Найти тему
Андрей Филинов

Парадные портреты Романовых в Михайловском замке

Оглавление

Парадные залы с парадными же портретами монаршего дома открылись в Михайловском три года назад. В апартаментах камер-фрейлины Анны Сергеевны Протасовой (графиня, славившаяся своей внешней непривлекательностью, к слову, пользовалась благосклонностью трех монархов: Екатерины Второй, Павла Первого и Александра Первого) представлена реконструкция портретной галереи Дома Романовых, созданной по инициативе императора Николая I в 1844 году и располагавшейся прежде в Эрмитаже. Сейчас там экспонируются работы из фондов Русского музея.

Однако, начнем с Рюриковичей.

ИВАН ГРОЗНЫЙ (1530-1584)

 Угрюмов Г. И. 1764, Москва – 1823, Санкт-Петербург Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года Не позднее 1800
Угрюмов Г. И. 1764, Москва – 1823, Санкт-Петербург Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года Не позднее 1800

В конце XVIII столетия императором Павлом I художнику Г. И. Угрюмову было поручено написать для интерьеров Михайловского замка картины на темы выдающихся событий отечественной истории. Сегодня они размещаются там в Воскресенском зале. Так появились полотна «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство». За эти монументальные произведения их автор в 1800 году получил звание профессора. Император лично утвердил тематику картин для Воскресенского зала. В 1801 году император поручил надворному советнику Августу фон Коцебу составить описание его любимого детища, Михайловского замка. Вот что тот написал об убранстве Воскресенксого зала:

В обширной зале, отделанной под желтый с пятнами мрамор...висят шесть больших исторических картин, вышиной в восемь аршин и шириной приблизительно в шесть... Среди них  «"Покорение Казани царем Иваном Васильевичем", картина, писанная Угрюмовым и хорошо сгруппированная, а также "Венчание на царство Михаила Федоровича Романова, деда Петра Великого .. очень хорошо исполненная картина Угрюмова, заслуживающего место между лучшими историческими живописцами своего времени

У немецкого драматурга были сложные отношения с Россией: Павел по началу сослал его в Тобольск, как якобинца, но прочитав написанную им пьесу о лейб-кучере отца, Петра Третьего, восхитился, помиловал, наградил имениями и титулом.

О художнике и картине, копия которой есть в Минской национальной галерее я уже писал здесь.

Теперь - о Романовых.

МИХАИЛ ПЕРВЫЙ РОМАНОВ (1596-1645)

Михаил Федорович - ПЕРВЫЙ русский царь из династии Романовых (который был и немножко Рюриковичем, поскольку приходился двоюродным племянником сыну Ивана Грозного, Федору I Иоанновичу), в 1613 был избран на царствование Земским собором. В марте того же года посольство «от всей Русской земли» прибыло в Кострому, где в Ипатьевском монастыре жили сосланные при Борисе Годунове Михаил с матерью, чтобы пригласить 17-летнего юношу на царство.

Цитирую сайт Виртуального Русского музея:

Несмотря на недоверие к «московского государства людям», послы уговорили Михаила, «и в мыслях не желавшего воцариться в таком великом государстве», не снимать с себя «воли Божией». 14 марта 1613 года инокиня Марфа благословила сына на царство Феодоровской иконой Божьей матери – эта икона с тех пор стала семейной святыней Романовых. Именно этот момент изобразил на полотне Григорий Угрюмов. Программа картины отвечает историческим реалиям, ее сюжет подробно расшифровывается в каталоге Русского музея: "Михаил Федорович с матерью своей стоит на амвоне в соборе Св. Троицы в Ипатьевском Костромском монастыре. Возле него, справа, архиепископ рязанский и муромский Феодорит, перед ним, преклонив колена, подносит ему корону и скипетр боярин Федор Иванович Шереметев. Справа от Шереметева стоит архимандрит Чудовского монастыря Авраам, келарь Троице-Сергиевской лавры Авраам Палицин, князь Владимир Иванович Бахтеяров-Ростовцев с державой и другие депутаты народа".

ПЕТР ПЕРВЫЙ (1672-1725)

Петр Великий был внуком первого в династии царя Михаила. Портретов его предшественников на троне - отца Алексея Михайловича Тишайшего (ВТОРОГО)и старшего брата Федора Алексеевича (ТРЕТЬЕГО) я не снял, хотя они в галерее, разумеется, есть. Но, продолжим считать: Петр ЧЕТВЕРТЫЙ Романов на российском троне.

