Самообразование - это процесс получения и углубления знаний путем самоуправляемой познавательной деятельности.
По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в 2019 году примерно треть (36%) опрошенных в возрасте 25–65 лет были вовлечены в практики самообразования. Наиболее распространённые форматы самообразования включают использование материалов, найденных в интернете (20%), просмотр и прослушивание учебных и научно-познавательных передач по радио и телевидению (17%).
issek.hse.ru
Самая многочисленная профессиональная группа в России - специалисты высшего уровня квалификации (23,7 млн человек или 19,5% от общего числа рабочей силы и экономически неактивного населения, имеющего профессию). Именно эта группа максимально вовлечена в практики самообразования, а представили социально уязвимых категорий населения реже участвуют в них (21%-25%)
Современное поколение активно использует возможности самообразования для развития своих профессиональных навыков и личностного роста.
Это вызвано несколькими факторами, вот некоторые из них:
- Проблемы российского образования. Думаю и так всем понятно и знакомо, как сложно понять друг друга двум поколениям, но молодые специалисты в области образования в дефиците. Добавим к этому еще устаревшие знания и методик.
- Постоянное обновление информации и требований рынка труда. В таких условиях важно быть готовым к изучению новых знаний и навыков на протяжении всей карьеры.
Непрерывное образование
Непрерывное образование - это процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни.
В России 17-20% взрослых участвует в образовании что в 2-3 раза ниже, чем в европейских странах. Это негативно сказывается на материальное положение, социальное самочувствие населения и на производительность труда.
Плачевное состоянии непрерывного образование России видно в сравнении почти с каждой экономически развитой страной. Непрерывное образование обеспечивается системой государственных и общественных институтов. Эксперты считают, если российское образование не получит новый импульс, то Россию будет ждать технологическое и научное отставание. В качестве решения был предложен проект направленный на повышение вовлечения в практики непрерывного образования населения.
Проект "Система непрерывного образования" предлагает создать программы переподготовки и повышения квалификации для взрослых, сформировать не менее 200 центров образования взрослых на базе колледжей, вузов, корпоративных университетов, заочное обучение конвертировать в современные формы с использованием цифровых технологий и организовать единую национальную электронную платформу с образовательными программами и сервисом трудоустройства.
Программа самообразования
Проблемы самообразование в России связаны с внешними факторами(оплата труда, материально-техническое оснащение, перегрузки в работе, бытовые трудности) и субъективными причинами, зависящими от самого человека(недостаток настойчивости, целеустремленности и других навыков, необходимых для самообразовательной работы).
Опасность этих проблем заключается в том, что они мешают повышению профессионализма, знаний и развитию личности. Решение этих проблем заключается в правильной организации самообразования, выборе актуальной темы, определении целей и задач, составлении плана работы и подборе подходящих источников информации.
Программа самообразования - это индивидуальный план обучения, который помогает человеку развиваться и осваивать новые навыки самостоятельно. Вот основные шаги для составление такой программы:
- Найдите мотивацию: необходимо определить, почему вам нужно изучать определенный предмет/область. Важно, чтобы ваше намерения были искренними.
- Сформулируйте цель: выберите одну основную цель, которую хотите достичь, и разбейте ее на более мелкие задачи.
- Составьте список ресурсов: выберите подходящие источники информации, такие как книги, курсы, вебинары, лекции и другие материалы.
- Установите расписание. Отслеживание своего процесса на временном отрезке помогает сохранять мотивацию и заинтересованность, повышает продуктивность и творческий настрой, избегать ложных ощущений прогресса.
- Начните действовать: следуйте составленному расписанию и выполняйте запланированные действия.
- Отслеживайте прогресс: регулярно оценивайте свои достижения и вносите корректировки в программу при необходимости.
Заключение
В заключении статьи можно подчеркнуть важность развития навыков самообразования. Формирование культуры самообразования, готовности к личностному росту и развитию, самоопределению и самоутверждению имеет большое значение для успешного обучения и адаптации в современном обществе.
Для решения проблем самообразования необходимо создание специальных условий в образовательном процессе, направленных на формирование потребности в знаниях, стремления к познанию и развитию собственной личности. Важными аспектами являются грамотное руководство процессом, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а также актуализация их познавательных потребностей.
Таким образом, составление плана самообразования должно включать определение целей и задач, выбор подходящих методов и технологий обучения, а также регулярный мониторинг и оценку результатов. Только комплексный подход к самообразованию позволит учащимся успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира и достичь успеха в личной и профессиональной жизни.
Если было интересно, подпишись и поделить своим мнением в комментариях