Найти тему

«Китайские арабески» Жан-Батиста Пиллемана и Анны Аллен (ок. 1790-99)

Оглавление

Гравитация - прерывистая сила в проектах Жана-Батиста Пиллемана для «Новой сюиты китайских арабесок», выгравированных его женой, Анной Аллен. В цветочных микрокосмах, населённых крошечными восточными фигурками и фантастическими босхианскими тварями, драпируются фестоны и падают рыболовные приманки. А архитектурные сооружения - лестницы, пагоды, павильоны и мосты - кажутся заколдованными, парящими в воздухе или неправдоподобно сидящими на пестрой листве. Сами сады, свободно обрамлённые фантастической ботаникой, парят над или за пределами нашей приземленной реальности. Умение Пиллемана создавать визуальные конфекты, способствующие интеллектуальному и эстетическому побегу, обеспечило ему успех в качестве дизайнера и сторонника декоративной идиомы рококо, которую он популяризировал далеко за пределами родной Франции.

Фигуры и природные элементы на гравюрах Пиллемана и Аллен имеют мало общего с Китаем в том виде, в котором он когда-либо существовал. Увлечение импортными товарами с Дальнего Востока росло в Европе на протяжении всего XVII века по мере расширения деятельности Ост-Индских компаний. Такие предметы, как лаковая посуда и фарфор, ценились за их материальную экзотику, а также за интригующие орнаментальные мотивы. Однако в XVIII веке импорт оставался дорогостоящим, даже несмотря на то, что он продолжал вызывать восхищение у населения. А потому появилось множество подражаний, и, что естественно, европейские интерпретации восточноазиатских декоративных искусств все дальше и дальше отходили от своих прототипов и впитывали западные визуальные традиции. Одним из результатов этого явления стало шинуазри - причудливое видение воображаемого Китая, не как земного места, а скорее как утопического мира удовольствий и капризов, который был вписан в стиль рококо с его собственными манящими формулировками природы и фантазии.

В соответствии с декоративной направленностью шинуазри, человеческие фигуры в «Новой сюите китайских арабесок» скорее декоративны, чем телесны. Они отдыхают, любуются птицами, болтают, но не являются главными героями. Хотя в рококо есть множество европейских фигур, выполняющих аналогичные декоративные функции - например, прачки на одноименной картине Франсуа Буше 1768 года, - игривая экзотика шинуазри, кажется, в большей степени абстрагирует человеческие фигуры. Эта абстракция отражает тот факт, что, не имея прямого доступа к Дальнему Востоку, большинство европейцев XVIII века сталкивались с жителями этих далеких стран не во плоти, а косвенно, как с товарами, фантазиями и представлениями.

Пиллеман сделал долгую и успешную карьеру, расписывая и оформляя интерьеры в стиле рококо для широкого круга клиентов за пределами родного Лиона; он работал на объектах от Лиссабона до Варшавы и создал множество печатных цветочных и шинуазри рисунков, которые могли быть адаптированы для различных средств, включая текстиль, керамику, мебель, расписные настенные панно и небольшие переносные изделия вроде вееров и табакерок. Его печатные дизайны были популярны, и он, очевидно, позаботился о том, чтобы сделать их привлекательными в качестве самостоятельных объектов на рынке печатной продукции.

Многоцветные листы «Новой сюиты китайских арабесок» привлекали - и до сих пор привлекают - внимание. Они были напечатаны à la poupée, что означает, что несколько цветов краски наносились на разные участки печатной поверхности, прежде чем она проходила через пресс за один проход. Такой способ печати - кропотливый процесс, позволяющий добиться хотя бы некоторой вариативности оттисков, а также притягательных колористических эффектов. Многие из «Новой сюиты китайских арабесок» демонстрируют воздушный голубой тон фона, хорошо подходящий к сюжетам, - результат остаточных следов цветных красок на непротравленных участках поверхности медной пластины. Кроме того, на протяжении всей сюиты можно заметить переходы омбре от одного цвета к другому, поскольку соседние цветные краски слегка перекрывают друг друга на пластинах. Яркие цвета гравюр понравились бы художникам-керамистам, работавшим в стиле рококо, с его конфетными оттенками, а также послужили бы для материализации пышного окружения, которым можно наслаждаться как великолепными произведениями сами по себе.

Буду несказанно благодарен если, зайдя однажды, останетесь с каналом навсегда.

Желающие поддержать канал, в ЧЕТВЁРТЫЙ раз поднимающийся из дзеновских руин, могут присылать донаты.

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.). Пожалуйста, сопроводите перевод сообщением: «Для Каморки».