  • Первый портрет - выполненная Петром Семеновичем Дрождиным (1749-1805) копия хранящейся в Эрмитаже работы известного венецианца Якопо Амигони (1682-1752) «Царь Пётр I с богиней мудрости Минервой». Портрет итальянец написал не с натуры, а уже после смерти императора по заказу лондонского посла Кантемира. Дрождин оставил Петра Алексеевича без мудрости (Миневры).
  • Второй портрет тоже копия, как пишут музейщики, видимо одного из первых портретов Петра, написанных чехом Яном Купецким осенью 1711 года во время пребывания Петра Алексеевича в Карлсбаде.
  • Третий портрет - тримумфальный. Саксонец Иоанн Готфрид Таннауэр (1680-1737), с 1711 года он занимал пост придворного художника при Петре I, изобразил победителя Полтавской битвы - богиня Победы возлагает на царя венок.

ИВАН ПЯТЫЙ (1666–1696)

 Чоглоков М. И. (?) Около 1650 — около 1710 Портрет царя Иоанна V Алексеевича Последняя четверть ХVII века.
Чоглоков М. И. (?) Около 1650 — около 1710 Портрет царя Иоанна V Алексеевича Последняя четверть ХVII века.

Сводный брат Петра Первого, сын царицы Марии Ильиничны, формально тоже ЧЕТВЕРТЫЙ Романов на российском престоле. Более того, при соправлении братьев он именовался "старшим царем", ибо таковым и был по возрасту. Борьбу за власть с регентшей, его старшей сестрой Софией, оставим за кадром. Как и последующие истории о его слабоумии. 19 января 1684 18-летний царь вступил в брак с красавицей Прасковьей Федоровной Салтыковой (1664–1723); имел от нее пять дочерей, одна из которых – Анна, стала императрицей, а правнук наследовал ей, как Иоанн Шестой.. В итоге Петр I формально сохранил двоевластие, хотя сам Иван не принимал никакого участия в государственных делах, ограничиваясь выполнением церемониальных обязанностей.

Автор портрета, Михаил Иванович Чоглоков (1650 — 1710) - московский живописец. Как повествует сайт Виртуального русского музея, в Симоновом монастыре художник с 1684 года устроил «в новопостроенных каменных верхних комнатах царевен стенное живописное письмо, разные всякие притчи». В 1685 был у стенного живописного письма в комнатах царицы Натальи Кирилловны и царевен Софьи, Екатерины, Марии, Феодосии и Натальи (вторая супруга и дочери царя Алексея Михайловича). В марте 1690 расписал для Натальи Кирилловны два шкафа липовых. В 1694 «по письму» Петра I составлял смету иконостаса соборной церкви Преображения Соловецкого монастыря. В 1694 писал портрет царицы Натальи Кирилловны «во успении».

ЕКАТЕРИНА ПЕРВАЯ (1684-1728)

 Бухгольц Г. Портрет императрицы Екатерины I. 1760-1780 (1)
Бухгольц Г. Портрет императрицы Екатерины I. 1760-1780 (1)

Марта Самуиловна Скавронская, не будучи по крови Романовой, стала ПЯТОЙ в династии. Как и положено, изображена в горностаевой мантии, с лентой и звездой орденом св. Андрея Первозванного, в правой руке скипетр, левой — указывает на корону и державу.

Немецкий живописец Генрих Бухгольц (1735 - 1780 ), работал в России с начала 1760-х. Известен как автор множества копий портретов Екатерины II и великого князя Павла Петровича. По просьбе М. В. Ломоносова написал живописный эскиз к неосуществленной мозаике "Покорение Азова в 1696 году". Помимо оригинальной живописи, много занимался копированием - вот и приведенное полотно написано по портрету Екатерины I кисти Жана-Марка Натье .

ЦАРЕВИЧ ПЕТР (1715-1719)

Всего у Петра Великого от двух жен родилось десять детей и семеро из них не достигли взрослого возраста. Петр Петрович был шестым по счету ребенком Петра I и Екатерины I. После смерти в 1718 старшего сына императора царевича Алексея, тот возлагал на младенца Петра большие надежды.

Царевич Петр был объявлен наследником престола. И на картине мы видим соответсвующие символы: императорскую корону и ленту ордена Св. Андрея Первозванного. Да и солнце на головой амурчика тоже знак монаршей власти. Вспомни короля-солнце Людовика XIV, а Каравак - француз. В 1716, вскоре после приезда в Россию, Луи Каравак (1684-1754) по заказу Светлейшего князя Меншикова написал оригинальный портрет царевича Петра Петровича. Сохранилось несколько изображений царевича, восходящих к оригиналу Каравака - в Третьяковской галереи, в Русском музее, в Эрмитаже.

