Найти тему
Игорь Ашурбейли

Асгардия в SIRIUS-23: время «рекордов» космической гонки прошло, планомерно готовимся к устойчивой жизни в космосе

В Асгардии в прямом эфире обсудили результаты первого полугодия изоляционного эксперимента SIRIUS-23.

14  мая экипаж SIRIUS-23, в который входит резидент Асгардии врач Ксения Орлова, отметил экватор эксперимента. На тот момент члены экипажа провели в изоляции ровно полгода. В честь этого события Правительство Космического Государства организовало вебинар в прямом эфире. В качестве спикеров выступили постановщики «Сириуса» и один из ведущих в мире учёных космической сферы, министр науки Асгардии профессор Флорис Ваутс.

Участие Асгардии в изоляционных экспериментах международного научного проекта SIRIUS – важный этап к выполнению её главной миссии – рождение первого ребёнка в космосе. В ходе этой программы изучается влияние факторов космического полёта на женский организм.

Асгардия является ключевым международным партнёром годового изоляционного эксперимента SIRIUS-23, стартовавшего 14 ноября 2023 года. Об этом напомнила Премьер-министр Асгардии Лена Де Винне, приветствуя гостей и зрителей вебинара. Общая научная программа Космической Нации, по её словам, строится на трёх направлениях: создание технологий искусственной гравитации, защиты матери и плода от радиации и эмбриология.

-2

Сергей Пономарёв, исполнительный директор проекта SIRIUS, заведующий лабораторией физиологии иммунной системы ИМБП РАН, который держит руку на пульсе всего, что происходит в проекте, отметил: «Роды в космосе – очень сложная задача, и мы должны хорошо подготовиться к столь экстраординарным событиям. Для этого необходимо знать, как женский организм адаптируется к различным факторам, связанным с космическими полётами, в том числе к изоляции. Это поможет минимизировать риски для здоровья женщины в космосе.

Учёные собирают подробную статистику. Так, текущий эксперимент, как и аналогичные предыдущие, показал определённые изменения в иммунной системе – недостаток иммунитета. Другие проводимые исследования касаются женской микробиологии и минерально-костного обмена».

По словам Пономарёва, необходимо принять некоторые контрмеры, например, правильно подготовить иммунную и нейроэндокринную системы. Учесть ограничение свободы и передвижения, гиподинамию, искусственную среду обитания в космической изоляции.

«Когда эксперимент завершится, мы объединим статистику с данными предыдущих миссий проекта SIRIUS, а также с данными, которые мы можем получить с МКС и других наземных симуляционных экспериментов, например, экспериментов с сухой иммерсией. Время рекордов прошло. Теперь нужно готовиться к устойчивой жизни в космосе», – заключил Сергей Пономарёв.

Отвечая на вопрос Лены Де Винне о промежуточных итогах текущего эксперимента, учёный заявил, что пока результаты мало отличаются от предыдущих миссий:

«Мы наблюдаем некоторое снижение различных параметров, характеризующих иммунную систему и особенно её функционирование. Интересно, что иногда мы можем наблюдать увеличение какой-то популяции клеток, но в целом наблюдается упадок функции лимфоцитов – ключевых клеток адаптивной иммунной системы, которые вырабатывают цитокины, помогающие нам, например, победить те или иные вирусы и запустить иммунные реакции. Также идёт некоторое снижение иммуноглобулинов, которые помогают защитить человеческий организм от бактерий, вирусов и других патогенов, приносимых извне».

При этом данные всё ещё в процессе сбора, полную картину мы увидим после завершения эксперимента.

Флорис Ваутс, министр науки Асгардии, руководитель лаборатории изучения невесомости и аэрокосмических исследований Антверпенского университета, «один из самых выдающихся мировых учёных по исследованию мозга астронавтов – по данным не только Google Scholar, но и ChatGPT», как представила его Лена Де Винне, назвал SIRIUS весьма непростым и важным экспериментом, потому что в нём мы имеем дело с годовой изоляцией, что, безусловно, сложная задача для добровольцев, так как на данный момент есть всего несколько человек в мире, чьё пребывание в космосе длилось не менее года.

Профессор Ваутс также упомянул эксперименты ИМБП с сухой иммерсией и неподвижным лежачим положением (АНОГ), которые могут естественным образом дополнить эксперименты, подобные SIRIUS, и испытать людей в условиях невесомости и отсутствия опоры.

Сергей Пономарёв добавил, что данные проекта SIRIUS, как и данные европейских и американских коллег, свидетельствуют об огромном воздействии космической среды на иммунную систему человека. Одно из последних исследований показало, что параметры иммунной системы снижаются в 2-3, даже в 4 раза по сравнению с обычной жизнью. Правда, иногда очень сложно сравнить результаты наземного модельного эксперимента, такого как SIRIUS, с реальным космическим полётом. Если бы один и тот же человек мог участвовать как в наземных экспериментах, так и в экспериментах на борту МКС, было бы очень полезно посмотреть, как он реагирует на весь список факторов космического полёта, включая микрогравитацию, радиацию и так далее.

Сергей Пономарёв и остальные участники вебинара обсудили и другие особенности длительного космического полёта: различные заболевания на борту корабля, реактивацию вирусов, например вируса герпеса, которая может произойти 2-3 раза за время космического полёта.

Пономарёв на вопрос инженера, пилота и члена Парламента Асгардии Сержа Коллина о том, как лично он относится к поведению экипажа SIRIUS-23 в условиях изоляции, ответил, что его жена участвовала в аналогичном 4-месячном изоляционном эксперименте.

И потом делилась впечатлениями: «После 2-3 недель в изоляции ты адаптируешься к условиям и почти забываешь о внешнем мире. Ты сосредотачиваешься на своём внутреннем мире, на эксперименте и иногда, спустя примерно 3 месяца, даже начинаешь сомневаться в том, существует ли на самом деле этот огромный внешний мир, к которому у тебя совсем недавно было так много привязок. Ты помнишь его как сон, потому что твой мир теперь крайне ограничен».

Члены экипажа ведут себя по-разному. Одни во время отдыха отделяются от остальной команды, уходят в свою каюту и наслаждаются одиночеством, другие играют в различные настольные игры и проводят время вместе. Очень интересно всё это исследовать. Как и в любом другом таком эксперименте, здесь случаются конфликты. Но это «мягкие» конфликты, которые могут возникать как между членами экипажа, так и между членами экипажа и Центром управления полётом. В зависимости от обстоятельств мы иногда специально стимулируем разрешение таких ситуаций. Пытаемся создать ещё один источник раздражения, чтобы участники конфликта переключили внимание на «внешнего врага».

Для моделирования различных ситуаций и анализа поведения членов экипажа, их видеозаписей, мимики и т. д. применяется ИИ, чтобы лучше понять объективные ощущения людей в изоляции.