Найти тему

Стилизация реконструкции: носили ли на бал украшения из серебра и бронзы?

Если вы попытаетесь вспомнить материалы украшений на женских парадных портретах 19 века, то, вероятно, сразу назовете бриллианты, жемчуга, кораллы, драгоценные/полудрагоценные камни и золото, классическое желтое золото.

Означает ли это, что другой металл, кроме золота, не использовался в бальных украшениях до конца 19 века, когда ювелиры стали использовать платину? Давайте разбираться.

Сразу уточню периоды-исключения - в начале 19 века на волне возврата к природе (весьма гедонистического, надо сказать) бальные украшения могли быть нестандартными, включая, например, бусы. Так, через 9 месяцев после свадьбы, в 1831 году Пушкин написал жене: "Голкондских алмазов дожидаться не намерен, и в новый год вывезу тебя в бусах". Заложенные алмазы матери Гончаровой были приданным Натальи Николаевны, Пушкин не внес за них платеж, после чего они были утрачены. А беременную жену Пушкин утешил бусами, заодно оставив нам источник на странное на балах:)).

Мы также не рассматриваем самый конец 19 века, когда для парадных украшений с бриллиантами начинают использовать платину ("...Легкость и тонкость изделий начала XX века были бы невозможны, не начни ювелиры использовать платину. Платина изредка встречается в изделиях XIX века, однако именно в начале XX она получила постоянную прописку в ювелирных мастерских" - пишут Беннетт и Маскетти в основополагающей для нашей статьи работе "Ювелирное искусство. Иллюстрированный справочник по ювелирным украшениям" - далее [1]). Платина же сделала украшения легкими - "Прочность и твердость платины позволяли мастерам сократить массу металла в оправе до минимума, кроме того, больше можно было не опасаться, что изделие потускнеет" [1].

Есть также локальные исключения типа чугунных украшений первой трети века ("берлинское железо") и серебряных-янтарных-эмалевых украшений отдельных представительницы богемы из движения Искусств и ремесел. Но все это - акты осознанного отклонения от стандарта.

Каков же стандарт?

Я многим уже рассказывала про то, что серебро и бронзу вовсе не носили на балах. Однако эфир про прически от Кати Андрейченко и Никиты Ивановского придал мне, наконец, стимула докопаться в вопросе до какой-то степени определенности, и, надо сказать, концепция не поменялась, но уточнилась.

Все началось с огранки бриллиантов:) Современная круглая огранка с большим количеством граней, делающая бриллианты столь яркими, появилась лишь к концу 19 века. Тусклость бриллиантов старых огранок (розой, валиком и тд) усугублялась желтизной, если оправить их в золото, что в условиях свечного освещения было особенно критичным. Таким образом, нужен был белый металл, и ювелиры вынуждены были использовать серебро в качестве подложки бриллиантов до тех пор, пока платина не смогла заменить его в украшениях.

Слово Беннету и Маскетти:

На протяжении всего XIX века, за редким исключением, в украшениях из бриллиантов присутствовало и золото, и серебро; серебро - сверху, чтобы подчеркнуть белый цвет камня, золото - снизу, чтобы сделать украшение прочным и избежать окрашивания кожи или одежды. ...Относительная мягкость серебра заставляла ювелиров увеличивать массу оправы, дублируя ее золотом, чтобы сделать прочнее и избежать черных следов от серебра на коже и одежде. В результате украшения становились тяжелыми, массивными, неудобными в носке при больших размерах и тускнеющими с течением времени.

Таким образом, серебро действительно всегда есть в украшениях 19 века с бриллиантами, несмотря на его очевидные ювелирные недостатки.

Во-вторых, все дело в оправе:) В первой трети 19 века происходит переход от полностью закрытой оправы бриллиантов (задник полностью закрыт металлом) к открытой. Пример - пара бриллиантовых серег-подвесок, сделанных в 1800-1820х годах . "В изделиях этого переходного периода встречаются бриллианты как в открытых, так и в устаревших закрытых оправах. Последние изготавливались исключительно из серебра, открытые же оправы были с золотой задней частью и серебряной передней. Данные серьги являются примером сочетания открытых и закрытых оправ" [1].

-2

А вот "устаревшая" закрытая оправа полностью из серебра:

Пара бриллиантовых серег в характерной серебряной оправе. Кон. XVIII в. Бриллианты огранки «роза» редко встречаются в изделиях английских и французских ювелиров, изготовленных после 1820 г., если они и использовались, то только маленьких размеров, чтобы подчеркнуть другие элементы украшения [1}.
Пара бриллиантовых серег в характерной серебряной оправе. Кон. XVIII в. Бриллианты огранки «роза» редко встречаются в изделиях английских и французских ювелиров, изготовленных после 1820 г., если они и использовались, то только маленьких размеров, чтобы подчеркнуть другие элементы украшения [1}.

Таким образом, если речь идет об украшении с бриллиантами, то до конца 19 века оно будет полностью серебряным (как вариант, изнанка будет продублирована золотом, чтобы не пачкать кожу). Другие примеры украшений из бриллиантов в серебряной оправе:

Боюсь, это единственный кейс использования серебра в "стандартных" ювелирных украшениях 19 века. Я также не нашла источников на бронзу, медь и прочие металлы в украшениях (буду благодарна, если кто-то сталкивался с ними и может поделиться). При этом широко использовалась латунь, а также подобные ей сплавы типа пинчбека, для имитации золота в украшениях для тех, кто не мог позволить себе золота.

Откуда тогда столь большое количество украшений 19 века из серебра, которое дошло до нас? Все сказанное выше относится к балам европейской и российской знати. Украшения для менее состоятельных слоев населения, а также дневные украшения, делались в том числе из серебра.

Напоследок предлагаю посмотреть на бальные украшения (или их зияющее отсутствие), написанные непосредственными их очевидцами. Последнее крайне важно, поскольку сеть забита фантазийными изображениями балов, которые активно используются как иллюстрации и организаторами балов, и авторами текстов про исторические танцы - и при этом цементируют миф про широкие улыбки, глубокие декольте и "сбтшные" позиции рук в 19 веке.

Ну аутентичных изображениях балов мы видим, что большинство многие дамы не имеют украшений вовсе. Это незамужние девушки, которым этикет предлагает цветы как лучшее украшение молодости:

Однако, если украшения есть, то это либо жемчуг, либо бриллианты, либо золото.

Больше картинок с украшениями: выборка всех имеющиеся в журналах гравюры с украшениями по годам: 1882-1885 и 1830-1835 годов.

Хобби
3,2 млн интересуются