АННА ИОАННОВНА (1693-1740)

Неизвестный художник. Портрет Анны Иоанновны. Тип Каравака
Неизвестный художник. Портрет Анны Иоанновны. Тип Каравака

После смерти Екатерины Первой на престол ШЕСТЫМ Романовым взошел внук Петра Первого, сын казненного Алексея Петровича, Пётр II Алексеевич.(Его снимка у меня тоже нет). Царствие его не продлилось и трех лет - умер он на 15-м году жизни, и с ним пресеклась прямая мужская линия династии. На трон призвали дочь Ивана Пятого, курляндскую герцогиню Анну. Она стала СЕДЬМОЙ в династии. Мой смартфон запечатлел ее в версии вездесущего Каравака, в горностаях и с Андреем Первозванным на груди. Наследником она определила тоже представителя иоанновой ветви Романовых - Ивана Антоновича Браунгшвегского. Его мать Анна Леопольдовна была внучкой соправителя Петра Великого Ивана Пятого. Родилась она в браке его дочери Екатерины с немецким князем Карлом Леопольдом. И в замужестве за Антоном Ульрихом родила нам будущего императора - Иван Шестой Антонович стал ВОСЬМЫМ Романовым на Руском троне. Процарствовал он меньше года и был свергнут дочерью Петра Елизаветой.

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА (1709-1761)

  • На первом портрете будущая императрица Елизавета Петровна, изображена обнаженной в образе Флоры, лежащей на синей, подбитой горностаем мантии — знак принадлежности к императорской семье. В правой руке она держит миниатюру с портретом отца - Петра I, к рамке которой прикреплена Андреевская синяя лента. Несколько шокирует, что ребенку приданы формы взрослой женщины, но, говорят искусствоведы, по тогдашней моде это было вполне допустимо.
  • Второй портрет - копия. Подлинник работы Георга Кристофа Гроота хранится в Третьяковке. Впервые в русском искусстве мастер написал императрицу в маскарадном костюме с театральной маской. Домино (для справки - от монашеского облачения доминиканцев) - накидка с рукавами и капюшоном, которую мужчины и женщины надевали на маскарад.
  • Парадный портрет - он и есть парадный портрет: горностаи, корона, скипетр в правой руке, левая указывает на на хрустальную державу, уютно покоящуюся на пурпуровой бархатной подушке, андреевская муаровая лента с орденом, шелка и перлы - все, как заказывали... ДЕВЯТАЯ Романова на престоле.

ПЕТР ТРЕТИЙ (1728-1762)

Карл Петер Ульрих матери не знал - Анна Романова, дочь Петра Великого, выданная им по любви за Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского, через пару месяцев после родов померла. Не обзаведясь законным наследником тетя Лиза передала престол племяннику, уроженцу немецкого города Киль. С тех пор, западные историки и правоведы считают, что в России правили не Романовы, а романовская ветвь Гольштинских Готторпов. Мы с ними категорически не согласны, потому что на этих портретах, как не крути,- родной внук Петра Первого, и в жилах его потомков, пусть и седьмая вола на киселе, но текла голубая романовская кровь. И это ДЕСЯТЫЙ правитель из Романовых, хоть и немец.

  • На первом портрете изображен пока Великий Князь Петр Федорович. Постаралась кисть тоже немца - Георга Христофоровича Гроота. из Вюртенберга. С июля 1741 был придворным живописцем у Елизаветы Петровны, хранителем дворцовых картинных галерей и даже автором икон для придворной церкви Вознесения Христова в Царском Селе. Создал целую галерею портретов российской аристократии. Его учеником был И. Аргунов.
  • На втором Антропов изобразил уже императора в мундире лейб-гвардии Преображенского полка, в треуголке, с офицерским нагрудным знаком и орденом Св. Андрея Первозванного (лента и звезда). Воинский шлем с двуглавым орлом, военные трофеи под ним, жест, указующий на военные шатры - вероятно, намек на его желание идти отвоевывать у Дании отцовскую вотчину. Так-то ратных успехов у него не было - наоборот, он обнулил результаты теткиных усилий в Семилетней войне.
  • На Рокотовском портрете император тоже воинствен, указывает на некую битву. И тоже в мундире преображенца. Напомним, что и Преображенский Лейб-Гвардии полк, хотя и последним, но тоже присоединился к перевороту, свергшему Петра III с престола. Как раз в 1762 году, которым портреты датированы.

ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ (1729-1796)

Саксонская немка Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, законная супруга российского императора Петра Третьего, родилась в польском городе Щецине (до того, как Сталин подарил его Польше он был немецким Штеттиным). Подробности биографии абсолютно русской императрицы Екатерины Второй всем хорошо известны, как и дела ее. Поэтому лишь затвердим: она ОДИННАДЦАТАЯ Романова на российском троне. К слову, при ее правлении Иван Шестой, многолетний узник, был убит охраной в 23-летнем возрасте при попытке его освободить.

