2 января 1974 года
"Итоги прошедшего года неутешительные... Меня продолжают травить, но это не главное. Главное то, что меня не выдвинули в Верховный Совет".
Невыдвижение в Верховный Совет - верный признак скорой отставки с должности министра. Екатерина Алексеевна хотела было пойти на прием к Брежневу, но как опытный аппаратчик просчитала ситуацию и решила не "лезть на рожон". Что-то ей подсказывало, что она должна утроить осторожность и "работать не покладая рук". Далее Фурцева вспоминает историю и все чаще в записях мелькает фамилия Демичев. Суслов недоволен им в ЦК и самое место Демичевым укрепить минкульт.
"Неужели Демичев хочет повторить мой путь - из Секретарей в министры? Или он думает, что человек важнее должности?... Демичев сам по себе, кроме жены и дочери, вряд ли кому нужен. Остальным важна его должность".
Как известно, Петр Нилович Демичев займет должность министра Культуры после смерти Фурцевой. Ему сохранят статус Кандидата в члены Политбюро ЦК.
10 января 1974 года
"Всякий раз, когда берут за жабры кого-то из жуликов-администраторов, критикуют меня... В последний раз Кириленко выговаривал мне по поводу Тамбовской филармонии. Администратор и киноактеры давали левые концерты, а на ковер вызвали меня. Вместо того, чтобы вызвать республиканского министра и председателя Госкино! "
На самом деле Е. А. пыталась решить эту проблему. Она советовалась с замначальника управления БХСС Советского Союза. Но они вместе ничего не придумали. Дело было вот в чем. Артисты жаловались ей на низкие ставки и усталость, "а сами в отпуске дают по шесть концертов в день. Это они так "отдыхают" - написала Е. К. в тот же день в своем Дневнике. С другой стороны, зрители в восторге, что увидели знаменитость. Они не знают, и им плевать, что вместо 30 копеек с них взяли рубль и выдали фальшивый билет. А директор дома Культуры, в свою очередь, доволен, что выполнил план и себя не забыл.
Ситуация патовая.
2 февраля 1974 года
"В ЦК недовольны тем, что в списке на "народную РСФСР" оказалась Нина Дорлиак... В прошлом году так же, с боем, пробивала "народную" Зыкиной и Максимовой. В позапрошлом - Кондрашину. Каждый год за кого-то приходится воевать".
Нина Дорлиак была женой Святослава Рихтера - любимца Фурцевой. За это ей и стопорили присвоение "народной". Но неофициально, Е. А. говорили, что Нина за последние 28 лет ничего не сделала такого, чтобы из "заслуженных" ее повысить в "народные". Кроме того, происхождение Дорлиак было аристократическое. Как будто сталинский лауреат Алексей Толстой был из рабочих, - отвечала на это министр. Аппартные интриги - были, есть и будут.
Фурцева пишет с каким трудом ей удалось пробить звания "народных" для Зыкиной, Максимовой, Кондрашина.
Кстати, режиссер Юрий Любимов, спустя 15 и 20 лет после кончины министра, не мог успокоится и поминал как она с Зыкиной в бане мылась. Видимо, совместный поход в баню статусных женщин был "пунктиком" в голове главрежа Таганки. Уж слишком навязчиво он поминал этот эпизод.
Балерину Максимову читатели знают. А вот дирижёр Кирилл Кондрашин (1914-1981) в 1978 году стал "невозвращенцем". Попросил политубежище в Голландии. Позднее выяснилось, что немало сил к этому приложили Вишневская-Ростропович. Глядишь не сдернули бы на старости лет они Кондрашина, то пожил бы и поработал он подольше.
20 февраля 1974 года
"Не могу понять, как мать может оставить своего ребенка. Заслуженная артистка, кавалер ордена "Знак Почета" ушла от мужа к другому и оставила десятилетнего сына мужу. О мотивах такого решения говорит, не стесняясь, - ребёнок будет мешать строить новую жизнь... Моему возмущению нет предела. Была бы моя воля , я бы выгнала эту дрянь из театра и вообще из искусства"
О ком это она? Фамилия актрисы в Дневнике не названа. Ваши предположения, читатели? Помогите разгадать этот ребус.
1 марта 1974 года
"За границей меня часто спрашивают об Ахматовой. Иностранные делегации хотят посетить ее музей. Они даже представить не могут, что нет такого музея. Написала в ЦК записку с предложением к десятилетию со дня смерти Ахматовой открыть в Ленинграде ее музей. Получила отказ в грубой форме - в Ленинграде и без того хватает музеев".
На самом деле решение об открытие музея Ахматовой состоится в 1988 году, а открыт он будет 24 июня 1989 года. Спасибо за это Председателю Ленсовета, коммунисту Владимиру Ходыреву (1930 г. р) и министру Культуры СССР, коммунисту Василию Захарову ( 1934-2023).
17 марта 1974 года
"Демичев выступает против постановки "Игрока" в Большом театре... Нынешний цэковский стиль руководства культурой заключается в том, чтобы дождаться самого разгара репетиций, который актеры называют "предпремьерной горячкой", и запретить постановку".
На снятие оперы настаивал Секретарь ЦК КПСС Петр Демичев. Он считал, что "Игрок" худшее произведение Достоевского - безидейное, чуждое советскому искусству. По всей видимости Фурцева имела с ним несколько раундов переговоров. Где приводила аргументы в поддержку постановки "Игрока". Вот они:
1. Достоевский обличал пороки буржуазного общества в "Игроке".
2. "Игрока" уже поставили в СССР - в Эстонии, в Тарту, в 1970 году. Более того, они перевели его на эстонский язык. Прецедент уже есть.
3. За границей Достоевского чтут больше других наших классиков "Игрок" в Большом - сильный козырь и против антисоветчиков и для немалого числа ценителей Достоевского на Западе.
4. Автор музыки оперы - Сергей Прокофьев - выдающийся советский и русский композитор.
5. Постановщик оперы - Борис Покровский - не антисоветчик. Это проверено всей его биографией. Он мастер своего дела с великолепным вкусом. Фурцева верит его слову.
Согласитесь, читатели, веские аргументы.... Петр Нилович Демичев с ними согласился. Оперу увидели зрители.
Продолжение следует... Не забывайте ставить Лайки!
Все статьи по Дневникам Е. А. Фурцевой: