Найти тему

Французская новая волна: гид сёрфера

Главный метроном в мире кино – это, конечно, Голливуд. К шестидесятым он являл собою монстра, гидру о многих головах. Одна из них – пеплумы. Это дорогущие фильмы на античные и библейские сюжеты, с декорациями в натуральную величину и антрактами на 15 минут.

Всё, как в театре, всё как у людей. По другую сторону лежат мюзиклы: это и череда фильмов про Элвиса, и водевильные мотивы про разъезжих продавцов разных диковинок, и просто истории любви. И, конечно, шестидесятые в американском кино – это расцвет пёстрой, штампованной комедии. Зрительский спрос на такое кино стремительно падал, но другого снимать не могли: в США действовал печально известный Кодекс Хейса, накладывающий цензуру на все чувствительные темы: графичное насилие, безнаказанное злодейство, секс.

Но во Франции никто ничего не запрещал, и это дало начало новой волне: молодые и смелые режиссёры пришли и стали снимать своё кино. Главным правилом было отсутствие правил. Сделать сочувственный фильм про убийцу? Легко. Снять этюд про проститутку? Пожалуйста. Есть и летняя мелодрама про больную раком содержанку. Дам краткий путеводитель по главным фильмам жанра:

1. «Четыреста ударов» (1959), реж. Франсуа Трюффо.

Фильм-предтеча новой волны. Эстетски исполненная история про парижского мальчика, который сбежал из дома. Мальчик, разумеется, символизирует новое французское кино.

2. «На последнем дыхании» (1961), реж. Жан-Люк Годар.

Французский взгляд на историю Бонни и Клайда. История одного преступления, вся жестокость которого нивелируется обаянием Жана-Поля Бельмондо в главной роли.

3. «Клео от 5 до 7» (1962), реж. Аньес Варда.

Исполненная надеждой мелодрама про красивую девушку, которой диагностировали рак. Зритель прогуляется с нею по Парижу, пока она ждёт окончательного диагноза.

4. «Жить своей жизнью» (1962), реж. Жан-Люк Годар.

Тот самый фильм, снятый от лица проститутки. В двенадцати зарисовках Годар размышляет о жизни, смерти и любви.

5. «Нежная кожа» (1964), реж. Франсуа Трюффо

И снова Трюффо завёз эстетики. На этот раз история – про адюльтер как вызов старым буржуазным порядкам.

Список выше – лишь начало заплыва по необозримому морю смыслов и формальных находок французского кино. Что будет дальше – смотрите и узнаете.