По поводу первого портрета кисти уже упомянутого здесь Гроота пока Великой Княгини с удовольствием цитирую сайт виртуального русского музея:

Перед нами совсем юная дама, о внешности которой Станислав Понятовский с европейской галантностью восторженно писал: «Черные волосы, восхитительная белизна кожи, большие синие глаза навыкате, много говорившие, очень длинные черные ресницы, острый носик, рот, зовущий к поцелую, руки и плечи совершенной формы, средний рост – скорее высокий, чем низкий, походка на редкость легкая и в то же время исполненная величавого благородства, приятный тембр голоса, смех, столь же веселый, сколь и нрав ее, позволяющий ей с легкостью переходить от самых резвых, по-детски беззаботных игр к делам государственной важности…»
Изображение отличает удивительное живописное мастерство, большое внешнее сходство с оригиналом и тонкая психологическая проницательность, деликатное понимание внутреннего мира высокопоставленной модели. Художник мастерски выписал нарядный костюм по последней французской моде того времени и изысканное, сияющее бриллиантами головное украшение в виде цветочной ветви. Однако на фоне великолепия костюма становится еще более заметным состояние тревоги, омрачающей нежный образ великой княгини. В ее удлиненном, породистом лице нет и намека на то удивительное обаяние и уверенность в себе, отличавшие будущую Екатерину Великую. Здесь она лишь маленькая немецкая принцесса, благодаря игре случая ставшая невестой наследника русского престола – своего малопонятного взбалмошного троюродного брата. В настороженном лице как бы застыл вопрос: что ждет ее впереди в этой загадочной, но такой манящей России?

Действительно, женщина портрете только-только вышла замуж. Отношения с супругом не заладились. Сын-наследник еще не родился и при таком раскладе неизвестно, будет ли... Неважные дела... Усыпанный брильянтами орден Святой Екатерины слабое утешение. Скорее напоминание, что Екатерина - великомученица.

Иное дело - второй портрет. Парчовое платье со шлейфом, ленты и и ордена Св.  Андрея Первозванного и Св.  Георгия, в кресле рядом с Екатериной — любимая левретка. Но контраст не в этом - поза, лицо... Императрица!

ПАВЕЛ ПЕРВЫЙ (1754-1801)

Екатерина Великая хотела бы, чтобы ее сменил на престоле внук - Александр Павлович. Но ДВЕНАДЦАТЫМ Романовым на престоле стал сын, Павел Петрович. Не стану пересказывать историю их взаимоотношений и трагического царствования изображенного на портрете человека. Замечу лишь, что будучи воспитанным в советской школе на советских учебниках истории, я и сегодня не без труда преодолеваю сидящее внутри a priori негативное отношение к царствующим особам. Вот и Павел, как не относись к нему, ничего дурного своему Отчеству не желал. Вот прочитаешь оду Степана Руссова на годовщину восшествия Павла на престо и по-другому посмотришь на государя-императора:

Рассек на части их <крепостных> недели,
Чтоб три дня барщину потели,
А три дня жали свой загон;
Детей и сирых бы кормили,
А в праздник слушать бы ходили
Святой божественный закон

или

Ты вредной роскоши не любишь,
Разводишь с нею свой народ,
На кисти золота не губишь
И гонишь ухищрения мод.

