. В итоге каждое сословие находило свои способы выбора спутников жизни.

Дворяне

Для дворян главным местом для знакомств были балы. Вывозя дочь на её первый бал — как правило это происходило в возрасте 16-17 лет — родители тем самым объявляли обществу, что девушка готова к предложениям о замужестве.

Интересно, что негласной столицей бальной жизни была Москва. Хотя в Петербурге проводились пышные придворные торжества, приглашались на них только избранные: члены царской династии, высшая аристократия, семьи высокопоставленных чиновников и военных. А вот дворяне «попроще» на сезон балов съезжались в Белокаменную — особенно, если намеревались подыскать себе подходящую партию. Такой эпизод есть в пушкинском «Евгении Онегине»: решив, что Татьяне пора замуж, мать по совету соседей решается отвезти её в Москву:

«Что ж, матушка? за чем же стало?
В Москву, на ярманку невест!
Там, слышно, много праздных мест».
— Ох, мой отец! доходу мало.
— «Довольно для одной зимы,
Не то уж дам хоть я взаймы».

Также дворяне могли знакомиться, нанося друг другу визиты: поездки в гости к соседям и знакомым были частью положенного по этикету досуга. Хозяева часто пользоваться приездом гостей, чтобы представить подходящим молодым людям своих дочерей или других родственниц. Те, у кого душа лежала к сводничеству, могли порой специально пригласить к себе на обед знакомого холостяка и семью с ещё не просватанной дочерью.

Купцы

В купеческой среде, особенно среди самых богатых её представителей, браки часто были договорными. Коммерсанты рассматривали женитьбу детей как выгодную сделку или способ объединения капиталов, поэтому зачастую брачный союз между отпрысками двух купеческих фамилий заключался по инициативе родителей.

Ещё одним способом просватать детей в купеческой среде были услуги профессиональных свах: их можно было найти по объявлению в газете или по рекомендации знакомых. Знаменитый купец Иван Андреевич Слонов, родившийся в середине XIX века, в мемуарах вспоминал:

«Особенно славились свахи замоскворецкие; это был очень интересный тип, они и одевались по-особенному, платья носили самых ярких цветов, сверх которых накидывали на плечи большие пёстрые турецкие шали, голову повязывали шёлковыми цветными косынками, от последних кончики торчали у них на лбу и виде маленьких рогов».

По словам Слонова, свахи играли важную роль в купеческой жизни, хорошо зарабатывали и часто становились доверенными советницами купеческих семей. Чтобы побольше узнать о характере и привычках молодых людей из своего «реестра», свахи поддерживали связи не только с коммерсантами и их домочадцами, но и с прислугой. Нередко свахам приходилось быть посредницами в переговорах между родителями жениха и невесты, улаживая разногласия по поводу приданого или других финансовых вопросов.

Наконец, примерно во второй половине XIX века купцы в подражание дворянам стали устраивать собственные балы. На них молодёжь танцевала и общалась между собой, находясь под присмотром старшего поколения, которое тем временем могло завести новые знакомства и сразу побольше разузнать о тех, с кем танцуют их дети.

Разночинцы

Пожалуй, труднее всего знакомиться было разночинцам — детям интеллигентов, мелких чиновников, священнослужителей или обедневших дворян. У них не было возможности (в том числе финансовой) посещать балы, договорные браки в этой среде были не в ходу, а иных устоявшихся способов знакомства молодёжи вплоть до начала XX века не было. По словам историка Владимира Федюка, подавляющее большинство молодых разночинцев находили невест в гостях у приятелей: например, студент мог позвать сокурсника на обед и так познакомить его со своей сестрой или кузиной.

Крестьяне

Среди крестьян знакомства происходили наиболее просто: деревенские юноши и девушки, в отличие от представителей других сословий, не росли в отрыве друг от друга, а имели много возможностей для общения между собой: на работе в поле, на праздниках, гуляниях и ярмарках. Вообще нравы в крестьянской среде были довольно свободными и в целом дозволяли выбор жениха или невесты самими молодыми людьми. Для заключения брака требовалось благословение родителей, которое те, впрочем, обычно давали, если видели симпатию между детьми.

Правда, вплоть до отмены крепостного права возможности для выбора жениха или невесты у крестьян могли быть ограничены властью помещиков. Рядовым явлением были насильственные браки, заключавшиеся по воле хозяев. Кроме того, с XVIII века в Российской империи действовали государственные указы, обязывавшие помещиков выдавать крепостных девушек замуж в возрасте до 20 лет. Эту обязанность помещики исполняли самыми разными способами: кто-то выплачивал молодым крестьянам, вступавшим в брак, небольшие денежные поощрения, а кто-то, наоборот, вводил ежегодные штрафы для семей, в которых есть незамужние дочери брачного возраста (причём в некоторых поместьях — например, у князя Александра Борисовича Куракина — брачным считался возраст девушек от 13 лет).

XX век

В начале 1900-х годов повседневная жизнь горожан стремительно менялась — и в сферу знакомств также пришли изменения.

В 1906 году в России стали издавать еженедельную «Брачную газету», в которой любой желающий мог разместить объявление о знакомстве. Издание стало очень популярным, тираж достигал около 500 тысяч экземпляров. Свои объявления в газету присылали люди самых разных сословий — от дворян до простых мещан.

Так выглядел экземпляр «Брачной газеты» от 3 декабря 1917 года. 
Источник: Национальная электронная библиотека
Так выглядел экземпляр «Брачной газеты» от 3 декабря 1917 года. Источник: Национальная электронная библиотека

Интересно, что многие авторы объявлений — как мужчины, так и женщины —весьма открыто говорили о своих финансовых интересах. Нередко встречались пассажи:

«В целях брака ищу только богатую особу, прочие условия особого значения не имеют»;
«...приданое не менее 30 тысяч»;
«...желает завести знакомство, в целях супружества, с красивой, молодой барышней или вдовой, не более 25 лет, образованной и богатой».
«...барышня желает познакомиться с целью брака с богатым москвичом».

У кого-то требования были поскромнее:

«Прошу откликнуться (...) обеспеченного хотя бы службой».

Встречались, впрочем, и романтики:

«Познакомиться с особой-хорошим человеком желал бы, чтобы вместе взять от жизни пока можно и не поздно хотя бы минуты счастья, основанного на взаимном понимании и уважении, искренней любви и благородной, нежной дружбе. Обожанием и нежной дружбой отвечу на искренние и красивые отношения. Цель — брак. Прошу писать подробно и откровенно. Я — 40 лет, блондин, отзывчивый и корректный».

«Брачная газета» издавалась в России вплоть до 1918 года.

_________________

Источники:

Слонов И.А. Из жизни торговой Москвы. Москва: Тончу, 2006

Федюк В.П. Керенский. Москва: Молодая гвардия, 2009.

Пушкарёва Н. Частная жизнь русской женщины XVIII века. Москва: Ломоносовъ, 2012.

Ульянова Г. Круг жизни. Купеческая свадьба.

Чижикова А.С. Брачный церемониал российских дворян в XIX в.

«Брачная газета»: Национальная электронная библиотека