или

Не шло чтоб сено вместо чаю
И вместо кофия овес
По времени, по урожаю
Всему дал цену ты и вес.
  • На портрете Феодосия Яненко (1762-1806) император изображен в мундире лейб-гвардии Преображенского полка, в треуголке, с орденами св. Андрея Первозванного, св. Александра Невского , св. Анны и св. Иоанна Иерусалимского (известного нам как мальтийский крест)
  • Жан Луи Вуаль (1744-1803) (француз известен еще и тем, что не согласился отречься от идей Великой французской революции и, уехав из России в 1893 году, вернулся туда только после смерти Павла) изобразил юного великого князя с орденами св. Андрея Первозванного и св. Анны - наградами, положенными наследнику престола по статусу. Лицо Павла от природы выразительно и на портретах он всегда легко узнаваем. В Минской галерее можно увидеть еще один портрет великого князя
  • На картине Евстафия Мошкова мы видим сцену крещения Луизы Марии Августы, дочери маркграфа Баденского Карла Людвига в православие под именем Елизаветы Алексеевны. Церемония происходила 9 мая 1793 в большой придворной церкви Зимнего дворца. В центре картины - совершающий миропомазание митрополит Гавриил. Справа - матушка Екатерина Вторая. Далее будущий супруг Александр Павлович и деверь Константин Павлович. Свекор цесаревич Павел Петрович и свекровь великая княгиня Мария Федоровна задвинуты в правый верхний угол полотна. Слева - игуменья новгородского Сыркова монастыря Александра (Шубина), светлейший князь Платон Зубов (последний фаворит императрицы) и пока еще не имперский канцлер Александр Безбородко (Зубов отодвинул его от императрицы не только на полотне).
  • А на картине Васлия Истомина Павел Петрович уже монарх и в центре композиции. Ну, как в центре... На переднем плане художник изобразил себя самого в группе товарище со свитком в руке, на коем значится «Писал сию картину сей Василей Истомин, с 20-о мая кончил 2 дня ноября 1801го года» А написана процессия в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре, переносящая после зимы икону Тихвинской Одигитрии к месту постоянного хранения. Слева икону держит Павел, справа наследник-цесаревич Александр Павлович. Рядом – императрица Мария Федоровна и великий князь Константин Павлович. В процессии и граф Безбородко, и предводитель уездного дворянства П. В. Римский-Корсаков, дед композитора, и заказчик картины – архимандрит Тихвинского монастыря Герасим (Князев). Его фигура в митре выделяется среди прочих священнослужителей. И многочисленное народонаселение Тихвина.
  • На портрете кисти неизвестного художника великому князю Константину Павловичу (1779-1831), второму сыну императора, не более двадцати. Юноша еще не знает, какой разлад он внесет в династию своим морганатическим браком и как трагически его имя отзовется на сенатской площади четверть века спустя. Участник суворовских походов, битв с Наполеоном, главнокомандующий польской армии и фактический наместник империи в Варшаве. Во время Польского восстания 1830–1831 покинул Польшу. По дороге в Белосток заболел холерой и умер. Изображен с лентой ордена Св. Андрея Первозванного, знаком командора ордена Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден) и знаком ордена Св. Анны на ленте на шее.
  • Всего у Павла Петровича и Марии Федоровны было десять детей: четверо сыновей и шесть дочерей. Во младенчестве умерла только пятая, Ольга. Остальные великие княжны были выданы в европейские монаршие дворы и стали, кто герцогиней, а кто и королевой Нидерландов, как младшенькая Анна Павловна. Александра Павловна (1783–1801) – на портрете еще великая княжна, старшая дочь великокняжеского семейства. В 1799 после страстей вокруг несостоявшегося брака со шведский королем Густавом Четвертым вступивший на престол Павел выдал дочь за австрийского эрцгерцога Иосифа. Стала она вместе с супругом правительницей Венгрии с титулом "палатина венгерская". Императорский двор принял ее без восторга, и вскоре она умерла от послеродовой горячке. В городе Будапеште на могиле любимой сестры Александр Первый построил церковь во имя великомученицы Александры. Вот еще один ее портрет из ярославской галереи.
  • Масон, председатель масонской ложи "Белый Орел" Иосиф Олешкевич (1777 - 1830) за это полотно получил звание академика. Сюжет картины имел историческое основание. В 1796 году Павел I издал указ, согласно которому императрица Мария Федоровна (1759–1828), урождённая принцесса София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская, должна была руководить Воспитательным обществом благородных девиц. С 1797 года она возглавила управление, занимавшееся делами народного просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, которое в 1854 году в память о ней было названо «Ведомством учреждений императрицы Марии». В его ведении находились Смольный институт благородных девиц, женские гимназии, приюты для слепых и глухонемых, детей, вдов, отставных военных, больницы, учебные заведения. Благотворительность стала главной целью жизни императрицы. Она основала Екатерининские институты в Петербурге и в Москве, учредила мещанское училище в Москве, училище глухонемых в Павловске и многие другие воспитательные и сиротские заведения. Все свое огромное состояние завещала патронируемым ею воспитательным и благотворительным заведениям. В картине видим масонские символы: большая рассеченная облаком пирамида на заднем плане и солнце на груди центральной фигуры — императрицы.

АЛЕКСАНДР ПЕРВЫЙ (1777-1825)

Александр I Павлович − старший сын императора Павла I и Марии Федоровны, император Всероссийский, протектор Мальтийского ордена, великий князь Финляндский, царь Польский и прочая и прочая. После Отечественной войны 1813 года и заграничного похода русской армии победитель Наполеона имел огромный международный авторитет. На Венском конгрессе инициировал создание Священного союза европейских монархов (1815), который сам и возглавил. Вел победоносные войны с Персией , Турцией и Швецией , в результате которых к Российской империи были присоединены Восточная Грузия, Финляндия, Бессарабия , Азербайджан .

Воспитывался бабушкой Екатериной II в духе философии просветительства. Вступил на престол в 1801 году после убийства отца группой заговорщиков. Главную цель его первоначальной внутренней политики составили уравнение сословий в правах и уничтожение крепостного права. В «Положении об устройстве учебных заведений» утверждались три новых принципа: бессословность образования, бесплатность обучения на низших ступенях и преемственность учебных программ. Были основаны пять университетов, три лицея, в том числе Царскосельский. В губерниях, уездах и селах начали работать гимназии, уездные училища и приходские школы. Вот за эти заслуги перед Отечеством ТРИНАДЦАТЫЙ Романов на троне был прозван Благословенным,

  • Неизвестный художник изобразил цесаревича с «парадной» погремушкой-свистком, выполненной для младенца-императора Иоанна Антоновича и подаренной через 30 лет Екатериной II внуку Александру. Поверхность золотого шара погремушки покрыта растительным прорезным узором и усыпана бриллиантами, рубинами и изумрудами. С одной стороны игрушки — навершие из слоновой кости, с другой — свисток и колечко для шнурка. Погремушка передавалась каждому новорожденному наследнику престола и ныне ее можно увидеть в «Алмазном фонде» Московского Кремля.
  • На портрете Джоджа Доу (1781-1829) (вклад англичанина в русское изобразительное искусство велик:в 1819 приехав в Россию по приглашению императора Александра I, он создал со своими русскими помощниками Поляковым и Голике 322 портрета генералов для Военной галереи Зимнего дворца) император изображен в вицмундире лейб-гвардии Кавалергардского полка. Очень скромный портрет - ни тебе орденских лент и усыпанных брильянтами звезд, величиной с десертную тарелку. Св. Андрея, прикрытый эполетой и колодка, где военные и памятные награды. Треуголка украшена плюмажем имперских цветов - как раз Александр Первый добавил к двум ранее признанным черному и желтому белый (серебряный).

Александр не оставил наследника. Две его дочери умерли во младенчестве. Так что вопрос престолонаследия для него был не праздным. В своей поэме "Струфиан" Давид Самойлов так описал эти сомнения:

Но кто же будет за Россию
Перед всевышним отвечать?
Неужто братец Николай,
Который хуже Константина...
А Миша груб и шелопай...
Какая грустная картина!.

На портрете он изображен в последний год жизни. А внезапная смерть

Всю жизнь свою провёл в дороге,
Простыл и умер в Таганроге
(А.С.Пушкин)

породила легенду о старце Федоре Кузьмиче, который, якобы, и был тайно оставившим трон императором. К слову, Давид Самойлов в "Струфиане" изложил еще более фантастическую версию - императора украли инопланетяне.

НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ (1796‒1855)

Иван Гудовский специализировался на копировании монарших портретов. Подлинник принадлежит кисти немца Фридриха Крюггера, который писал Николая I неоднократно, с регалиями. Здесь император в общегенеральском  мундире с лентой и звездой Св. Андрея Первозванного, Св. Владимира 1-й степени, большим Владимирским крестом. В колодке на груди: орден Св. Георгия 4-й степени, медаль "За русско-турецкую войну 1828-1829", знак ордена Нидерландского Льва, знак отличия "За беспорочную службу". Третий сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, стал ЧЕТЫРНАДЦАТЫМ Романовым на троне. Его интронизации предшествовал подавленный им в 1825-м бунт декабристов. Правил под лозунгом «самодержавие, православие, народность». Личность и деятельность императора вызывала противоречивые оценки современников — от восторженного почитания («рыцарь самодержавия») до категорического неприятия («жандарм Европы»). Сам он так в одном из писем излагал свое кредо:

"Странная моя судьба. Мне говорят, что я - один из самых могущественных государей в мире... что я, стало быть, мог бы по усмотрению быть там и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один ответ: долг! Да, это не пустое слово для того, кто с юности приучен понимать его так, как я. Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, все должно умолкнуть перед этим одним чувством и уступать ему, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жесткий, признаюся, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан, чтобы мучиться".

https://www.nkj.ru/archive/articles/4008/ (Наука и жизнь, ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I И ЕГО ЦАРСТВОВАНИЕ)

Александра Федоровна (Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, 1798—1860) — дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы, вышла замуж за великого князя Николая Павловича в 1817 году. Николай Лавров (1820—1875), молодой художник, который спустя годы прославился портретами ее сына, изобразил Александру Федоровну не самостоятельно, а как раз на основе одного из самых известных полотен кисти шотландки Кристины Робертсон (1796-1854). За годы своей работы в России (с 1839 года) он написала портреты Александры Федоровны, ее дочерей Александры и Марии, невестки ее Марии Александровны, Историк граф Михаил Бутурлин подтрунивал:

Модная Британская артистка написала поочередно всю царскую семью во весь рост и получила за то около ста тысяч рублей серебром... не прошло и шести лет, как все эти знаменитые произведения перешли из дворцовых зал в полутемные коридоры, и о г-же Робертсон едва ли кто ныне помнит.

Как видим, он оказался не вполне прав.

Брак Николая с прусской принцессой, как водится был вполне династическим и целью его оставалось укрепление политического союза России и Пруссии, но союз оказался счастливым и многодетным (четыре сына и три дочери). Дочь поэта Федора Тютчева и в то время фрейлина цесаревны писала в своих воспоминаниях:

Император Николай питал к своей жене, этому хрупкому, безответному и изящному созданию, страстное и деспотическое обожание сильной натуры к существу слабому

После смерти свекрови, императрицы Марии Федоровны, она стала попечительницей благотворительных учреждений. Ее именем назван Александринский театр в Петербурге. Ей посвящена строка В. А. Жуковского «Гений чистой красоты», повторенная затем А. С. Пушкиным.

Картина Василия Бовина (1815-1870) подтверждает слова Жуковского. Такие прекрасные лица... И цесаревич (о нем ниже), и великая княжна Мария Николаевна (1819–1876.) В 1839 эта девочка в кружевном чепчике вышла замуж по любви за названного внука Наполеона, герцога Максимилиана Лейхтенбергского. На свадьбу им брат-император подарил тот самый дворец (Мариинский), где сегодня заседают питерские законодатели. После смерти от чахотки мужа герцогиня тайно обвенчалась и состояла в морганатическом браке с графом Г. А. Строгановым. В то время она была уже президентом (и очень неплохим) Императорской академии художеств.

АЛЕКСАНДР ВТОРОЙ (1818-1881)

  • В том числе и за этот парадный портрет императора уроженец Любека Георг Ботман в 1873 получил звание придворного живописца. Александр II — старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, урожденной Шарлотты Прусской стал ПЯТНАДЦАТЫМ Романовым на троне,. Воспитание получил под руководством Василия Жуковского. Поэты плохому не научат - реформы Александра Николаевича разнообразны и глубоки: введение гласности бюджета, отмена телесных наказаний, принятие университетского устава, проведение земской и судебной реформ, введение всеобщей воинской повинности, создание новой кредитно-банковской системы, суда присяжных. Империя приросла новыми территориями на Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Наиболее известное деяние Александра, за которое он получил поименование Освободитель - подписание вопреки позиции большинства членов Государственного совета «Положения 19 февраля 1861 года», по которому крестьяне освобождались с землей (что важно!) за выкуп. Амнистию декабристов, петрашевцев, участников польского восстания их идейные последователи не приняли во внимание, когда забросали бомбами кортеж императора на Екатерининском канале. На месте гибели Александра теперь стоит православный храм, названный в народе Спас на крови.
  • Императрица Мария Александровна (1824-1880), в девичестве Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария, официально была дочерью великого герцога гессенского Людовика II. По сложившейся традиции российских императриц много сил отдавала благотворительности. Но силы эти таяли быстро. Умерла Мария Александровна от чахотки. Монарший брак был по началу счастливым Наследник престола женился на юной принцессе по любви и вопреки своим венценосным родственникам, которых смущали сплетни о чистоте происхождения невесты. Но по восшествии на престол Александр Николаевич стал заводить фавориток. Последние годы больной туберкулезом императрицы были омрачены тем, что супруг фактически создал вторую семью с княжной Екатериной Долгорукой, жившей с детьми от Александра II в Зимнем дворце. Через месяц после кончины Марии Александровны император обвенчался с Долгоруковой морганатическим браком. Сблизился император с ней как раз в 1866 году, которым портрет кисти Ивана Макрова датирован. Среди его полотен особенно выделяются своей грациозностью детские и женские. Эти портреты транслируют чувство собственного достоинства, умение исполнять долг жены, матери; они даже элегичны и не лишены тонкой лирики. Судите сами, хотя бы по представленному здесь портрету.

АЛЕКСАНДР ТРЕТИЙ (1945-1894)

Александр III Александрович так же как и его дед Николай Павлович не должен был стать российским самодержцем. Он был вторым сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Но в 1865 году в Ницце от менингита скоропостижно скончался его старший брат, цесаревич Николай - и Александр Александрович стал ШЕСТНАДЦАТЫМ Романовым на престоле. При нем весы российской политики качнулись вправо - император слыл консерватором. Прозванный "миротворцем" за то, что при нем внешние недруги России поумерили свои агрессивные намерения, царь был страстным собирателем произведений искусства. Его коллекции легли в основу Русского музея императора Александра III в Петербурге. Ныне это Русский музей. И на портрете Николая Богацкого этот потомок разнобразных немецких, датских, шведских королей, князей и князьков выглядит вполне себе этаким русским богатырем. Каковым, в сущности, и был. Не удержусь и повторю здесь и без меня хорошо известный анекдот о том, что некий солдат Орешкин хлебнул лишнего и разбуянился в трактире прямо под портретом самодержца. Его пытались урезонить, мол, окстись - сам государь на твое непотребство смотрит. "А плевал я на вашего государя" - раздухарился солдат. Ну и повязали его за оскорбление величества. Александр на деле подследственного начертал:

«Дело прекратить, Орешкина освободить, впредь моих портретов в кабаках не вешать, передать Орешкину, что я на него тоже плевал».

НИКОЛАЙ ВТОРОЙ (1868-1918)

Александр Третий так любил своего рано умершего старшего брата, что женился на его невесте датский принцессе Дагмар (в крещении Мария Федоровна) и старшего сына в честь него назвал Николаем. Вот он, полный тезка умершего цесаревича, и стал СЕМНАДЦАТЫМ Романовым на русском троне. Его трагическая судьба еще раз напоминает, что самая опасная профессия в Российской империи - это быть императором. Пытливый взгляд замечает совпадения: первого в династии Романовых звали Михаилом, последний венчанный император отрекся от престола в пользу своего брата Михаила. Династия началась в Ипатьевском монастыре и закончилась в доме Ипатьева в Екатеринбурге. С расстрелом царя, его семьи и близких меня связывает личная история. Информационно сопровождая экспертизу найденных на Коптяковской дороге останков в 1990-м году, я погрузился в тему, немало времени провел на съемках в екатеринбургском бюро судмедэксепертиз, держал в руках череп царя-страстотерпца. О чем и написал здесь.

На сайте виртуального Русского музея читаем:

Мраморные бюсты императорской четы Николая и Александры были выполнены Матвеем Антокольским в Париже. Они имели успех и неоднократно повторялись скульптором не только в мраморе, но и в бронзе. Особой выразительностью отличается портрет Александры Федоровны, где техническое совершенство исполнения сочетается с красотой самой модели и редкой проникновенностью образа, граничащей с пророческим предвидением трагической судьбы императрицы.

Автор же парадного портрета Николая Второго Эрнст Липгарт (1847-1932) последние годы жизни так и провел во дворце главным хранителем картинной галереи Эрмитажа.

И ЕЩЕ НЕМНОГО ЖИВОПИСИ...

Уж коли запечатлел эти полотна, не выбрасывать же теперь... О картине Адольфа Йебенса на сайте Виртуального русского музея читаем:

B. М. Глинка, историк, писатель, знаток русской военной формы, писал об этой картине: «В данной сцене изображено, как по команде разводящего новый часовой принимает тулуп от сменяемого им товарища. Держа ружье за «шейку», он ныряет левой рукой в освободившийся рукав тулупа, в то время как сменяемый солдат, выступая из-за спины нового часового, поспевает скинуть и подсунуть ему второй рукав» (Глинка. Ил. 97). Изображенная на картине смена караула лейб-гвардии Измайловского полка происходит на углу Дворцовой набережной и Адмиралтейского проезда. На дальнем плане – восточное крыло Адмиралтейства. Рядом с будкой часового – газовый фонарь (газовое освещение впервые появилось в Петербурге в 1839 на Невском проспекте и Дворцовой площади). Светлана Моисеева

Художник, работавшим в России с 1845 по 1863 годы, был придворным портретистом, а также писал жанровые сцены, преимущественно военной тематики.


Характерная черта полотен Иебенса – тщательная проработка всех элементов военного мундира, что позволяет рассматривать его полотна в качестве исторического источника. Любование мундиром, столь глубоко пронизавшее все общество при Николае I, также нашло свое выражение в картинах Иебенса.
Наиболее известна в России его сюита, посвященная русской армии и состоящая из более чем ста тридцати полотен. Самые ранние из них выполнены в конце 1840-х — начале 1850-х годов. Это в основном сцены солдатского быта. Картина, поступившая в Русский музей из бывшего музея лейб-гвардии Измайловского полка (Петроград) в 1918, и иногда упоминаемая под названием «Измайловцы в деревне», является типичным примером творчества Иебенса этого периода. Позднее более официальные парадные сюжеты почти полностью вытеснят тему быта из работ живописца.

Другой Адольф, француз Ладюрнер отобразил на полотне то, о чем писала петербургская хроника:

Парад по случаю торжественного освящения Александровской колонны начался в одиннадцать часов утра с объезда войск императором Николаем I и продолжался до половины четвертого. В этот день в строю находилось 92 340 человек, а именно: 86 батальонов пехоты, 106,5 эскадронов конницы при 248 орудиях. На Неве стояло 15 судов. В двенадцать часов, после выхода императрицы Александры Федоровны на специально выстроенную на уровне второго этажа Зимнего дворца балюстраду, состоялся молебен с коленопреклонением, провозглашено многолетие правящему императорскому дому и вечная память императору Александру I. С последними словами протодьякона занавес, закрывавший колонну, опустился, открыв ее многочисленным зрителям. «Раздалось единодушное ура» стотысячного войска и загремели выстрелы с расставленных в строю пушек, с кораблей и крепости. Торжественное шествие двинулось с балкона; крестный ход духовенства, а за ним Государыня Императрица, со всем Высочайшим Двором, в сопровождении по сторонам роты Дворцовых Гренадер спустились с балкона на площадь и обошли памятник тихо и величаво». В час дня войска двинулись мимо памятника. Открывала церемониальный марш гвардия, за которой следовали гренадеры, за ними шли военно-учебные заведения, потом армейская пехота – в сомкнутых колоннах, пешая артиллерия, кавалерия в сомкнутых полковых эскадронных колоннах, конная артиллерия и пионерный эскадрон. Памятник поручили охранять роте дворцовых гренадер. Сам император поставил первого часового у решетки. В половине четвертого площадь очистилась от войска.

Александровская колонна воздвигнута на Дворцовой площади в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата, императора Александра I, над Наполеоном.

Вот такова наша отечественная история - монументальная, как Александрийский столп. Она опровергает пессимизм латинской сентенции: Sic transit gloria mundi. Наша слава не проходит бесследно.

Спасибо за внимание.